Решение о внесении изменений в договор приватизации жилого помещения.



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Ивня Белгородской области 28 октября 2010 года

Ивнянский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Шапилова А.Ф.,

при секретаре Струковой Г.Н.,

с участием: представителя истицы Дмитриевой Т.Ф. - Даниленко Ю.К.,

представителя ответчика Золотухиной С.П.,

с извещением: истицы Дмитриевой Т.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дмитриевой Т.Ф. к администрации Верхопенского сельского поселения Ивнянского района Белгородской области о внесении изменений в договор приватизации жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

По договору приватизации жилого помещения семье истицы безвозмездно передана в собственность трехкомнатная квартира по адресу: Белгородская область, Ивнянский район, с. В. В договоре неправильно описана разновидность жилого помещения и не указан поименно третий участник приватизации - Дмитриев С.М., сын истицы, что стало препятствием в оформлении наследственных прав истицы на 1/3 долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение после смерти своего супруга - Попова Ю.П.

Дело инициировано иском Дмитриевой Т.Ф., которая просит внести в договор изменения в части описания разновидности объекта недвижимости в соответствии с документами технического учета и включить в состав приобретателей по договору своего сына - Дмитриева С.М.

В судебном заседании представитель истицы Даниленко Ю.К. поддержала заявленные требования.

Представитель ответчика Золотухина С.П. иск признала. Признание иска принято судом.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным истицей доказательствам, суд признает исковые требования Дмитриевой Т.Ф. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Истицей представлены суду убедительные и достаточные доказательства, подтверждающие факт заключения договора приватизации жилого помещения, неправильное описание в договоре разновидности переданного жилого помещения, невнесение в текст договора поименно третьего участника приватизации, которым является её сын, а также невозможность во внесудебном порядке привести договор в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами.

Договором на передачу и продажу квартир (домов) в собственность гражданам в Белгородской области от (указано) года подтверждается факт безвозмездной передачи семье истицы трехкомнатной квартиры общей площадью (указано) кв. м по адресу: Белгородская область, Ивнянский район, с. В. Договор зарегистрирован в Ивнянском БТИ. Согласно договору квартира передана на семью, состояющую из трёх человек, однако третий участник приватизации поименно в договоре не указан л.д. 3).

Тот факт, что третьим участником приватизации является сын истицы, Дмитриев С.М., подтверждается объяснениями истицы в судебном заседании, заявлением на приватизацию жилого помещения, справкой о составе семьи на момент приватизации л.д. 5, 22).

Факт открытия наследства на 1/3 долю в праве на указанное жилое помещение подтверждается свидетельством о смерти Попова Ю.П. л.д. 20) и справкой нотариуса л.д. 21).

Право истицы на наследование имущества после смерти Попова Ю.П. подтверждается её свидетельством о заключении брака с наследодателем л.д. 19), а факт принятия истицей указанного наследства подтверждается справкой нотариуса л.д. 21).

Согласно справке нотариуса истице отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство на долю умершего супруга в указанном жилом помещении в связи с расхождением описания разновидности объекта недвижимости в правоустанавливающем документе - договоре приватизации (где объект указан - квартира) и документе технического учета (где объект указан - часть жилого дома), не позволяющем однозначно идентифицировать объект недвижимого имущества, права на который заявлены, а также в связи с тем, что не указаны поименно все стороны, участвующие в приватизации л.д. 21).

Из технического паспорта Ивнянского БТИ от (указано) года следует, что приобретенное семьей истицы в общую долевую собственность по договору приватизации жилое помещение представляет собой не квартиру, а часть жилого дома с кадастровым номером (указано), общей площадью (указано) кв. м, в том числе жилой - (указано) кв. м, с хозяйственно-бытовыми строениями и сооружениями, расположенными на земельном участке с кадастровым номером (указано), площадью (указано) кв. м по адресу: Белгородская область, Ивнянский район, с. В. л.д. 6-9).

Согласно справок Ивнянского БТИ от (указано) года расхождение площади жилого помещения по договору приватизации с площадью, указанной в техническом паспорте, произошло за счет уточнения размеров комнат, а правообладателями указанного жилого помещения (по 1/3 доле в праве) являются истица Дмитриева Т.Ф. и наследодатель Попов Ю.П. Сведения о правообладателе оставшейся 1/3 доли в праве на жилое помещение отсутствуют л.д. 10).

Из представленного определения арбитражного суда Белгородской области от (указано) года следует, что деятельность РТП «Ивнянское» (правопреемника ТП «Ивнянское») прекращена в связи с ликвидацией предприятия л.д. 22).

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах на указанную часть жилого дома отсутствуют, что подтверждается представленным в судебное заседание уведомлением из Ивнянского отдела Росреестра.

Представленные заявительницей доказательства являются относимыми, допустимыми, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности полностью подтверждают обстоятельства, на которые истица ссылается как на основания своих требований.

Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Поскольку отсутствует завещание, постольку имеет место наследование по закону (ст. 1111 ГК РФ).

Согласно ст. 72 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 года N4462-1 одним из условий выдачи свидетельства о праве на наследство является определение состава наследственного имущества.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ свидетельство о праве на наследство является правоустанавливающим документом и служит основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Ввиду расхождения описания разновидности объекта недвижимости в правоустанавливающем документе - договоре приватизации (где объект указан - квартира) и документе технического учета (где объект указан - часть жилого дома), не позволяющем однозначно идентифицировать объект недвижимого имущества, на который заявлены права, отказ нотариуса в выдаче свидетельства о праве на наследство является правомерным.

Согласно ст.ст. 8 и 11 ГК РФ защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется судом, а гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из судебного решения, являющегося, в соответствии со ст. 17 Закона о регистрации, правоустанавливающим документом.

В силу п. 1 ст. 18 упомянутого Закона правоустанавливающие документы должны отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержать описание недвижимого имущества.

Краткое описание объекта недвижимого имущества осуществляется на основании документов, удостоверенных организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества на территории регистрационного округа (п. 23 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением правительства РФ от 18.02.1998 г. № 219).

На территории Ивнянского района Белгородской области органом, осуществляющим технический учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, является Ивнянское БТИ. Документами, содержащими описание недвижимого имущества, являются кадастровый и технический паспорта БТИ из которых следует, что приобретенное семьей истицы в общую долевую собственность по договору приватизации жилое помещение представляет собой не квартиру, а часть жилого дома с хозяйственно-бытовыми строениями и сооружениями.

Суд признает доказанным приобретение семьей истицы по договору приватизации жилого помещения, представляющего собой не квартиру, а часть жилого дома с хозяйственно-бытовыми строениями и сооружениями, а также участие сына истицы, Дмитриева С.М., в приватизации жилого помещения.

Согласно ст. 450 ГК РФ изменение договора возможно по соглашению сторон. По требованию одной из сторон договор может быть изменен по решению суда в случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.

В силу ч. 1 ст. 451 ГК РФ, существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения.

Ввиду ликвидации отчуждающей стороны договора и смерти одного из участников приватизации (приобретателя по договору) соблюсти требования ст. 450 ГК РФ и внести изменения в договор соглашением сторон во внесудебном порядке не представляется возможным.

Невнесение изменений в договор приватизации жилого помещения объективно препятствует истице в оформлении наследственных прав на 1/3 долю в праве общей долевой собственности на указанный объект недвижимости после смерти своего супруга, Попова Ю.П.

При таких обстоятельствах требования Дмитриевой Т.Ф. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.450-453 ГК РФ, ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Дмитриевой Т.Ф. к администрации Верхопенского сельского поселения Ивнянского района Белгородской области о внесении изменений в договор приватизации жилого помещения признать обоснованным.

Внести изменения в договор на передачу и продажу квартир (домов) в собственность гражданам в Белгородской области от (указано) года, заключенный между администрацией транспортного предприятия «Ивнянское» Ивнянского района Белгородской области, с одной стороны, и Поповым Ю.П. и Дмитриевой Т.Ф., с другой стороны:

вводную часть договора после слова «Продавец» изменить, изложив ее в следующей редакции:

«и граждане Попов Ю.П., Дмитриева Т.Ф. и Дмитриев С.М., именуемые в дальнейшем «Покупатели», заключили настоящий договор о нижеследующем:»;

пункт 1 договора изложить в следующей редакции:

«1. «Продавец» безвозмездно передал в общую долевую собственность в равных долях (по 1/3 доле в праве), а «Покупатели» приобрели в общую долевую собственность в равных долях (по 1/3 доле в праве) часть жилого дома с кадастровым номером (указано), общей площадью (указано) кв. м, в том числе жилой - (указано) кв. м, с хозяйственно-бытовыми строениями и сооружениями (согласно техническому паспорту Ивнянского БТИ от (указано) года), расположенными на земельном участке с кадастровым номером (указано), площадью (указано) кв. м, по адресу: Белгородская область, Ивнянский район, с. В.»;

в остальных пунктах договора вместо слова «квартира» читать «часть жилого дома».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом с подачей кассационной жалобы через Ивнянский районный суд.

В суд надзорной инстанции решение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что участниками процесса было использовано право на кассационное обжалование судебного постановления.

Председательствующий - подпись - А.Ф. Шапилов