Приговор в отношении гражданки Резановой Е.Ф., умышленно причинившей тяжкий вред здоровью, опасный для жизни человека, повлекший по неосторожности смерть.



               Дело

П Р И Г О В О Р

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Ивня Белгородской области              17 ноября 2011 г.

Ивнянский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Шапилова А.Ф.

с участием:

государственного обвинителя - прокурора Ивнянского района Белгородской области Крылова В.В.

подсудимой Резановой Е.Ф.,

защитника - адвоката Голевой И.А., представившей удостоверение №76 и ордер

№ 028788 от 15.11.2011 г.

при секретаре Струковой Г.Н.

а также представителя потерпевшего - адвоката Мешкова М.Н., представившего удостоверение № 571 от 16.11.2005 г. и ордер № 036582 от 11 ноября 2011 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении:

Резановой Е.Ф., (указано) года, уроженки и жительницы (указано), гражданки (указано), образование (указано), не судимой,

обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ст. 105 ч.1 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Резанова Е.Ф. умышленно причинила тяжкий вред здоровью, опасный для жизни человека, повлекший по неосторожности смерть М.Р.А.

Преступление совершено в ночь с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ в с. Н. <адрес> при таких обстоятельствах: Резанова Е.Ф., будучи в состоянии алкогольного опьянения в период с 00 часов до 01 часа в помещении летней кухни своего домовладения, расположенного по адресу: ул. (указано), д. (указано) с. Н., в ходе ссоры со своим сожителем М.Р.А., также находившимся в состоянии алкогольного опьянения, из-за того, что Резанова Е.Ф. отказывалась предоставлять ночлег М.Р.А., наносили друг другу удары по телу, причем М.Р.А. наносил удары деревянной палкой найденной им в коридоре. После того как Резанова Е.Ф. вырвала из рук М. деревянную палку и выйдя на улицу выбросила её, она вновь, вернувшись в летнюю кухню, взяла находившийся там топор и на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений из-за произошедшей ссоры, прошла в комнату, где находился не оказывавший ей сопротивление М.Р.А. и умышленно, с достаточной силой нанесла не менее пяти ударов обухом топора в область головы и лица М.Р.А., причинив умышленно потерпевшему тяжкий вред здоровью, повлекший по неосторожности его смерть в реанимационном отделении Яковлевской центральной районной больницы Белгородской области ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того в ходе ссоры с М.Р.А., когда они наносили друг другу удары, Резанова Е.Ф. причинила М.Р.А. телесное повреждение в виде трех ссадин на тыльной поверхности правой кисти, которые не причинили вреда его здоровью.

Органами следствия Резанова Е.Ф. обвиняется в убийстве М.Р.А.

В судебном заседании подсудимая Резанова Е.Ф. свою вину в убийстве Магомедова признала частично. Пояснила, что ударила топором М., поскольку ей стало обидно за высказанные им оскорбления и причиненные побои. Убивать его она не хотела.

Не отрицая нанесения потерпевшему ударов топором, количество ударов не помнит. При этом не отрицает, что в момент нанесения ударов топором по голове, М. сопротивления не оказывал и угрозы в ее адрес не высказывал.

О нанесении ударов топором по голове стоявшего к ней спиной М. в ходе ссоры с ним в ночь с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ Резанова Е.Ф. сообщила и в протоколе явки с повинной (т.1 л.д.47-48), добровольность которых сомнению не подвергает.

При воспроизведении обстоятельств произошедшего ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.106-110, 111-118) Резанова Е.Ф. на месте происшествия пояснила детали причинения ею тяжких телесных повреждений потерпевшему и механизм причинения повреждений.

По заключению судебно-психиатрической экспертизы (т.2 л.д.54-59) во время проверки показаний Резановой Е.Ф. на месте, никаких признаков оказания на Резанову Е.Ф. психологического воздействия со стороны допрашивающего или других лиц, которое могло существенно повлиять на дачу ею показаний - нет.

Вина подсудимой в совершении преступления, в объеме, установленном приговором, подтверждается результатами осмотра места происшествия, заключениями судебных экспертиз, показаниями свидетелей.

В ходе осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ года (т.1 л.д.17-26) при осмотре помещения летней кухни домовладения Резановой Е.Ф. были обнаружены и изъяты: топор со следами крови; женский халат со следами крови.

По заключению судебно-биологической экспертизы (т.1 л.д.199-206) на халате и топоре, представленных на исследование, имеются следы крови, которые происходят от М.Р.А.

Согласно заключения эксперта (т.2 л.д.11-18) на представленных вещественных доказательствах: смыве с пола, фрагменте кожзаменителя со спинки дивана, фрагменте ткани с матраца, фрагменте ткани с пледа, фрагментах обоев (с потолка, со стены около входа в комнату, со стены около дивана), тельняшке, используемой в качестве половой тряпки, изъятых в ходе осмотра места происшествия ДД.ММ.ГГГГ в домовладении Резановой Е.Ф., обнаружена кровь, которая могла произойти как от М.Р.А., так и от Резановой Е.Ф. при наличии у нее повреждений, сопровождающихся наружным кровотечением.

Поскольку согласно заключения судебно-медицинской экспертизы (т.1 л.д.161) такого рода телесных повреждений у подсудимой не было, то указанные следы крови принадлежат М.Р.А.

Из заключения медико-криминалистической судебной экспертизы (т.1 л. д.178-185) усматривается, что на фрагментах бумажных обоев со стены около дивана и со стены у входа имеется группа следов брызг крови, имеющих один источник происхождения. На фрагменте обоев с потолка имеется помарка крови, след образовался в результате динамического контакта свежеокровавленной поверхности ограниченного предмета, шириной не более 2,0 см.

Выводы экспертов подтверждают то обстоятельство, что Резанова Е.Ф. нанесла несколько ударов топором по голове М.Р.А., на котором после первого удара образовались следы крови.

Об этом свидетельствует и заключение судебно-медицинской экспертизы трупа М.Р.А., и данные его медицинской карты (т.2 л.д.90-94), из которых следует, что многолучевые ушибленные раны в теменно-височной области слева и в области левой ушной раковины с открытым оскольчатым вдавленным переломом костей свода черепа слева с переходом на основание образовались от минимум двукратного воздействия тупого твердого предмета с ограниченной травмирующей поверхностью, имеющей ребра и углы. Таким предметом в том числе, мог быть обух топора. Остальные телесные повреждения (кровоподтеки на голове и лице, ссадины на правой кисти) образовались также в срок, который может соответствовать ночи с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ, не отображают их узкогрупповых и индивидуальных признаков. Для образования этих повреждений необходимо было как минимум 4 травматических воздействия, в том числе - как минимум 3 воздействия в область головы и лица, и как минимум 1 в область правой кисти. Между причинением М.Р.А. повреждений в область головы и лица и наступлением его смерти имеется прямая причинная связь.

Повреждения в области головы и лица причинили здоровью М.Р.А. тяжкий вред по признаку опасности для жизни. Согласно данным медицинской карты смерть М.Р.А. наступила ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 35 минут.

Правильность заключений экспертов, имеющих необходимый стаж и квалификацию, сомнений не вызывает, поскольку их выводы научно обоснованы, даны на основании исследований трупа погибшего, его медицинской карты и биологических образцов подсудимой, произведенных в соответствии с существующими методиками.

Свидетель Р.А.М. показал, что ДД.ММ.ГГГГ в начале второго часа ночи к нему домой пришла Резанова Е.Ф. и попросила быстрей пойти к ней домой. Когда он зашел в летнюю кухню Резановой Е.Ф., то увидел лежащим на диване М.Р.А. Голова того была в крови, на кровати и полу была кровь. В это время в комнату зашла его мать (Р.А.Я.) и спросила у Резановой, зачем она это сделала. Резанова Е.Ф. ничего не ответила. Заподозрив, что М. убили, он позвонил в полицию и скорую помощь.

Показания Р.А.М. подтвердила свидетель Р.А.Я.

Из показаний А.А.Ю. следует, что она работает фельдшером отделения скорой помощи МУЗ «Ивнянская центральная районная больница». ДД.ММ.ГГГГ она по вызову приехала в с. Н., где в 2 часа 05 минут ее встретили Резанова Е.Ф. и Р.А.М. На вопрос что случилось, Резанова Е.Ф. объяснить ничего не смогла. Когда они прошли в летнюю кухню, на диване она увидела М., у которого на голове было полотенце в крови. Присутствовавший при этом Р.А.М. сказал, что Резанова в ходе ссоры ударила М. топором по голове, а затем убежала. Топора в этой комнате она не видела. Оказав М. первую помощь она (А.А.Ю.) доставила его в отделение скорой помощи Яковлевской центральной районной больницы.

Допрошенный в качестве потерпевшего М.М.А., проживающий в с. (указано) <адрес>, указал, что у него был старший брат М.Р.А. Примерно в 1996 году брат уехал в Харьковскую область Украины, и связь с ним была утеряна. М.Р.А. был хорошим человеком, он был не конфликтный и никогда не устраивал ссор и драк. Считает, что Резанова Е.Ф. за убийство его брата должна понести строгое наказание.

Согласно заключения амбулаторной комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы (т.2 л.д.33-37) Резанова Е.Ф. хроническим психическим расстройством, временным психическим расстройством, слабоумием или иным болезненным состоянием психики, которое делало её неспособной осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, не страдает в настоящее время, не страдала ими на период времени, относящийся к инкриминируемому ей деянию. У Резановой Е.Ф. установлены признаки синдрома зависимости от алкоголя. По состоянию своего психического здоровья в применении к ней принудительных мер медицинского характера не нуждается.

В судебном заседании подсудимая была правильно ориентирована, понимала суть происходящего, давала ответы на поставленные вопросы. Поэтому у суда не возникает сомнений в ее психической полноценности, о чем также показали в судебном заседании свидетели, ввиду чего в отношении содеянного Резанову Е.Ф. следует считать вменяемой.

Заключение комиссии врачей психологов и психиатров (т.2 л.д.33-37), имеющих надлежащую квалификацию и стаж, научно обоснованно, получено в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона на основании непосредственного обследования подсудимой, всестороннего исследования данных, о её личности и представленных материалов дела.

Доказательства вины Резановой Е.Ф., собранные в ходе предварительного следствия и представленные в суде, являются допустимыми и относимыми, поскольку они получены в соответствии с требованиями УПК РФ, последовательны, совпадают между собой в деталях и хронологически по времени, указывают, где и при каких обстоятельствах Резанова Е.Ф. совершила преступление.

Несоответствие показаний подсудимой в части нанесения телесных повреждений М.Р.А. лезвием топора заключению судебно-медицинской экспертизы (т.2 л.д.90-94) о том, что повреждения головы и лица у М.Р.А. могли образоваться от обуха топора и повреждений, характерных для образования в результате воздействия лезвия топора не имеется, суд связывает с нахождением Резановой Е.Ф. в момент совершения преступления в состоянии алкогольного опьянения, что, по мнению экспертов (т.2 л.д.37), повлияло на незначительное снижение процессов памяти подсудимой.

Факт нахождения Резановой Е.Ф. в момент совершения преступления в состоянии алкогольного опьянения, кроме показаний подсудимой, подтверждается протоколом ее медицинского освидетельствования, проведенного в 7 часов 15 минут ДД.ММ.ГГГГ (л.д.61 т.1), показаниями свидетеля А.А.Ю.

Действия Резановой Е.Ф. суд квалифицирует по ст. 111 ч.4 УК РФ, как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.

В ходе предварительного и судебного следствия подсудимая указывала на отсутствие у неё умысла на убийство М.Р.А. После нанесения ударов топором, убедившись, что потерпевший подает признаки жизни, она сообщила о случившемся соседям Р.А.М., Б.С.Н., которые вызвали полицию и скорую медицинскую помощь. Потерпевший был доставлен в больницу, где скончался через неделю после случившегося.

Таким образом, имея реальную возможность довести свой умысел на убийство до конца, Резанова Е.Ф. не воспользовалась этим.

Поэтому характер её действий в момент преступления, её последующее поведение свидетельствуют о направленности умысла на причинение телесных повреждений потерпевшему, а не смерти. В связи, с чем квалификацию действий Резановой Е.Ф. органами следствия и государственным обвинителем по ст. 105 ч.1 УК РФ суд считает необоснованной и завышенной.

Доводы представителя защиты о том, что Резанова Е.Ф. совершила преступление в состоянии аффекта ввиду высказанных М. оскорблений в её адрес и адрес её покойной матери, причиненных побоев, суд признает несостоятельными.

Мотивом преступления суд считает личные неприязненные отношения, возникшие у Резановой Е.Ф. вследствие измененных алкоголем чувств личности и в связи с оскорблением и побоями в результате ссоры с М.

По смыслу закона состояние, о котором говорится в ст. 113 УК РФ, представляет собой исключительно сильное, быстро возникающее и бурно протекающее эмоциональное состояние, которое можно охарактеризовать как «взрыв» эмоций в ответ на насилие, издевательство, тяжкое оскорбление.

Указанные обстоятельства по настоящему делу не установлены.

Ссора между подсудимой и потерпевшим продолжалась в течение определенного времени и являлась обоюдной: они высказывали друг другу оскорбления, наносили друг другу удары по телу, при этом М. наносил удары найденной им в коридоре деревянной палкой. Резановой Е.Ф., согласно заключения судебно-медицинской экспертизы (т.1 л.д.161) были причинены телесные повреждения, не причинившие вреда её здоровью: кровоподтеки передней поверхности области левого плечевого сустава, локтевой поверхности левого предплечья, внутренней поверхности правой голени, ссадины наружной поверхности правого плеча.

Вырвав палку из рук М., Резанова с ней вышла на улицу, а М. прошел в комнату. Однако Резанова вооружившись топором, прошла в комнату, где находился обращенный к ней спиной потерпевший, и умышленно с достаточной силой нанесла обухом топора несколько ударов по голове М., то есть действовала обдуманно.

По заключению судебной комплексной психолого-психиатрической экспертизы (т.2 л.д.37) Резанова Е.Ф. в момент совершения инкриминируемого ей деяния в состоянии физиологического аффекта не находилась, о чем свидетельствует отсутствие характерной динамики развития, течение эмоциональных реакций, специфических изменений сознания и восприятия.

Данная экспертиза проведена в соответствии с требованиями закона, экспертами, обладающими специальными познаниями в области судебной психиатрии, психологии; каких-либо противоречий, неясностей выводы экспертов не содержали, и оснований для проведения дополнительной или повторной экспертизы не имелось.

Таким образом, насильственные действия Резановой в отношении М. не были непосредственной реакцией на оскорбление и побои в ходе обоюдной ссоры. Она правильно оценивала происходящее, действовала не спонтанно или импульсивно, а осознанно, и алкогольное опьянение, в котором подсудимая находилась, способствовало проявлению агрессии в возникшей конфликтной ситуации.

Не находилась Резанова и в состоянии необходимой обороны либо превышении ёе пределов, поскольку между их ссорой с М. прошел промежуток времени: в момент нанесения ударов топором М. какой-либо угрозы для подсудимой не представлял и угрозы в её адрес не высказывал.

Потерпевший М.Р.А., (указано) года рождения, уроженец (указано), проживающий без регистрации в (указано), не работавший, гражданин (указано). По месту фактического проживания характеризуется положительно (т.2 л.д.116).

Привлекался к административной ответственности за проживание без регистрации и 19.07.2011 года по ст. 20.1 ч.1 КоАП РФ за мелкое хулиганство. На учете у врача-нарколога и психиатра не состоял (л.д.117-122 т.2).

Для достижения целей наказания при его назначении суд учитывает, что Резанова Е.Ф. не судима. Привлекалась к административной ответственности за изготовление с целью сбыта спиртных напитков домашней выработки.

На учете у врача-нарколога и врача-психиатра Ивнянской ЦРБ не состоит (т.2 л.д.130-131). По месту жительства до совершения преступления характеризуется положительно (т.2 л.д.125).

Резанова Е.Ф. не работает, злоупотребляет спиртными напитками.

Сведений о наличии у подсудимой заболеваний, которые препятствовали бы отбыванию ею наказания, не имеется.

Обстоятельств, отягчающих наказание подсудимой по делу, не установлено.

Смягчающими наказание Резановой Е.Ф. обстоятельствами суд в соответствии с

п.п. «з, и, к» ч.1 ст. 61 УК РФ признает её явку с повинной, активное способствование подсудимой раскрытию преступления, противоправное поведение потерпевшего М.Р.А., оказание помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления.

С учетом совершения Резановой Е.Ф. особо тяжкого преступления, данных о её личности и поведения в быту, суд назначает Резановой Е.Ф. наказание в виде лишения свободы, отбывание которого следует определить в исправительной колонии общего режима, как того требует п. «б» ч.1 ст.58 УК РФ, с ограничением свободы.

Оснований для применения положений ст. ст. 64 и 73 УК РФ при назначении подсудимой наказания в судебном заседании не установлено.

Гражданский иск по делу не заявлен.

У подсудимой Резановой Е.Ф. жалоб на нарушение ее процессуальных прав при проведении предварительного следствия - нет.

Руководствуясь ст. ст. 307-309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л:

Признать Резанову Е.Ф. виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст. 111 УК РФ (в редакции Федерального Закона от 07 марта 2011 года №26-ФЗ) и назначить ей по этой статье наказание в виде лишения свободы сроком на пять лет в исправительной колонии общего режима с ограничением свободы на срок один год.

При отбывании наказания в виде ограничения свободы установить Резановой Е.Ф. следующие ограничения: не изменять место жительства без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденным наказания, один раз в месяц являться в указанный орган для регистрации и не выезжать за пределы муниципального образования, в котором она будет проживать, без согласия указанного специализированного государственного органа.

Срок наказания Резановой Е.Ф. исчислять с 17 ноября 2011 года.

Меру пресечения в отношении осужденной Резановой Е.Ф. до вступления приговора в законную силу изменить с подписки о невыезде и надлежащем поведении на заключение под стражу. Взять под стражу из зала суда.

По вступлении приговора в законную силу вещественные доказательства по делу, хранящиеся в комнате вещественных доказательств Ивнянского районного суда: срез со следами крови с матраца дивана; срез со следами крови с пледа; срез обоев с пятнами крови с потолка домовладения Резановой Е.Ф.; срез обоев со следами крови со стены около входа в комнату; срез обоев со следами крови со стены около дивана; половая тряпка (тельняшка) со следами крови; футболка и толстовка М.Р.А.; халат Резановой Е.Ф. с наложениями крови; топор со следами крови; деревянную палку - уничтожить, так как они не представляют ценности и не востребованы сторонами.

Приговор может быть обжалован в судебную коллегию по уголовным делам Белгородского областного суда в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденной Резановой Е.Ф. в тот же срок со дня вручения ей копии приговора с принесением кассационной жалобы через Ивнянский районный суд Белгородской области.

В случае подачи кассационной жалобы и (или) представления осужденная Резанова Е.Ф. вправе ходатайствовать о своем участии в их рассмотрении в суде кассационной инстанции.

Председательствующий - подпись - Шапилов А.Ф.