Дело № Именем Российской Федерации п.Ивня Белгородской обл. 18 октября 2011 года Ивнянский районный суд Белгородской области в составе: председательствующего судьи Сазыкиной Л. А. при секретаре Игнатенко И.В. с участием: главы администрации Сафоновского сельского поселения Рядинского Г.А. представителя 3-го лица администрации Ивнянского района Горлова Н.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровой Т. Р. к администрации Сафоновского сельского поселения об оспаривании отказа администрации в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и взыскании компенсации морального вреда У С Т А Н О В И Л: Пенсионерка Петрова Т.Р., отработавшая на Крайнем Севере более 20 лет, в 1995 году выехала из Мурманска, проживала в Орловской области. На постоянное место жительство в Белгородскую область приехала в 2009 году. 01.09.2009 года приобретала в <адрес>, ул. (указана). Считая дом непригодным для проживания (удобства на улице, дом требует ремонта), она 26.01.2011 года обратилась в администрацию Сафоновского сельского поселения с заявлением о постановке ее на учет на получение жилищной субсидии по Федеральному закону РФ № 125 от 25.10.2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее ФЗ № 125) для приобретения жилья в другом месте с удобствами. 20.06.2011 года Петровой Т.Р. было отказано в постановке на учет. Ссылаясь на то, что отказом нарушено ее права на получение жилищной субсидии и причинен моральный вреда, Петрова Т.Р. инициировала иск к администрации Сафоновского сельского поселения. Просит признать незаконным отказ администрации в принятии ее на учет на получение жилищной субсидии на покупку жилья или его улучшение по ФЗ №125, обязать поставить ее на учет, а также взыскать компенсацию морального вреда в размере (указан) руб., и расходы на юридические услуги в сумме (указана) руб. В судебное заседание истица не явилась, обратилась с заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования поддержала в полном объеме. Представитель ответчика глава администрации Сафоновского сельского поселения Рядинский Г.А., ссылаясь на наличие у Петровой Т.Р. жилья пригодного для проживания, более установленной учетной нормы, иск не признал, просил в удовлетворении требований Петровой Т.Р. в т.ч. компенсации морального вреда отказать. Несвоевременное рассмотрение обращения Петровой Т.Р. объяснил обращением с заявлением неустановленной формы и несвоевременным предоставлением пакета документов заявителем., подтверждающих стаж работы, регистрацию в районах Крайнего Севера. Третье лицо представитель администрации Ивнянского района Горлов Н.С. отказ администрации сельского поселения считает обоснованным, иск Петровой Т.Р. просил отклонить. Исследовав обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд приходит к следующему. Согласно ст.1 Федерального закона РФ № 125 от 25.10.2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и пп. «з» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограмм "Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 года» (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153) установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, если они прибыли в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имели общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не менее 15 календарных лет, не имеют жилья в других регионах Российской Федерации или нуждаются в его улучшении и не получали субсидии на эти цели, а также гражданам, которые выехали из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г. Применительно к подпрограмме основанием для признания граждан, не имеющих жилых помещений, являются: а) отсутствие жилых помещений для постоянного проживания, б) проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания, в) проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания. В соответствии с п. 2 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.12. 2002 г. №879 регистрация и учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания. В силу положений п.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. Согласно ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, указанные в ст. 49 ЖК РФ. В соответствии с п.3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Основанием признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрены ст. 51 ЖК РФ. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления по месту своего жительства на основании заявлений граждан (п.3 ст. 52 ЖК РФ). В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст.50 ЖК РФ при постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и предоставлении жилья учитывается «учетная норма» площади жилого помещения, устанавливаемая органом местного самоуправления, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения. Кроме того, в силу п.3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Указанные нормы, регулирующие Порядок предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма, в том числе льготным категориям граждан, (к ним относятся и северяне), распространяют свое действие только на лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения или в улучшении жилищных условий и признанных таковыми в установленном законом порядке. Судом установлено и подтверждается справками Отделения ПФР по Орловской области (л.д.10-13, 14), что истица проработала в районах Крайнего Севера более 20 лет, прибыла и убыла из районов Крайнего Севера в периоды, установленные ФЗ № 125. Из письменных обращений Петровой Т.Р. (заявление установленной формы не подавалось) следует, что после выезда из г.Мурманска она проживала в течение 10 лет в г. Орел и Орловской области, затем переехала в Белгородскую область. 01.09.2009 года Петрова Т.Р. приобрела в <адрес> ул. (указана) общей площадью 48,5 кв.м с надворными постройками, расположенный на земельном участке площадью 3 753 кв.м. Доводы истицы о том, что дом принадлежит ее старшему сыну, т.к. на его деньги она купила жилом дом, необоснованны и опровергаются копиями свидетельств о государственной регистрации в ЕГРП права собственности Петровой Т.Р. на жилой дом и земельный участок. Петрова Т.Р. имеет постоянную регистрацию в жилом доме (л.д.3-4), проживает одна. Выпиской из лицевого счета, копией акта проверки жилищных условий администрации Сафоновского сельского поселения от 04.03.2011 года подтверждается, что жилой дом Петровой Т.Р. находится в удовлетворительном состоянии, комнаты сухие, светлые, в доме есть газ, электричество, вода в летней кухне, дом пригоден для проживания, но нуждается в текущем ремонте. Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 предусмотрен порядок признания жилых помещений не пригодными для проживания. В соответствии с п.7 указанного Постановления признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Согласно п.12 Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах и газоснабжение). Судом установлено, что Петровой Т.Р. было предложено обратиться с соответствующим заявлением в установленном порядке в орган местного самоуправления, однако с заявлением она не обращалась, комиссия для оценки ее жилого помещения не создавалось и оценка не проводилась, акт межведомственной комиссии не составлялся, те есть жилой дом истицы в установленном порядке не был признан непригодным для проживания. Постановлением главы администрации № 11 от 20.06.2011 года в постановке Петровой Т.Р. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по основанию представления документов, которые не подтверждают такое право по п.2 ст. 54 ЖК РФ отказано. Правовых оснований к отмене постановления об отказе суд не усматривает. В соответствии со ст. 4 ФЗ № 125 право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом, являющимся именным документом на получение жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья. Положениями ст.6 указанного ФЗ предусмотрено, что одним из условий выдачи жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности является передача жилого помещения по договору мены органу государственной власти субъекта РФ или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат. Доводы Петровой Т.Р., о том, что ее, как «северянку», выехавшую из районов Крайнего Севера должны были поставить на учет для получения жилищной субсидии без учета нуждаемости в жилом помещении, поскольку она намерена жилой дом в порядке мены сдать государству, получив субсидию на приобретение жилье со всеми удобствами, противоречат приведенным в решении нормам права. Заявитель зарегистрирована и проживает в жилом доме площадью 48,5 кв.м одна, исходя из установленной в Ивнянском районе, Сафоновском сельском поселении учетной нормы в 15 кв.м обеспечение жильем составляет в три раза более учетной нормы. Доказательств невозможности проживать в доме не предоставлено. Выводы жилищной комиссии администрации Сафоновского сельского поселения от 04.03.2011 года об удовлетворительном состоянии дома Первой Т.Р., пригодном для проживания, изложенные в акте проверки жилищных условий подтверждаются актом обследования жилого дома Петровой Т.Р. на предмет его технического состояния, благоустройства, пригодности проживания, наличия или отсутствия неустранимых существенных недостатков, проведенного районной комиссии в составе ведущих специалистов отдела строительства и архитектора в связи с другим гражданским делом с участием истицы. Судом установлено, что 23.06.2011 г. районная комиссия выезжала для обследования жилого дома, пришла к выводу об удовлетворительном состоянии дома пригодном для проживания. В акте указала на то, что дом оборудован системами газоснабжения, отопления, электроснабжения, не имеет удобств в виде канализации, водопровод в летней кухне. Система электроснабжения требует замены, при этом несоразмерных расходов на ремонт комиссией не установлено. Доводы истицы о «фиктивности акта, заинтересованности членов районной комиссии» проверены судом, и не нашли своего подтверждения. Архитектор Оксаненко Т.А., начальник Варавин Н.В. и ст.инспектор отдела строительства администрации района Юдина Г.Ф., проводившие обследование жилого дома поддержали выводы изложенные в акте, показали, что обследование проводилось 23.06.2011 года в присутствии Петровой Т.Р., неустранимых недостатков в состояния дома комиссией не отмечено, дом не является ветхим или аварийным, нуждается в небольшом текущем ремонте, никаких расчетов стоимости ремонта комиссия не производила, рекомендованная собственнику замена системы электроснабжения не является дорогостоящей. Согласно п.12 Положения о признании жилого помещения не пригодным для проживания в поселениях без централизованных инженерных сетей, к каким относится с. Орловка в одноэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. По смыслу указанных норм материального права, если решением комиссии жилое помещение не признано непригодным для проживания, а проживающие в нем граждане проживают на площади более учетной нормы, они не могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, и не подлежат обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Согласно п. 33 Положения основанием для признания жилого помещения, не пригодным, для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан. Таких обстоятельств по делу судом не установлено, доказательств не предоставлено. Доводы заявителя о плохих подъездных путях к дому в зимнее время, отдаленности от учреждений здравоохранения, невозможности из-за состояния здоровья, она является инвалидом 2 группы, обрабатывать огород, необходимости частичного ремонта домовладения не являются основанием для признания жилого помещения не пригодным, они не предусмотрены законом. По ходатайству администрации Сафоновского сельского поселения в 2010 году Петровой Т.Р. нуждающейся в ремонте жилья предоставлялась материальная помощью в размере (указан) руб., что подтверждается протоколом отдела социальной защиты населения администрации района. При указанных обстоятельствах, оснований для признания Петровой Т.Р. нуждающейся в улучшения жилищных условий для постановки на учет для получения жилищной субсидии не имеется, как не имеется и оснований для компенсации морального вреда, поскольку заявление подано неустановленного образца, документы, подтверждающие право истицы на льготы «доносились истицей». Из установленных обстоятельствах следует, что Петрова Т.Р., имея льготы по ФЗ № 125, обеспечена жильем более учетной нормы, жилое помещение пригодно для проживания. Решение администрации Сафоновского сельского поселения об отказе является законным, принятым с учетом представленных документов и фактических обстоятельств дела. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Петровой Т. Р. к администрации Сафоновского сельского поселения об оспаривании отказа администрации в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и взыскании компенсации морального вреда признать необоснованным и его отклонить. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом с подачей кассационной жалобы через Ивнянский районный суд. Судья Сазыкина Л.А.