РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 июля 2011 года Ивантеевский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Колчиной М. В., при секретаре Черниковой Н. И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-559/11 по иску Трубниковой ФИО1 к Администрации муниципального образования городской округ Ивантеевка, муниципальному учреждению здравоохранения «Ивантеевская центральная городская больница» о внеочередном предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Истец Трубникова Л. А. обратилась в суд с требованиями (в порядке их уточнения и дополнения) к ответчикам Администрации муниципального образования городской округ Ивантеевка (далее по тексту – Администрация), муниципальному учреждению здравоохранения «Ивантеевская центральная городская больница» (далее по тексту – Ивантеевская ЦГБ) о внеочередном предоставлении жилого помещения. В обоснование своих требований истец указала, что проживает в комнате в коммунальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, совместно с совершеннолетним сыном. С 1989 года она состояла на очереди для первоочередного получения жилья по месту работы в Ивантеевской ЦГБ. Однако со стороны ответчиков были допущены нарушения её жилищных прав, так как квартиры предоставлялись лицам, стоявшим на очереди после неё. Указанные нарушения со стороны ответчиков были установлены определением суда от 07 августа 2002 года, которым утверждено мирового соглашение между ней и ответчиками. По условиям мирового соглашения Ивантеевская ЦГБ обязалась предоставить ей во внеочередном порядке двухкомнатную квартиру на условиях социального найма из жилого фонда, предоставляемого Администрацией. Она со своей стороны обязалась освободить занимаемую комнату в коммунальной квартире. Однако до настоящего времени определение суда от 07 августа 2002 года не исполнено, жилое помещении ей не предоставлено. Вместе с тем с 2002 года по 2010 год сотрудники Ивантеевской ЦГБ получали квартиры от Администрации, несмотря на то, что она имела преимущественное право перед ними на получение жилья, установленное судебным актом. В связи с чем истец просит признать действия Администрации и Ивантеевской ЦГБ незаконными и обязать предоставить ей во внеочередном порядке двухкомнатную квартиру на условиях социального найма либо выплатить денежную компенсацию, равную стоимости двухкомнатной квартиры. В судебном заседании истец и её представитель требования поддержали в полном объёме. Представитель Администрации против заявленных требований возражала и пояснила, что представитель Администрации не участвовала в заключении мирового соглашения 07 августа 2002 года и Администрация не брала на себя обязательства предоставить истцу жилое помещение во внеочередном порядке. В настоящее время истец состоит на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий и при достижении её очереди ей будет предоставлено жильё на условиях социального найма. Оснований для предоставления истцу во внеочередном порядке жилья не имеется. Представитель Ивантеевской ЦГБ против заявленных требований также возражал и пояснил, что в настоящее время Ивантеевская ЦГБ не располагает жилыми помещениями, которые могут быть предоставлены сотрудникам для улучшения их жилищных условий. Такое предоставление может быть осуществлено лишь органом муниципальной власти. С 2002 года по настоящее время Администрацией Ивантеевской ЦГБ не было предоставлено ни одно жилое помещение, которое могло быть распределено между сотрудниками, в том числе предоставлено истцу. Выслушав объяснений сторон, изучив материалы дела, суд находит заявленные истцом требования частично обоснованными и подлежащими удовлетворению. Материалами дела установлено: Истец с ДД.ММ.ГГГГ проживает и зарегистрирована в комнате площадью 12,4 кв.м. в пятикомнатной коммунальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Совместно с ней зарегистрирован сын ФИО2 Горячее водоснабжение отсутствует. В рамках гражданского дела № по иску Трубниковой Л. А. к Администрации, Ивантеевской ЦГБ о предоставлении жилой площади во внеочередном порядке определением суда от 07 августа 2002 года производство по делу было прекращено в части требований к Администрации в связи с отказом истца от истца. В части требований к Ивантеевской ЦГБ производство по делу также было прекращено определением от 07 августа 2002 года в связи с заключением между сторонами мирового соглашения. При этом по условиям мирового оглашения Ивантеевская ЦГБ признала нарушение порядка учёта лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий со стороны профсоюзного комитета. Ивантеевская ЦГБ взяла на себя обязательство предоставить Трубниковой Л. А. во внеочередном порядке двухкомнатную квартиру из жилого фонда, предоставляемого Администрацией для распределения среди работников ЦГБ, состоящих на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий, на условиях социального найма. Трубникова Л. А. в сою очередь обязалась при предоставлении двухкомнатной квартиры освободить занимаемую комнату. В рамках исполнения определения суда от 07 августа 2002 года в отношении должника Ивантеевской ЦГБ дважды возбуждалось исполнительное производство. Определением суда от 28 декабря 2010 года исполнительное производство в отношении должника Ивантеевской ЦГБ было прекращено в связи с утратой возможности исполнения исполнительного документа, поскольку в связи с введением в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) предоставление жилого помещения по договору социального найма осуществляется непосредственно органом местного самоуправления среди лиц, поставленных на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, в том числе и в отношении граждан, поставленных на такой учёт до введения в действие ЖК РФ. До настоящего времени жилое помещение по договору социального найма истцу не предоставлено. По сообщению Администрации истец с 21 ноября 1989 года состоит на учёте нуждающихся в жилых помещениях. По состоянию на 01 апреля 2011 года общая очередь №, льготная №. Оценивая заявленные истцом требования об обязании ответчиков предоставить ей во внеочередном порядке жилое помещение в совокупности с исследованными в судебном заседании доказательствами, суд приходит к выводу о том, что данная обязанность должна быть возложена на Администрацию. В силу статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Статьёй 40 Конституции Российской Федерации закреплены права граждан Российской Федерации на жилище с возложением на органы государственной власти и органы местного самоуправлении обязанности создавать условия для осуществления права на жилище в целях реализации права отдельных категорий граждан на бесплатное получение жилья. Статьёй 1 ЖК РФ предусмотрено, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав. В целях реализации указанных принципов статьёй 2 ЖК РФ закреплено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Согласно статье 49 ЖК РФ: 1. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. 2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению… На основании статьи 57 ЖК РФ: 1. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев… В соответствии со статьёй 5 Федерального закона Российской Федерации «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ (далее по тексту – Вводный закон): К жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В силу статьи 6 Вводного закона: 1. С 1 марта 2005 года принятие на учёт граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. 2. Граждане, принятые на учёт до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учёте до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учёта по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учётом положений настоящей части. Из материалов дела усматривается, что судебным актом, а именно определением суда от 07 августа 2002 года, было установлено, что истец как медицинский работник имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. При этом суд учитывает, что это право возникло у истца до вступления в законную силу ЖК РФ, а потому до реализации это право сохраняется независимо от того, предусмотрено ли действующим ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по данному основанию. Суд также учитывает, что в настоящее время нуждаемость истца в жилом помещении не отпала, что следует из представленных сведений о месте её проживания. Суд также принимает во внимание то обстоятельство, что несмотря на то, что Администрация не являлась фактически стороной мирового соглашения, утверждённого судом, со стороны Администрации, как заинтересованного лица и участника процесса, данный судебный акт, который признал за истцом право на внеочередное предоставление жилого помещения, не был оспорен в установленном порядке. В связи с чем суд считает, что при наличии свободного благоустроенного жилого помещения оно должно было быть предоставлено во внеочередном порядке именно истцу. Между тем из материалов дела также усматривается, что начиная с 2002 года Администрацией предоставлялись жилые помещения по договору социального найма работникам Ивантеевской ЦГБ, в частности в 2003, 2004 2007 и 2009 годах. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что и со стороны Ивантеевской ЦГБ, ведущей учёт нуждающихся в жилом помещении лиц, и со стороны Администрации, которая предоставляла жилые помещения и заключала с гражданами договоры социального найма, но в то же время знала о наличии вступившего в законную силу судебного акта о предоставлении в первоочередном порядке квартиры истцу, имели место нарушения прав истца в части несоблюдения порядка предоставления ей жилого помещения. Доводы стороны ответчика о том, что в 2003, 2004 2007 жилые помещения предоставлялись сотрудникам Ивантеевской ЦГБ, переселённым из ветхого жилого фонда, то есть также имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, судом во внимание приняты быть не могут, поскольку статья 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в определении суда от 17 августа 2002 года и статье 57 ЖК РФ указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено истцу, имеющему право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье данному лицу должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников и так далее). На основании изложенного, принимая во внимание, что жилое помещение по договору социального найма предоставляется по решению органа местного самоуправления, именно на Администрацию с учётом установленного нарушения жилищных прав истца должна быть возложена обязанность предоставить ей жилое помещение. Ивантеевская ЦГБ как муниципальное учреждение в данном случае не является управомоченным лицом, на которое может быть возложена данная обязанность. В противном случае, по мнению суда, будет не только допущено нарушение прав гражданина, но и нарушен принцип обязательного исполнения судебного акта. Вместе с тем в силу статьи 5 Вводного закона и статьи 57 ЖК РФ суд не находит оснований для замены жилого помещения денежной компенсацией, на что указывает истец, так как это прямо противоречит нормам ЖК РФ, регулирующим порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма, и имеющим своей целью реальное обеспечение права граждан на жилище. Также принимая во внимание, что порядок предоставления жилого помещения должен соответствовать требованиям ЖК РФ независимо от времени возникновения такого права, на что указывает Вводный закон, суд считает, что жилое помещение, которое должна предоставить истцу Администрация, должно отвечать требованиям главы 7 ЖК РФ, а именно норме предоставления площади жилого помещения, установленной на территории <адрес> на момент предоставления. Руководствуясь статьями 195 – 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Трубниковой ФИО1 к муниципальному образованию городской округ Ивантеевка о внеочередном предоставлении жилого помещения удовлетворить частично. Обязать Администрацию муниципального образования городской округ Ивантеевка предоставить Трубниковой ФИО1 во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления площади жилого помещения, установленной на территории <адрес> на момент предоставления. В удовлетворении требований Трубниковой ФИО1 к муниципальному учреждению здравоохранения «Ивантеевская центральная городская больница» о внеочередном предоставлении жилого помещения отказать. Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Ивантеевский городской суд в течение 10 дней со дня его составления в мотивированной форме. Председательствующий Колчина М. В.