судебное решение



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 марта 2011 года

Ивантеевский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Колчиной М. В.,

при секретаре Волобуевой Н. И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-247/11 по заявлению Лебедевой ФИО1 о признании неправомерными действий по отказу в постановке на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании поставить на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель Лебедева О. О. обратился в суд с требованием к Администрации города Ивантеевка Московской области (далее по тексту – Администрация) о признании неправомерными действий по отказу в постановке её на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязании поставить на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержала и пояснила, что Лебедева О. О. с семьёй в составе пяти человек проживает в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: Московская область, город Ивантеевка, <адрес>, общей площадью 45,6 кв.м. Также в квартире проживает мать заявителя ФИО3, которая ведёт отдельное хозяйство и является отдельной семьей. Для улучшения жилищных условий Лебедева О. О. обратилась в Администрацию с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении. Однако в этом ей было отказано, так как, по мнению Администрации, она не представила все необходимые документы, в частности сведения о наличии в собственности матери заявителя иного жилого помещения и сведения на ранее занимаемую жилую площадь. Заявитель находит данный отказ незаконным и просит обязать Администрацию поставить её на первоочередной учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Представитель Администрации в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала и пояснила, что для постановки гражданина на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении необходимо представление документов, которые дают основания для признания лица нуждающимся в жилом помещении. К заявлению Лебедевой О. О. не были приложены все необходимые документы, в связи с чем ей было отказано в постановке на учёт по указанной причине. Так к заявлению не было приложено решение о признании Лебедевой
О. О. малоимущей. Также к заявлению не были приложены документы, подтверждающие, что в течение последних пяти лет Лебедева О. О. и члены её семьи постоянно были зарегистрированы в Московской области, и подтверждающие, что при смене места жительства на город Ивантеевка, <адрес> <адрес>, Лебедева О. О. и члены её семьи намеренно не ухудшили свои жилищные условия.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования частично обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Материалами дела установлено:

25 июня 2010 года Лебедева О. О. обратилась в Администрацию с заявлением о принятии её на первоочередной учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, так как занимает с семьёй из пяти человек двухкомнатную квартиру из двух смежных комнат площадью 45,1 кв.м. К заявлению были приложены документы по 21 позиции, которые, по мнению Лебедевой О. О., дают ей право быть принятой на такой учёт.

05 июля 2010 года письмом за подписью главы города № 1127-Л Лебедевой
О. О. разъяснены положения статьи 53 ЖК РФ о намеренном ухудшении жилищных условий и предложено представить документы с прежнего места регистрации на всех членов семьи, а также подтвердить родственные отношения на всех зарегистрированных в квартире граждан.

25 августа 2010 года письмом Администрации за № 1474 Лебедевой О. О. повторно предложено представить дополнительные документы для постановки на учёт, и разъяснено, что в случае не представления документов её заявление рассматриваться не будет.

В соотвествии с постановлением главы города Ивантеевка от 30 декабря 2010 года № 2183 Лебедевой О. О. было отказано в постановке на учёт нуждающейся в жилых помещениях (далее по тексту – Постановление).

На основании статьи 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ):

…2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке…

В соотвествии со статьёй 52 ЖК РФ:

1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев…

3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства…

4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

…7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу статьи 54 ЖК РФ:

1. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

3. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

На территории Московской области порядок ведения учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлен Законом Московской области от 12 декабря 2005 года № 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (далее по тексту – Закон).

В соотвествии со статьёй 3 Закона:

1. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, допускается в случаях, если:

1) не представлены документы, предусмотренные частью 3 статьи 2 настоящего Закона;

2) представлены документы, не подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

3) имеются иные основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Оценивая действия Администрации по отказу в постановке Лебедевой
О. О. на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, суд находит их частично незаконными.

При этом суд учитывает, что основаниями для отказа в постановке Лебедевой О. О. на учёт послужили, как следует из Постановления, пункт 1 части 1 статьи 54 ЖК РФ и пункт 3 части 1 статьи 3 Закона – непредставление необходимых документов и иные основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации соответственно. Однако в самом постановлении в нарушение требований части 2 статьи 54 ЖК РФ не указаны конкретные мотивированные основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 указанной статьи, а именно не указано какие конкретно документы не представлены и какие имеются иные основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Таким образом суд приходит к выводу о том, что Постановление вынесено с нарушением действующего законодательства.

Оценивая доводы Администрации, изложенные в письменных возражениях по настоящему спору, о том, какие документы не были представлены Лебедевой О. О., суд соглашается с ними частично.

Так перечень необходимых документов, прилагаемых к заявлению о постановке на учёт, предусмотрен частью 3 статьи 2 Закона и является исчерпывающим. В частности, к заявлению должны быть приложены решение органа местного самоуправления о признании заявителя и членов его семьи малоимущими и выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах заявителя и (или) членов его семьи на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества. Суд учитывает, что Лебедевой О. О. не были представлены решение о признании её и членов её семьи малоимущими и выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении матери ФИО3, что не отрицается представителем заявителя, которая пояснила, что с заявлением о признании её малоимущей она в Администрацию не обращалась. Иные документы, указанные в перечне, приложены к заявлению, что подтверждается текстом заявления.

В связи с чем суд приходит к выводу о том, что Лебедевой О. О. действительно не представлены все необходимые документы указанные судом выше, дающие основание для постановки её на учёт и по этому основанию отказ в постановке на учёт является правомерным.

Доводы представителя заявителя о том, что ФИО3 не является членом семьи Лебедевой О. О. не могут быть приняты во внимание, поскольку ФИО1 зарегистрирована и проживает совместно с Лебедевой О. О. и в силу статуса родства не может являться бывшим членом её семьи.

Вместе с тем суд не может согласиться с доводами Администрации о том, что Лебедевой О. О. не были приложены документы, подтверждающие, что в течение последних пяти лет члены её семьи постоянно были зарегистрированы в Московской области, и подтверждающие, что при смене места жительства на город Ивантеевка, <адрес> <адрес>, Лебедева О. О. и члены её семьи намеренно не ухудшили свои жилищные условия, что является основанием для отказа в постановке на учёт. При этом суд учитывает, что в силу статьи 2 Закона данные документы не указаны в перечне, прилагаемом к заявлению о постановке на учёт, а потому их истребование у гражданина незаконно. Напротив, в силу части 6 статьи 2 Закона органы местного самоуправления осуществляют проверку сведений, указанных в документах, предусмотренных частью 3 настоящей статьи. При этом информация о переходе права на принадлежащие заявителю жилые помещения за последние пять лет запрашивается в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации, руководителем органа местного самоуправления. Таким образом суд считает, что именно Администрация должна в рамках своих полномочий подтвердить то обстоятельство, что заявитель и члены его семьи намеренно ухудшили свои жилищные условия и по данному основанию отказать в постановке на учёт, а не гражданин должен представить доказательства, что он не ухудшал данные условия. Как следует из представленных Администрацией документов по рассмотрению заявления Лебедевой О. О. такая информация запрошена не была. Кроме того суд учитывает, что по данному основанию решение об отказе в постановке на учёт Лебедевой О. О. не принималось, как следует из Постановления.

Также не находит суд обоснованным и ссылку в Постановлении на пункт 3 части 1 статьи 3 Закона как основание для отказа в постановке на учёт, поскольку ни в самом Постановлении, ни в судебном заседании Администрацией не указано какие имеются иные основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации, для такого отказа. Все возражения Администрации сводятся к тому, что Лебедевой О. О. не представлены все необходимые документы, что является самостоятельным основанием для отказа.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что Администрацией допущены нарушения закона при рассмотрении заявления Лебедевой О. О. о постановке её на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении и вынесении Постановления.

Вместе с тем суд приходит к выводу о том, что требования Лебедевой О. О. об обязании Администрации поставить её на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении не могут быть удовлетворены в настоящее время, поскольку, как установлено судом выше, Лебедева О. О. и члены её семьи не признаны в установленном порядке малоимущими. Тогда как обязательным условием для предоставления жилого помещения гражданам по договору социального найма является определение статуса гражданина как малоимущего в силу статьи 49 ЖК РФ.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ввиду отсутствия в настоящее время решения о признании Лебедевой О. О. малоимущей она не может быть поставлена на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении. В связи с чем оснований для отмены Постановления, несмотря на нарушение процедуры его принятия, суд не усматривает. Однако из Постановления должна быть исключена ссылка на основание отказа в постановке на учёт, предусмотренное пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона, так как данное основание судом не установлено. Вместе с тем суд учитывает, что Лебедева О. О. не лишена возможности повторно обратиться в Администрацию с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении после признания её в установленном порядке малоимущей.

Руководствуясь статьями 258, 195 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Лебедевой ФИО1 о признании неправомерными действий по отказу в постановке на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании поставить на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий удовлетворить частично.

Признать частично незаконными действия Администрации города Ивантеевка по отказу в постановке Лебедевой ФИО1 на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Исключить из постановления главы города Ивантеевки Московской области от 30 декабря 2010 года № 2183 «Об отказе в постановке на учёт нуждающейся в жилых помещениях Лебедевой О. О.» ссылку на пункт 3 части 1 статьи 3 Закона Московской области «О порядке ведения учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма».

В удовлетворении требований Лебедевой ФИО1 об обязании поставить на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Ивантеевский городской суд в течение 10 дней со дня его изготовления в мотивированной форме.

Председательствующий Колчина М. В.