Решение об отказе в признании семьи участницей подпрограммы `обеспечение жильем молодых семей`.



                                                                                                                           Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п.Ивня Белгородской обл.                                                                         05 сентября 2011 года                                              

Ивнянский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи     Сазыкиной Л. А.

при секретаре Игнатенко И.В.

участием

представителя заявителя Хахиной С.А.,

представителей заинтересованного лица Горлова Н.С., Болотовой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Хахина П. В. об оспаривании решения комиссии по контролю за соблюдением жилищного законодательства при администрации Ивнянского района от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании его семьи участницей подпрограммы «обеспечение жильем молодых семей»

                                                            

У С Т А Н О В И Л:

          В 2007 году молодая семья Хахина П.В., состоящая из 2-х человек, признанная нуждающимися в улучшении жилищных условий, стала участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы (ФЦП) «Жилище» на 2002-2010 гг.( далее Программа 2002-2010)., утв.Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 года № 675. (далее Правила 2002-2010.)

Рассчитывая на социальную выплату в виде субсидии на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту, заявитель приобрел однокомнатную квартиру площадью кв. с использованием кредитных средств.

В конце 2010 года семья была первой в списке на получение социальной выплаты.

С истечением срока окончания реализации и финансирования Программы 2002-2010,        ДД.ММ.ГГГГ Хахин П.В. вновь обратился с заявлением о включении его семьи, состоящей уже из трех человек (супруги + ребенок) в состав участников Программы на 2011-2015 гг.

          Решением межведомственной комиссии по жилищным вопросам при администрации Ивнянского района от ДД.ММ.ГГГГ заявителю было отказано в признании его семьи участником Программы 2011-2015, со ссылкой на отсутствие необходимых условий для участия в Программе.

          

Дело инициировано заявлением Хахина П.В., который просил признать отказ в признании его семьи участницей Программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 гг. незаконным, обязать отдел по делам молодежи управления по социально-культурному развитию администрации Ивнянского района включить семью Хахина П.В. в список участников Программы 2011-2015.

          В судебном заседании представитель заявителя Хахина С.А. с учетом уточнений просила удовлетворить заявленные требования, а также поставить семью заявителя первой в списке молодых семей участников Программы 2011-2015. на получение субсидии в 2011-2015 гг.

          Представители заинтересованного лица Горлов Н.С., Болотова О.В. считают отказ в постановке на учет законным, требования заявителя необоснованными.

          

Исследовав обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд приходит к следующему.

Постановлениями Правительства РФ от 17.09.2001 года № 675 и от 17.12.2010 года            № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы и на 2011-2015 годы соответственно утверждена федеральная целевая программа «Жилище» и входящая в нее подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», включающая Правила предоставления молодым семьям государственной поддержки в виде социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Предусмотренная приведенными Правилами социальная выплата производится за счет средств федерального бюджета, бюджета субъектов РФ и органов местного самоуправления, принявших решение об участии молодой семьи в Программе.

Постановлением правительства Белгородской области №166-пп от 25.04.2011 г. на региональном уровне и Постановлением администрации муниципального района «Ивнянский район» №172 от 13.05.2011 г. на районном уровне утверждены Программы и Порядок обеспечения жильем молодых семей Белгородской области и Ивнянского района соответственно на 2011-2015 годы, и предоставления социальных выплат.

В соответствии с Правилами, предусмотренными Постановлением № 1050 социальные выплаты предоставляются и участником Программы 2011-2015 может быть молодая семья:

- возраст каждого из супругов которой не превышает 35 лет,

- признанная нуждающейся в жилом помещении в установленном законом порядке,

- имеющая доходы, позволяющие получить кредит или иные денежные средства, достаточные для оплаты средней стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Размер общей площади жилого помещения с учетом которой определяется размер социальной выплаты составляет для семьи, состоящей из 2 человек - 42 кв. м, для семьи состоящей из 3 и более человек по 18 кв. м на 1 человека (п.12 Правил).

          Согласно п. 10 указанных Правил социальная выплата предоставляется в размере не менее 30% расчетной ( средней) стоимости жилья, определяемой для молодых семей не имеющих детей, и 35% для молодых семей, имеющих 1 ребенка или более, а также неполных молодых семей состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка или более.

Признание молодой семьи участником Программы осуществляется районными отделами по делам молодежи на основании документов, предусмотренных Правилами, они же формируют список участников Программы 2011-2015.

Судом установлено, что постановлением жилищной комиссии администрации городского поселения п. Ивня от ДД.ММ.ГГГГ установленном законом порядке семья Хахина П.В. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

             Семья заявителя обратилась с заявлением об участии в Программе 2002-2010 ДД.ММ.ГГГГ и была признана участницей Программы 2002-2010 на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 года         № 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы.

По договору купли-продажи квартиры с использованием кредитных средств от ДД.ММ.ГГГГ заявителем участником Программы 2002-2010 была приобретена однокомнатная квартира общей площадью кв. м, расположенная по адресу <адрес>, и находится в собственности заявителя, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

           В связи с рождением ребенка ДД.ММ.ГГГГ в состав семьи заявителя, как участника Программы внесены изменения.

          Списком участников Программы 2002-2010 подтверждается, что на конец 2010 года семья заявителя было в списке на получение социальной выплаты первой.

         

Срок действия Программы 2002-2010 и ее финансирование закончилось в конце 2010 года, из-за окончания финансирования социальную выплату семья заявителя не получила.

           Согласно положениям Программы 2002-2010, утв.Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 года № 675 условиями прекращения реализации Программы является досрочное достижение целей и задач, поставленных перед ней, изменение механизма предоставления государственной помощи.

            Участие в принятой к действию Программе 2011-2015, утв. Постановлением правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050, также как и в Программе 2002-2010 носит заявительный, добровольный характер и возможно только при обращении с заявлением установленного образца и предоставлении необходимых документов.

По указанным основаниям, утверждения представителя заявителя о том, что участники Программы 2002-2010 г. должны быть автоматически без предоставления каких-либо документов включены в список участников Программы 2011-2015 гг., где семья заявителя должна быть в первой в списке, не основаны на норме права.

         

             Хахин П.В. с заявлением об участии его семьи в Программе 2011-2015 в отдел молодежи Ивнянского района обратился ДД.ММ.ГГГГ.

             Решением межведомственной комиссии по жилищным вопросам при администрации Ивнянского района от ДД.ММ.ГГГГ заявителю было отказано в признании его семьи участником Программы 2011-2015, со ссылкой на Правила предоставления социальных выплат в 2011-2015 гг. в виду:

- невозможности использования социальной выплаты для погашения ипотечного кредита (п.2),

- приобретения жилого помещения в <адрес>, а не в <адрес>, 30% средств из бюджета которого выделяются на социальную выплату (п.15 Постановления администрации Ивнянского района),

- несоответствии размера общей площади приобретенного жилого помещения для семьи заявителя из человек кв.м площади с учетом которой определяется размер социальной выплаты для семьи из трех человек по кв.м на человека (п.12),

- представлении не всех документов, предусмотренных Правилами, а именно не предоставлении документов о доходах семьи (пп..15, 18).

              

На момент вынесения указанного решения ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.2 Правил использование социальных выплат на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам в т.ч. ипотечным на приобретение жилья не было предусмотрено, в силу чего решение в этой части принято правильно в соответствии с нормой права.

       Постановлением правительства РФ № 575 только 14.07.2011 года были внесены изменения в п.2 Правила, которые предусмотрели использование социальной выплаты на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту.

       Правомерным является и другое основание к отказу, а именно приобретение квартиры меньшей площадью, чем регламентировано Правилами РФ на семью из 3-х человек по 18 кв. м на каждого человека, т.е. 54 кв.м.

Доводы заявителя о том, что на момент постановки на учет в 2007 году и на момент приобретения жилья семья состояла из 2 человек, поэтому указанное требование не применимо к семье заявителя, суд признает необоснованными, противоречащими основной цели Программ 2002-2010, 2011-2015 - предоставление государственной поддержки для решения жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с решением Ивнянского районного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ установившего размер учетной нормы общей площади жилого помещения для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении 15 кв.м, и положениями п.15 Постановления администрации Ивнянского района о порядке предоставления социальной выплаты по Программе 2011-2015 общая площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого члена молодой семьи не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной в районе, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (т.е. 45 кв.м).

           С учетом приведенных норм права, социальная выплата семье заявителя не может быть предоставлена, т.к. она не решит жилищную проблему семьи Хахина П.В., семья останется нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Суд полагает законным отказ и по основанию не предоставления документов о доходах, молодой семьи заявившей об участии в Программе 2011-2015.

            Правилами установленными Постановлением правительства РФ № 1050 была установлена взаимосвязь между правом на получение социальной выплаты и наличием доходов молодой семьи, подтвержденных документами о доходах.

          С условиями участия в Программе 2011-2015 заявитель был ознакомлен, о чем имеются его подписи в заявлениях, и был обязан предоставить предусмотренные Правилами документы.

          

Ссылка представителя заявителя на то, что на момент подачи заявления об участии в Программе 2011-2015 существовал проект внесения изменений в Правила, не требующих предоставления документов о доходах молодой семьи, заявившей об участии в Программе, поэтому она не представляла документы о доходах, несостоятельна, для комиссии принимающей решение по действующим на момент принятия решения законам и Правилам, правового значения проект Закона не имел.

            Ее же доводы о том, что заявитель повторно после отказа предоставлял пакет документов для включения его семьи в список участников Программы 2011-2015, но документы не были приняли, бездоказательны, опровергаются объяснениями заинтересованного лица Болотовой О.В., объяснениями самого представителя о том, что с заявлением обращалась к главе администрации района, при этом ни заявления установленного образца, ни пакета предусмотренных Правилами документов не предоставляла.

Доводы представителя заявителя о незаконности отказа в постановке на учет по п. 15 Постановления администрации района от ДД.ММ.ГГГГ по основанию приобретения жилого помещения в <адрес>, а не на территории <адрес>, который включил молодую семью в список претендентов на получение социальной выплаты, заслуживают внимания суда, поскольку отказ по указанному основанию не соответствует положениям федеральной централизованной программы «Жилище» о приобретении жилья на территории субъекта РФ, Закону РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в ст.11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, при этом соответствии с п.1 ст. 12 право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства.

В соответствии ч.3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В данном случае приобретение жилого помещения в <адрес>, на территории субъекта РФ, предоставляющего часть денежных средств на социальную выплату, где заявитель и его супруга имеют постоянную работу, не влечет нарушение прав и свобод других лиц.

          

Вместе с тем, оснований к отмене решения межведомственной комиссии по жилищным вопросам при администрации Ивнянского района от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании семьи заявителя участником Программы 2011-2015 гг. не имеется, решение является законным, принятым с учетом представленных документов, в соответствии с требованиями действующего законодательства при его правильном толковании.

            Доводы представителя о том, что отказом в постановке на учет в качестве участника Программы 2011-2015 были нарушены права заявителя и членов его семьи на государственную поддержку семьи, материнства и детства, при том, что порядок и условия предоставления этой поддержки не соблюдался самим заявителем, являются надуманными, не соответствующими фактическим обстоятельствам дела.

           Право заявителя и членов его семьи на участие в Программе по обеспечению жильем молодых семей в 2011-2015 гг. не нарушено, после устранения оснований для отказа в признании молодой семьи участницей Программы 2011-2015 заявитель имеет право повторного обращения с заявлением об участии в Программе.

            Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                 

                                                       Р Е Ш И Л:

Заявление Хахина П. В. о признании незаконным решения комиссии по контролю за соблюдением жилищного законодательства при администрации Ивнянского района от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании его семьи участницей подпрограммы «обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг. признать необоснованным, в удовлетворении заявленных требований Хахину П. В. отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме подачей кассационной жалобы через Ивнянский районный суд.

Судья                                       Л.А. Сазыкина