о признании отказа незаконным и возложении обязанности



Дело № 2-760/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ город Иваново

Ивановский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Белоусовой Н.Ю.,

при секретаре Смолиной И.А.,

с участием

прокурора – старшего помощника Ивановского межрайонного прокурора Арефьева А.А.

лица, в защиту чьих интересов выступил прокурор, – Саландина В.А.,

представителя ответчика Администрации г.о. Кохма – Мозгового В.В.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Управления реформирования жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и связи Администрации г.о. Кохма – Титовой О.Н.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Департамента социальной защиты населения Ивановской области – Новоселовой К.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановского межрайонного прокурора, выступившего в защиту интересов Саландина В.А., к Администрации городского округа Кохма о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающегося

УСТАНОВИЛ:

Ивановский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов Саландина В.А. с иском к Администрации городского округа Кохма о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающегося.

Исковые требования обоснованы тем, что Ивановским межрайонным прокурором было рассмотрено обращение Саландина В.А. по вопросу отказа администрации г.о. Кохма в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. В ходе проверки было установлено, что Саландин В.А. является участником Великой Отечественной войны, инвалидом 2-й группы и имеет льготы и преимущества, установленные законодательством для инвалидов Великой Отечественной войны. ДД.ММ.ГГГГ Саландин В.А. обратился в Администрацию г.о. Кохма с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях для участия в программе «Участники ВОВ», так как он собственного жилья не имеет, проживает по адресу: <адрес> с внуком, ранее жилой площади от государства не получал. По результатам рассмотрения обращения в адрес Саландина В.А. был направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ за № с отказом в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Отказ мотивирован тем, что жилой дом по адресу: <адрес> был подарен Саландиным В.А. своему внуку ДД.ММ.ГГГГ, а поскольку пятилетний срок с момента совершения сделки по отчуждению имущества не истек, то вернуться к рассмотрению вопроса о постановке на учет возможно лишь после ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что в результате проверки было установлено, что отказ является незаконным, прокурор вышел в суд в защиту интересов Саландина В.А. Незаконность отказа прокурор усматривает в том, что решение не соответствует требованиям ст. 53 ЖК РФ и ч.2 ст. 15 Закона № 50-ОЗ, поскольку не содержит ссылок на допущенные нарушения заявителя, а также на правовые основания для отказа со ссылками на нормы закона. Также по мнению прокурора каких-либо объективных сведений о том, что отчуждение Саландиным В.А. жилого дома произведено исключительно с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях отсутствуют, в связи с чем данное обстоятельство не может явиться основанием для отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Кроме того, Саландин В.А. проживает в неблагоустроенном одноэтажном бревенчатом доме, в связи с чем является нуждающимся в жилых помещениях. В связи с этим прокурор просит признать отказ Администрации г.о. Кохма от ДД.ММ.ГГГГ за № в постановке на учет Саландина В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: г. <адрес> в качестве нуждающегося в жилых помещениях незаконным и обязать администрацию г.о. Кохма принять Саландина В.А. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

В ходе судебного заседания прокурор – старший помощник Ивановского межрайонного прокурора Арефьев А.А. поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил требования удовлетворить.

Саландин В.А., в чьих интересах выступил в суде прокурор, поддержал заявленные требования в полном объеме. Считает, что он имеет право состоять на очереди в качестве нуждающегося в жилых помещениях, так как жилой дом, в котором он проживает принадлежит внуку, сам он жилья не имеет. Несмотря на то, что в настоящее время в доме проведен ремонт, но его нельзя признать благоустроенным, так как в доме холодная вода бывает только летом, горячей воды в доме нет, туалет холодный. Считает, что он заслужил получение благоустроенного жилья, ранее жилья от государства не получал. Объяснил, что причиной обращения с заявление о постановке его на учет лишь в 2010 году является то, что лишь в январе текущего года он по телевидению из выступлении Президента России узнал о наличии программы по предоставлению жилья участникам Великой Отечественной войны.

Представитель ответчика администрации г.о. Кохма по доверенности Мозговой В.В. признал, что отказ в постановке на учет Саландина В.А. является не корректным, так как не соответствует нормам действующего законодательства. Вместе с тем оснований для удовлетворения требований о постановке Саландина В.А. на учет не имеется, поскольку Саландин В.А. проживает в жилом доме, который ранее в ДД.ММ.ГГГГ году был подарен внуку. В связи с тем, что с момента дарения не прошло 5 лет, то вопрос о постановке на учет может быть рассмотрен не ранее чем через 5 лет после совершения сделки по отчуждению имущества. Кроме того, Саландин В.А. не может быть признан нуждающимся в жилом помещении, так как проживает в жилом доме, площадь которого превышает учетную норму, данный дом является благоустроенным, в нем имеется водопровод, туалет, баня. Вывод о том, что Саландин В.А. не нуждается в жилой площади был сделан на заседании жилищной комиссии, что отражено в протоколе заседания комиссии.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Управления реформирования жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и связи Администрации г.о. Кохма по доверенности Титова О.Н. поддержала мнение представителя ответчика, считает, что оснований для постановки Саландина В.А. на учет в качестве нуждающегося не имеется.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Департамента социальной защиты населения Ивановской области по доверенности Новоселова К.Б. оставила разрешение спора на усмотрение суда, поскольку вопрос нуждаемости гражданина в жилых помещениях относится к компетенции органов местного самоуправления. Подтвердила, что Саландин В.А. является ветераном войны, инвалидом 2-й группы и имеет право на льготы, в том числе на предоставление жилого помещения при условии нуждаемости в нем.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Управления Федерального казначейства по Ивановской области в судебное заседание не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Согласно представленному отзыву Управление не наделено полномочиями в сфере социального обеспечения населения и не решает вопросы, связанные с предоставлением различным категориям граждан жилых помещений (л.д. 119-120).

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, показания свидетеля и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Саландин В.А. является инвалидом второй группы и имеет право на преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов отечественной войны, установленные ст. 14 ФЗ «О ветеранах», что подтверждается соответствующим удостоверением и справкой Бюро МСЭ (л.д. 10, 14-15).

Супруга Саландина В.А. – Саландина Н.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти и свидетельством о заключении брака (л.д. 9, 10).

ДД.ММ.ГГГГ между Саландиным В.А. и ФИО9 был заключен договор дарения земельного участка и жилого дома с хозяйственными постройками, в соответствии с которым Саландин В.А. подарил ФИО9 жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> (л.д. 12-13). Переход права собственности к ФИО9 подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 8, 16).

В настоящее время за Саландиным В.А. какого–либо недвижимого имущества не зарегистрировано, что подтверждается сведениями из ЕГРП и данным ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (л.д. 17, 19).

Согласно данным домовой книги и справки Администрации г.о. Кохма в настоящее время в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> зарегистрированы Саландин В.А. и его сноха ФИО8 (л.д. 18, 50-54).

В соответствии с техническим паспортом домовладения от ДД.ММ.ГГГГ на момент заключения договора дарения жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> имел общую площадь 63, 3 кв.м, жилую – 44,2 кв.м, на земельном участке также имелись сарай, гараж, баня, колодец глубиной 3 м (л.д. 101-109). Согласно техническому паспорту на домовладение от ДД.ММ.ГГГГ и кадастровому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ общая площадь жилого дома увеличилась до 106,1 кв.м, а жилая площадь – до 69,5 кв.м. (л.д. 85- 84, 95-96). Сведения об увеличении общей площади дома внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 97).

Допрошенный в качестве свидетеля ФИО9 показал, что является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, который был получен им в дар от деда - Саландина В.А. В настоящее время он проживает вместе с Саландиным В.А. в указанном доме. В настоящее время в доме сделан ремонт, построена пристройка, в связи с чем площадь дома увеличилась до 102 кв.м, но несмотря на это в доме нет воды, туалет холодный, есть колодец, но вода в нем не питьевая.

ДД.ММ.ГГГГ Саландин В.А. обратился в администрацию г.о. Кохма с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях для участия в программе «Участник ВОВ», объяснив необходимость предоставления жилья тем, что на праве личной собственности жилого дома не имеет, так как подарил дом внуку, проживает в отремонтированном внуком доме как квартирант (л.д. 20-21).

Согласно акту проверки жилищно-бытовых условий заявителя от ДД.ММ.ГГГГ Саландин В.А. проживает по адресу: <адрес> жилом доме общей площадью 63,3 кв.м, в том числе жилой 44,2 кв.м, расположенном на земельном участке площадью 893 кв.м, дом состоит из двух комнат 28,0 и 16,2 кв.м, комнаты сухие, светлые, теплые, дом имеет газовое отопление, колодец, туалет, выгребную яму, баню (л.д. 71-72). В соответствии с повторным актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ Саландин В.А. проживает в доме совместно с сыном ФИО10, снохой ФИО8 и внуком ФИО9, дом деревянный, отделанный сайдингом, окна пластиковые, жилые комнаты площадью 28,0 кв.м и 16,2 кв.м светлые, сухие, произведен ремонт, отопление в доме от газового котла, имеется газовая плита, в доме имеется туалет и холодная вода, имеется душевая кабина, баня на территории земельного участка (л.д. 37-39).

ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание жилищно-бытовой комиссии администрации г.о. Кохма, на котором рассматривался вопрос о постановке Саландина В.А. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. По итогам рассмотрения данного вопроса комиссией рекомендовано, учитывая, что Саландиным В.А. были совершены действия по отчуждению собственного жилья и обеспеченность жилой площадью на одного человека более учетной нормы, отказать ФИО11 в признании нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях (л.д. 73-74).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Саландина В.А. Управлением реформирования жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и связи Администрации г.о. Кохма был направлен отказ в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Ответ не содержит ссылки на нарушения, допущенные при обращении с заявление о постановке на учет, а имеется лишь ссылка на факт дарения дома, с момента которого не прошло 5 лет (л.д. 7).

ДД.ММ.ГГГГ Саландин В.А. обратился в Ивановскую межрайонную прокуратуру с заявлением о проведении проверки по факту незаконного отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях (л.д. 5-6).

ДД.ММ.ГГГГ Президентом Российской Федерации был издан указ № 714 «Об обеспечении жилье ветеранов Великой Отечественной войны», в соответствии с которым постановлено в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах".

Как установлено в судебном заседании, что подтверждено представителем Департамента социальной защиты населения Ивановской области, Саландин В.А. имеет право на социальную поддержку, предусмотренную ст. 14 ФЗ «О ветеранах», в том числе в форме обеспечения за счет средств федеральной бюджета жильем, нуждающихся в улучшении жилищных условиях.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Ивановской области, а также порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрен ст.ст. 51, 52 Жилищного кодекса РФ, а также Законом Ивановской области от 17.05.2006 года № 50-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма на территории Ивановской области». Согласно ст. 51 ЖК РФ и ст. 12 закона № 50-ОЗ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе лица, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также лица, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Решая вопрос о признании Саландина В.А. нуждающимся в жилом помещении суд приходит к выводу, что он может быть признан лицом, нуждающимся в предоставлении жилого помещения. Саландин В.А. на праве собственности жилого помещения не имеет, нанимателем жилого помещения не является, в соответствии с п.1 ст. 31 ЖК РФ в состав членов семьи собственника жилого дома не входит. Из представленной суду технической документации следует, что хотя жилой дом, в котором проживает Саландин В.А. и имеет площадь, превышающую учетную норму, однако он не имеет всего комплекса благоустройства, которым обладают жилые помещения, находящиеся в многоквартирном жилом доме, в том числе в доме отсутствует горячая вода, холодная вода надлежащего качества, теплый туалет.

Законом предусмотрено ограничение в праве на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, которое установлено ст. 53 ЖК РФ и ст. 14 Закона № 50-ОЗ В соответствии с указанными нормами граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Оценивая действия Саландина В.А. по отчуждению права собственности на домовладение, расположенного по адресу: <адрес> по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ, суд не находит основания для признаний действий Саландина В.А. намеренными. Указ Президента РФ№ 714 «Об обеспечении жилье ветеранов Великой Отечественной войны» был издан ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя год после совершения действий по отчуждению имущества. Именно узнав об этом указе Саландин В.А. решил обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Следовательно, действия Саландина В.А. по отчуждению принадлежащего ему жилого дома не могут быть признаны основанием для отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

Таким образом, суд приходит к выводу, что отказ в признании Саландина В.А. нуждающимся в предоставлении жилого помещения является неправомерным.

Порядок отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлен ст. 54 ЖК РФ и ст. 15 Закона № 50-ОЗ. В соответствии с указанными нормами, решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные законом.

Отказ в постановке Саландина В.А. на учет в качестве нуждающегося ДД.ММ.ГГГГ не соответствует требованиям закона, так как не содержит ссылки на норму закона, которая была нарушена заявителем при обращении с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Кроме того, администрацией г.о. Кохма был нарушен срок направления решения об отказе в принятии на учет. В соответствии с п.3 ст. 54 ЖК РФ решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения. В нарушение указанной нормы решение об отказе в принятии на учет от ДД.ММ.ГГГГ было направлено спустя более чем месяц лишь ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, суд приходит к выводу, что требование прокурора о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося от ДД.ММ.ГГГГ является правомерным и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и ст.ст. 51-54 Жилищного кодекса РФ, ст. ст. 12-15 Законом Ивановской области от 17.05.2006 года № 50-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма на территории Ивановской области», ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ивановского межрайонного прокурора, выступившего в защиту интересов Саландина В.А. к Администрации городского округа Кохма о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и возложении обязанности по постановке на учет удовлетворить.

Признать отказ Администрации г.о. Кохма от ДД.ММ.ГГГГ в постановке на учет Саландина В.А. в качестве нуждающегося в жилых помещениях незаконным.

Обязать администрацию г.о. Кохма принять Саландина В.А. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья подпись Н.Ю.Белоусова

Копия верна:

Судья

Секретарь