Решение об оспаривании отказа администр. и постановке на учет гр.,нужд. в улучшении жилищных услови



Дело Номер обезличен

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Ивня Белгородской обл. 01 декабря 2010 года

Ивнянский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Сазыкиной Л. А.

при секретаре Кутузовой Н. И.

с участием:

представителя истца Паламарчук Е.А. по доверенности от 21. 09. 2010 года,

представителей ответчика администрации Сухосолотинского сельского поселения Михайлова Н.М., Кабатовой Е.И. по доверенности от 30. 12. 2010 года

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романенко А. Ф. к администрации Сухосолотинского сельского поселения об оспаривании отказа администрации и постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий

У С Т А Н О В И Л:

Вдова умершего участника Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. Романенко А.Ф. в рамках Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 обратилась в администрацию Сухосолотинского сельского поселения Ивнянского района с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Постановлением главы администрации Сухосолотинского сельского поселения от 19 января 2010 года № 1 по основанию намеренного ухудшения своих жилищных условий ей было отказано в постановке на учет.

Дело инициировано иском Романенко А.Ф. Она просила признать ее нуждающейся в жилом помещении, отменить постановление об отказе в постановке на учет и обязать администрацию произвести постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В судебном заседании представитель истца Паламарчук Е.А. иск поддержала.

Представители администрации Сухосолотинского сельского поселения Михайлов Н.М., Кабатова Е.И. исковые требования не признали, сослались на отсутствие оснований для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Исследовав обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд считает исковые требования Романенко А.Ф. подлежащими удовлетворению.

Положения ч. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека от 10. 12. 1948 года и ч. 1 ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16. 12. 1966 года закрепили право каждого человека на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни и возлагает на государства - участники обязанность принимать надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права.

Право на достаточное жилище является частью общепризнанных стандартов прав человека. Приоритет норм международного права по отношению к нормам национального жилищного законодательства предусмотрен ст. 9 ЖК РФ.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью ее правовой системы.

В соответствии с ч. 2, 3 ст. 40 Конституции органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить гарантии жилищных прав малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Конституция РФ (ч. 1 ст. 46) гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, в том числе жилищных.

Согласно п.п. «к» п. 1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Органы местного самоуправления в соответствии с ФЗ от 06. 10. 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ осуществляют полномочия по непосредственному обеспечению жизнедеятельности населения муниципального образования, в т. ч. полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с ч. 2, 3 ст. 49 ЖК РФ нуждающимися в жилом помещении могут быть признаны: а) малоимущие граждане, б) иные категории граждан, определенные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Обеспечение жильем инвалидов войны, участников ВОВ, а также иных категорий ветеранов осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных ст.ст. 14-21 ФЗ от 12. 01. 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» в редакции ФЗ от 02. 01. 2000 года с последующими изменениями и дополнениями.

В соответствии с Указом Президента РФ от 07. 05. 2008 года N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ № 5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно положениям ст. 21 ч. 1 п. 4, ст. 23.2 ч. 3 п. 2 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей умерших участников ВОВ предоставляются нетрудоспособным членам семьи умершего, состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пенсионным законодательством РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 50 ЖК РФ при постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и предоставлении жилья учитывается «учетная норма» площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения.

Законом Белгородской области от 10. 05. 2006 г. ( в ред от 10. 03. 2009 г.) № 39 «О порядке осуществления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (п. 4 ст. 8) предусмотрен размер учетной нормы 15 кв. м. Согласно ст. 7 этого же Закона не подлежат постановке на учет лица, получившие жилое помещение по договору социального найма, или бюджетные средства на приобретение, строительство жилья, предоставлении земельного участка под строительство жилого дома.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (как правило) по месту жительства на основании заявлений граждан (ч. 3 ст. 52 ЖК РФ).

Ст. 53 ЖК РФ предусмотрены ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях. Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещения совершили действия, в результате которых они ухудшили свои жилищные условия, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения намеренных действий.

Исходя из приведенных норм права, решение о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении принимается: - в отношении определенных категорий граждан, при уровне обеспеченности жилой площадью менее учетной нормы, если ранее жилье (бюджетные средства) не предоставлялись, при отсутствии ограничений в постановке на учет, решение принимается по месту жительства гражданина по его заявлению.

Романенко А. Ф. является вдовой умершего участника ВОВ Романенко Александра Степановича, что подтверждается копиями свидетельства о заключении брака л.д.28), о смерти Романенко А.С., наступившей 20. 12. 2002 года. Она получает пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца с 01. 02. 2003 года, о чем имеется информация из Управления Пенсионного Фонда РФ л.д. 4), копия удостоверения о праве на льготы от 10. 02. 2003 года л.д. 3).

Ранее ни супруг истца участник ВОВ Романенко А. П., ни истец Романенко А. Ф. жилой площадью не обеспечивались.

Факт проживания Романенко А.Ф. в с. Сухосолотино, ул. Кофанова, Ивнянского района в доме, принадлежащем на праве общей долевой собственности по 1/2 доли за каждым ее зятю Пусько В. М. и дочери Паламарчук А. А. с 2007 года подтверждается выписками администрации поселения из похозяйственых книг л.д. 11), из лицевого счета л.д. 11), копиями свидетельств о государственной регистрации права общей долевой собственности на жилой дом Пусько В. М. л.д. 27) и Паламарчук А. А. л.д. 26).

Об отсутствии жилья в собственности истца следует из справок БТИ Ивнянского района л.д.9), Белгородского городского БТИ л.д. 10, 13), из сообщений УФРС по Белгородской области л.д.60-61).

Факт нуждаемости Романенко А. Ф. в получении жилья подтверждается договором найма жилого помещения, заключенным 11. 12. 2009 года на срок 12 месяцев, зарегистирированном в МИ ФНС № 2 г. Белгорода 11. 12. 2009 года л.д. 53), в силу чего доводы ответчика о том, что Романенко А.Ф. является членом семьи собственников и исходя из общей площади жилого дома (более 15 кв.м на каждого) не нуждается в предоставлении жилого помещения, признаются необоснованными.

Согласно ч. 2 ст. 31 ЖК РФ, ч. 1 ст. 671 ГК РФ), договор не оспорен, действителен. Таким образом, Романенко А. Ф. проживает в доме временно по договору найма жилого помещения.

Обстоятельства нуждаемости, кроме того, подтвеждаются объяснениями представителей ответчика о том, что из поведения зятя Романенко А. Ф. - Пусько В. М. и его высказываний было видно о нежелательном проживании истца в доме, в силу чего проживание истца в жилом доме дочери и зятя с 2007 года до заключения соглашения (договора), не может рассматриваться как намерение истца ухудшить свои жилищные условия.

Объяснениями представителя истца, паспортом обследования жилищных условий л.д. 7), выпиской из домовой книги дома № 12 по пер. 1-ый Лесной г. Белгорода л.д. 25) подтверждается, что в проданном истцом жилом доме общей площадью 50 кв.м. вместе с Романенко А. Ф. были зарегистрированы и проживали ее родственники (всего 8 человек), из чего следует, что на истца приходилось менее учетной нормы 15 кв. м., в силу чего доводы ответчика об ухудшении истцом своих жилищных условий не основаны на фактических обстоятельствах дела.

Достоверность представленных истцом доказательств у суда сомнения не вызывает.

Заявление Романенко А. Ф. о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, было принято ответчиком 24. 12. 2009 года л.д. 47-48).

После проверки жилищных условий заявителя л.д. 50-51) 19 января 2010 года Постановлением главы администрации № 1 Романенко А. Ф. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении отказано в связи с намеренным ухудшением жилищных условий в соответствии со ст. 53 ЖК РФ.

При этом ответчик ссылается на справку Белгородского городского БТИ л.д. 58) следует, что после смерти супруга Романенко А. Ф., получив свидетельство о праве на наследство по закону от 26. 06. 2003 года приобрела право собственности на жилой дом, расположенный в г. Белгороде, пер. ..., ..., продала дом по договору купли-продажи от 29. 03. 2007 года.

Постановление об отказе суд находит не основанным на законе, и принятым без учета фактических обстоятельств дела.

Основания отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрены ст. 54 ЖК РФ, где в п. 3 ч. 1 одним из оснований является «не истек, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок».

По смыслу ст. 53 ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях считаются допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, которые могут привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Ответчиком не представлено доказательств совершения истцом умышленных намеренных действий, целью которых было бы приобретение права постановки на учет в качестве нуждающего в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Причинной связи между действиями истца по отчуждению жилого дома и постановкой на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не имеется.

На момент продажи жилого дома право на обеспечение жильем членов семей умерших участников ВОВ не было закреплено в законодательстве РФ.

Право на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, в т. ч. членов семей умерших участников ВОВ, имеющих право на социальную поддержку, установлено Указом Президента РФ от 07. 05. 2008 года N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов» и внесенными в связи с этим изменениями в ФЗ N 5-ФЗ «О ветеранах».

Таким образом, доводы ответчика «о злоупотреблении правом» необоснованны.

При указанных обстоятельствах дела, постановление об отказе истцу в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не соответствуют цели защиты прав и законных интересов вдовы умершего участника ВОВ по Указу Президента РФ, оно незаконно и подлежит отмене, а исковые требования Романенко А. Ф. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Романенко А. Ф. к администрации Сухосолотинского сельского поселения Ивнянского района об оспаривании отказа администрации и постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий признать обоснованным.

Вдову умершего участника Великой Отечественной войны Романенко А. Ф. 10. 09. 1927 года рождения, проживающую ..., ..., ... Белгородской области признать нуждающейся в жилом помещении.

Постановление главы администрации Сухосолотинского сельского поселения от 19. 01. 2010 года об отказе Романенко А. Ф. в постановке на учет нуждащихся в жилых помещениях отменить.

Обязать администрацию Сухосолотинского сельского поселения Ивнянского района Белгородской области произвести постановку Романенко А. Ф. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом с подачей кассационной жалобы через Ивнянский районный суд.

Председательствующий Л. А. Сазыкина