судебное решение



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дата обезличена года.

Ивантеевский городской суд ... в составе:

председательствующего судьи ФИО0,

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер обезличен по заявлению ФИО2 о признании незаконным отказ Администрации ... в постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обязании поставить на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель ФИО2 обратился в суд с требованием к Администрации ... области (далее по тексту – Администрация) о признании незаконным отказ в постановке его на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как инвалида ФИО4 войны и обязании поставить на указанный учёт.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержала и пояснила, что ФИО2 является участником ФИО4 войны и инвалидом 2 группы и на него распространяются льготы, предусмотренные статьёй 14 Федерального закона Российской Федерации от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ «О ветеранах» (далее по тексту – Закон), в том числе в виде обеспечения жильём. В настоящее время в связи с празднованием 65-летия Победы в ФИО4 всем ветеранам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, за счёт средств федерального бюджета предоставляется жильё независимо от времени постановки на учёт. ФИО2 неоднократно обращался в Администрацию с целью постановки его на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. На все обращения он получал немотивированные отказы, принятые с нарушением порядка принятия решения о постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Последний отказ был дан в письме от имени Главы ... от Дата обезличена года, в котором указано, что ФИО2 не может быть поставлен на учёт, так как не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку на него и членов его семьи приходится более 10 кв.м. общей площади жилого помещения. Заявитель считает данный отказ незаконным, так как указанная в отказе норма не более 10 кв.м. не распространяется на категорию ветеранов ФИО4 войны, так как порядок предоставления жилья данной категории регулируется иными нормами закона, а применяется лишь при постановке на учёт малоимущих граждан. В отношении ветеранов такая учётная норма должна составлять 15 кв.м., что соответствует норме предоставления. Не применимы при определении возможности признания ФИО2 нуждающимся в улучшении жилищных условий и иные нормы Жилищного ФИО3 (далее по тексту – ЖК РФ), так как они не распространяются на ветеранов ФИО4 войны, поскольку обеспечение жильём данной категории на связано с постановкой на учёт в качестве нуждающихся. Вместе с тем ФИО2 нуждается в улучшении жилищных условий, так как совместно с ним проживают 5 человек, по сути в квартире проживает три разные семьи, не все комнаты в квартире являются изолированными. Общая вспомогательная площадь имеет небольшие размеры, что затрудняет заявителю и членам его семьи полноценно пользоваться жилым помещением. По состоянию здоровья ФИО2 и его жена, представитель по настоящему делу, нуждаются в изолированном жилом помещении. Кроме того квартира, в которой проживает ФИО2 находится в доме, не имеющем лифт, что по состоянию здоровья ФИО2 противопоказано. В связи с чем представитель заявителя просит признать незаконным отказ Администрации и поставить ФИО2 на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с целью обеспечения жильём как ветерана ФИО4 войны.

Представитель Администрации в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала и пояснила, что для постановки ФИО2 на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с целью последующего его обеспечения жильём как ветерана за счёт средств федерального бюджета не имеется оснований, так как размер общей площади жилого помещения, приходящегося на него, превышает учётную ному, установленную в городе .... Иной учётной нормы для ветеранов ФИО4 войны не установлено. Законом не предусмотрена обязанность обеспечить жильём всех инвалидов и участников ФИО4 войны, а лишь только нуждающихся.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования необоснованными и подлежащими отклонению.

На основании статьи 49 ЖК РФ:

…3. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом ФИО5 или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим ФИО3 и (или) федеральным законом, указом ФИО5 или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим ФИО3 порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом ФИО5 или законом субъекта Российской Федерации.

4. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим ФИО3 порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом ФИО5 или законом субъекта Российской Федерации…

В соответствии со статьёй 14 Закона:

1. ФИО6 войны предоставляются следующие меры социальной поддержки:

…4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильём инвалидов ФИО4 войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до Дата обезличена года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. ФИО6 войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз. ФИО6 боевых действий, вставшие на учёт после Дата обезличена года, обеспечиваются жильём в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;…

Указом ФИО5 от Дата обезличена года Номер обезличен «Об обеспечении жильём ветеранов ФИО4 войны 1941-1945 годов» (далее по тексту – Указ) предусмотрена необходимость завершить обеспечение жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ФИО4 войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Закону.

В силу статьи 23.2. Закона и статьи 4.... от Дата обезличена года Номер обезличенОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями за счёт средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов ФИО4 войны.

Материалами дела установлено, что ФИО2 является участником ФИО4 войны и на него распространяются льготы, предусмотренные статьёй 14 Закона.

Жилое помещение, расположенное по адресу: ..., ..., ..., дом Номер обезличен, квартира Номер обезличен, принадлежит по праву общей собственности ФИО2, ФИО11, ФИО9 и ФИО8, доля в праве 1/4 за каждым. В соответствии с выпиской из домовой книги на указанное жилое помещение в квартире зарегистрированы: с Дата обезличена года ФИО2, с Дата обезличена года его жена ФИО10, с Дата обезличена года дочь ФИО9 и внук ФИО8, и с Дата обезличена года правнучка ФИО7

Из копии финансового лицевого счёта и извлечения из технического паспорта усматривается, что жилое помещение состоит из четырёх комнат, в том числе трёх изолированных, имеет общую площадь помещений 61,0 кв.м., в том числе жилую 45,7 кв.м.

За период с апреля Дата обезличена года по декабрь Дата обезличена года ФИО2 обращался в Администрацию по вопросу постановки его на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Последнее обращение имело место Дата обезличена года. Из ответов на обращение ФИО2 следует, что, по мнению Администрации, не имеется оснований для постановки его на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Вместе с тем при рассмотрении заявленных ФИО2 требований, суд находит необходимым оценить на предмет законности и обоснованности в рамках заявленных требований письмо Главы ... от Дата обезличена года, в котором заявителю отказано в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий. Иные отказы Администрации суд к рассмотрению не принимает, так как с момента их принятия до момента обращения в суд прошло более трёх месяцев, предусмотренных статьёй 256 Гражданского процессуального ФИО3 (далее по тексту – ГПК РФ). Со стороны представителя заявителя не заявлено доводов и не представлено доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин для пропуска указанного срока для обжалования действий Администрации. То обстоятельство, что с момента дачи отказа до обращения в суд изменилось действующее законодательство, не является уважительной причиной для восстановления пропущенного срока, так как изменение законодательства не лишает гражданина повторно обратиться в Администрацию с соответствующим заявлением и обжаловать ответ на данное обращение в установленные сроки.

Оценивая требования ФИО2 о том, что он должен быть поставлен на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, суд не находит оснований для их удовлетворения.

При этом суд учитывает, что в соответствии с требованиями Закона и Указа для постановки ветерана ФИО4 войны на учёт с целью его обеспечения жильём, необходима совокупность следующих обстоятельств: наличия у гражданина статуса ветерана ФИО4 войны и его нуждаемость в улучшении жилищных условий. Из указанных нормативно-правовых актов не усматривается, что жильё должно быть предоставлено всем ветеранам.

Оценивая доводы заявителя на предмет его нуждаемости в улучшении жилищных условий, суд приходит к следующему.

Суд соглашается с доводами представителя Администрации о том, что поскольку Законом и Указом в силу пункта 3 статьи 49 ЖК РФ не закреплены критерии, по которым ветеран может быть признан нуждающимся, при отнесении ветерана к нуждающимся в улучшении жилищных условий следует руководствоваться нормами ЖК РФ.

Статьёй 51 ЖК РФ предусмотрены основания, по которым гражданин может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, в том числе:

1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

…2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы;…

2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В силу Решения ... городского Совета депутатов ... от Дата обезличена Номер обезличен «Об установлении нормы предоставления и учётной нормы жилого помещения» учётная норма площади жилого помещения установлена в размере не более 10 кв.м. общей площади жилого помещения.

Таким образом, в соответствии с пунктом 2 статьи 51 ЖК РФ на каждого члена семьи заявителя приходится 12 кв.м. общей площади жилого помещения. В связи с чем оснований для постановки заявителя на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении по указанному основанию не имеется. Иных оснований, предусмотренных статьёй 51 ЖК РФ для признания заявителя нуждающимся в жилом помещении, суд также не находит. Из представленных суду сведений о состоянии здоровья заявителя и его представителя не усматривается наличие у них заболевания, при котором невозможно совместное проживание нескольких семей.

Суд не находит обоснованной ссылку стороны Администрации о том, что заявитель ухудшил свои жилищные условия, так как зарегистрировал правнучку, поскольку регистрация несовершеннолетнего новорождённого ребёнка к родителю не может быть расценена как намеренное ухудшение жилищных условий и в противном случае незаконно ограничит права данного ребёнка. Однако данное обстоятельство не влияет на отказ в признании ФИО2 нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Суд отклоняет ссылку представителя заявителя на то обстоятельство, что статьёй 23.2. Закона и Указом закреплены иные нормы общей площади жилого помещения, в соответствии с которыми ветераны обеспечиваются жильём, поскольку данные нормы имеют значение при определении объёма средств на реализацию мер по обеспечению жильём ветеранов, то есть фактически являются нормами предоставления. Тогда как по изложенным выше основаниям при определении нуждаемости в улучшении жилищных условий следует применять учётную норму жилой площади.

Ни Закон, ни Указ, ни ... от Дата обезличена года Номер обезличен ни какой-либо иной нормативно-правовой акт не установил в порядке пункта 6 статьи 50 ЖК РФ иную учётную норму для ветеранов ФИО4 войны на момент рассмотрения настоящего спора. Отсутствие иной нормы влечёт применение нормы, установленной органом местного самоуправления, так как установление иной нормы в силу пункта 6 статьи 50 ЖК РФ является правом, а не обязанностью органа законодательной власти. Кроме того, ЖК РФ не делает в этой части каких-либо исключения для граждан, обеспечиваемых жильём за счёт средств государственного бюджета, в сравнении с гражданами, обеспечиваемыми жилой площадью из муниципального жилищного фонда

Доводы представителя заявителя о том, что учётная норма в соответствии с принятым решением от Дата обезличена Номер обезличен в размере не более 10 кв.м. не является обоснованной, судом во внимание не принимается. При этом суд учитывает, что данное решение было принято ... городским Советом депутатов в установленном ЖК РФ порядке, то есть соответствует нормативно-правому акту, имеющему большую юридическую силу, в связи с чем применяется при рассмотрении заявленных ФИО2 требований. То обстоятельство, что заявитель не согласен с самим размером учётной нормы, не является основанием для неприменения Решения при рассмотрении настоящих требований. Вместе с тем заявитель не лишён возможности обжаловать указанное решение в предусмотренном законом порядке, если полагает, что решением нарушены его права.

Вместе с тем суд соглашается с доводами представителя заявителя о том, что в случае, если ранее действующим законодательством ветеран признавался нуждающимся в улучшении жилищных условий, но не встал на соответствующий учёт до Дата обезличена года, он может быть поставлен на такой учёт и в настоящее время, так как Указ не ставит в зависимость время постановки ветерана на учёт и его обеспечения жилой площадью.

Однако суд не усматривает оснований и для признании ФИО2 нуждающимся в улучшении жилищных условий в порядке, предусмотренном ранее действующим законодательством, а именно Правилами учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в ..., утверждёнными Решением исполнительного комитета ... Совета народных депутатов и президиума ... совета профессиональных союзов от Дата обезличена Номер обезличен, и Правилами учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в ..., утверждёнными постановлением ... от Дата обезличена Номер обезличен, так как он не подпадает ни под одно из оснований, указанных в данных актах. Так, с учётом зарегистрированных в жилом помещении лиц, на заявителя приходилось более 5 кв.м. жилой площади. Ссылка представителя истца на пункт в части необходимости замены жилого помещения без лифта, не может быть признана обоснованной, так как в данном случае речь идёт о предоставлении иного равноценного жилого помещения взамен имеющегося, а не обеспечения иным жилым помещением с сохранением прав ветерана на имеющееся жилое помещение.

Таким образом поскольку ФИО2 не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий у Администрации не имелось оснований для постановки его на учёт с целью обеспечения жильём за счёт средств федерального бюджета. В связи с чем отказ Администрации является законным и обоснованным.

Суд соглашается с доводами представителя заявителя о том, что Администрацией нарушен порядок принятия решения об отказе в постановке заявителя на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, предусмотренный статьями 52 и 54 ЖК РФ. Между тем само по себе нарушение порядка не может служить основанием для обязания Администрации поставить заявителя на учёт, так как судом установлено отсутствие оснований для признания заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий, а указанное нарушение может служить основанием для привлечения Администрации к иной ответственности за нарушение требований закона.

Руководствуясь статьями 258, 195 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления ФИО2 о признании незаконным отказ Администрации ... в постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обязании поставить на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий отказать.

Решение может быть обжаловано в ... суд через Ивантеевский городской суд в течение 10 дней со дня его изготовления в мотивированной форме.

Председательствующий ФИО0