24.11.2011 г. Решение от 08.11.2011 г. об удовлетворении иска прокурора Иволгинского района РБ к администрации МО `Иволгинский район` РБ, МУЗ `Иволгинская ЦРБ` о понуждении к обустройству специальных приспособлений для доступа инвалидов.



Дело № 2-671/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Иволгинск                                                                 08 ноября 2011 года

Судья Иволгинского районного суда Республики Бурятия Батоцыренова Р.Б.,

при участии помощника прокурора Иволгинского района Республики Бурятия Цыбеновой Д.Н.,

представителя ответчика муниципального учреждения здравоохранения «Иволгинская центральная районная больница» по доверенности Дашиевой Л.З.,

при секретаре Муравьевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Иволгинского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Иволгинский район», муниципальному учреждению здравоохранения «Иволгинская центральная районная больница» о понуждении к обустройству специальных приспособлений для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски в здания муниципального учреждения здравоохранения «Иволгинская центральная районная больница»

у с т а н о в и л:

Прокурор Иволгинского района Республики Бурятия обратился в Иволгинский районный суд с исковым заявлением ссылаясь на то, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов. В ходе проверки выявлены нарушения прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры. В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года №181-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации     независимо    от организационно правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих    кресла-коляски    и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Проверкой выполнения требований ст. 15,17,30 Градостроительного кодекса РФ и ст.ст. 15, 16 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения беспрепятственного доступа детей-инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур установлен факт отсутствия пандусов на объектах: фельдшерско-акушерский пункт с. Поселье, детское отделение МУЗ «Иволгинская ЦРБ». В Нижнеиволгинской и Хурамшинской врачебных амбулаториях в настоящее время проводится капитальный ремонт, между тем, в проектно-сметной документации отсутствуют работы по оборудованию данных объектов пандусами. На 2012 г. запланирован капитальный ремонт фельдшерско-акушерских пунктов в с. Верхняя Иволга, с. Каленово, с. Красноярово, с. Ошурково, в Сотниковской врачебной амбулатории, при этом, документацией не предусмотрено обустройство пандусов при входе в здания. Считает, что доступ инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в здания МУЗ «Иволгинская ЦРБ» ограничен. Данные помещения находятся в собственности муниципального образования «Иволгинский район, переданы в оперативное управление МУЗ «Иволгинская ЦРБ». В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного значения. В соответствии с п. 3.13 Строительных норм и правил 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» утвержденных Постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года №73, в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения. Статьей 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» регулируются вопросы социального обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В частности, предусмотрено, что органы местного самоуправления создают условия инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья. В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина; основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обеспечивает инвалидам равные с другими гражданами возможности в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Согласно ст. 12 Закона Республики Бурятия к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним инвалидов, относятся в том числе и объекты здравоохранения. Статьей 13 данного закона предусмотрено, что в соответствии с федеральным законодательством объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, указанные в статье 12 настоящего Закона, должны обустраиваться и оснащаться специальными приспособлениями и оборудованием, предназначенными для обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов. Считает, что несоблюдение положений Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» нарушает конституционные права инвалидов на охрану жизни и здоровья, которые не отчуждаемы, принадлежат каждому от рождения и охраняются законом. Согласно ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений. Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка. Указанные обязанности органом местного самоуправления, а также МУЗ «Иволгинская ЦРБ» не исполняются. В результате этого допущены существенные нарушения конституционных прав инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.

В судебном заседании помощник прокурора Цыбенова Д.Н. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика - муниципального учреждения здравоохранения «Иволгинская центральная районная больница» по доверенности Дашиева Л.З. исковые требования не признала.

Представитель ответчика администрации МО «Иволгинский район» РБ – Баханов О.В., действующий на основании доверенности, на судебное заседание по рассмотрению данного гражданского дела не явился, не поставив при этом суд в известность о причинах своей неявки, несмотря на то, что был своевременно и надлежащим образом извещен о месте и времени его проведения, что подтверждается распиской с собственноручной подписью последнего, судом с учетом мнения сторон принято решение о рассмотрении дела в его отсутствии.

Выслушав участников процесса, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, суд находит, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года №181-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации     независимо    от организационно правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих    кресла-коляски    и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного значения. В соответствии с п. 3.13 Строительных норм и правил 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» утвержденных Постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года №73, в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения. Статьей 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» регулируются вопросы социального обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В частности, предусмотрено, что органы местного самоуправления создают условия инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина; основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обеспечивает инвалидам равные с другими гражданами возможности в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Согласно ст. 12 Закона Республики Бурятия к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним инвалидов, относятся в том числе и объекты здравоохранения. Статьей 13 данного закона предусмотрено, что в соответствии с федеральным законодательством объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, указанные в статье 12 настоящего Закона, должны обустраиваться и оснащаться специальными приспособлениями и оборудованием, предназначенными для обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов. Считает, что несоблюдение положений Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» нарушает конституционные права инвалидов на охрану жизни и здоровья, которые не отчуждаемы, принадлежат каждому от рождения и охраняются законом. Согласно ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений. Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка.

Как было установлено в судебном заседании, в Нижнеиволгинской врачебной амбулатории в настоящее время проводится капитальный ремонт, между тем, в проектно-сметной документации отсутствуют работы по оборудованию данного объекта пандусами. На 2012 год запланирован капитальный ремонт фельдшерско-акушерских пунктов в с. Верхняя Иволга, с. Каленово, с. Красноярово, с. Ошурково, в Сотниковской врачебной амбулатории, при этом, документацией не предусмотрено обустройство пандусов при входе в здания.

    Таким образом, исковые требования прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,

р е ш и л:

Исковое заявление прокурора Иволгинского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Иволгинский район», муниципальное учреждение здравоохранения «Иволгинская центральная районная больница» обустроить входные группы зданий МУЗ «Иволгинская центральная районная больница» пандусами для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски: Нижнеиволгинской врачебной амбулатории, фельдшерско-акушерского пункта с. Верхняя Иволга, фельдшерско-акушерского пункта с. Каленово, фельдшерско-акушерского пункта с. Красноярово, фельдшерско-акушерского пункта с. Ошурково, Сотниковской врачебной амбулатории, фельдшерско-акушерского пункта с, Поселье в срок не позднее 01 января 2012 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в 10-дневный срок со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                                                           Батоцыренова Р.Б.