об обжаловании решения органа местного самоуправления



Дело № 2-1548/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ город Иваново

Ивановский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Белоусовой Н.Ю.,

при секретаре Волковой С.Е.,

с участием

представителя заявителя Нахапетяна А.П. – Володиной В.В.,

представителя заинтересованного лица Управления строительства и архитектуры администрации г.о. Кохма – Ленец Ю.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Нахапетяна А.П. об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в приватизации земельного участка

УСТАНОВИЛ:

Нахапетян А.П. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в приватизации земельного участка.

Заявление обосновано тем, что заявитель на основании договора № купли-продажи на аукционе недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ является собственником нежилого двухэтажного здания детского сада №, расположенного по адресу: <адрес>-а, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный объект расположен на земельном участке площадью 7113 кв.м с кадастровым номером №, что подтверждается кадастровым паспортом. Заявитель обратился в КУМИ г.о. Кохма с заявкой на приватизацию земельного участка, к которой были приложены все необходимые документы, а также копия межевого дела. Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении в собственность земельного участка было отказана со ссылкой на Правила землепользования и застройки г.о. Кохма на том основании, что испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах. Заявитель считает отказ в приватизации земельного участка незаконным, поскольку в соответствии со ст. 15 и 36 ЗК РФ он имеет исключительное право на приватизацию земельного участка, которое может быть ограничено лишь федеральными законами. Однако отказ не содержит ссылки на закон, которым установлен запрет на приватизацию земельного участка. Кроме того, земельный участок, на котором расположено здание, поставлен на кадастровый учет, сведения о нем в кадастр были внесены ДД.ММ.ГГГГ, то есть до приобретения здания и до принятия Правил землепользования и застройки г.о. Кохма. В связи с этим заявитель просит признать незаконным отказ КУМИ г.о. Кохма в приватизации земельного участка площадью 7113 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>-а.

Заявитель Нахапетян А.П. в судебное заседание не явился, доверив представление своих интересов представителю.

Представитель заявителя по доверенности Володина В.В. в ходе судебного заседания поддержала заявление в полном объеме по основаниям в нем изложенным.

Представитель лица, чьи действия оспариваются, КУМИ г.о. Кохма в судебное заседание не явился, имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д. 37).

Представитель заинтересованного лица Администрации г.о. Кохма в судебное заседание не явился, имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ( л.д. 36).

Представитель заинтересованного лица Управления строительства и архитектуры администрации г.о. Кохма по доверенности Ленец Ю.В. в судебном заседание объяснила, что при принятии Правил землепользования и застройки г.о. Кохма не были представлены в полном объеме данные из государственного кадастра недвижимости, в связи с чем спорный земельный участок попал в две территориальные зоны. В настоящее время проведена корректировка, в связи с чем земельный участок в полном объеме попадает в одну зону, а именно зону О-6 «зона детских общеобразовательных учреждений». Что касается законности отказа в приватизации земельного участка, то по мнению представителя заинтересованного лица ссылка при отказе в приватизации на Правила землепользования и застройки г.о. Кохма без ссылки на закон является некорректной. Кроме того, Правила землепользования и застройки г.о. Кохма не содержат какого-либо запрета на приватизацию земельных участков.

Представитель заинтересованного ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ивановской области в судебное заседание не явился, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Суду представлены письменные объяснения, согласно которым земельный участок под номером № поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ по заявке КУМИ г.о. Кохма, границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, уточненная площадь участка 7113 кв.м, разрешенное использование «для размещения здания детского сада № «<данные изъяты>», адрес участка: <адрес>-а, сведения о правах и обременениях на земельный участок отсутствуют. До настоящего времени каких-либо заявлений о внесении изменений в сведения «о правах» или «обременениях» земельного участка не поступало (л.д. 47-48).

Выслушав объяснения представителя заявителя, объяснения представителя заинтересованного лица и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с договором № купли-продажи на аукционе недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ заявитель Нахапетян А.П. является собственником нежилого двухэтажного здания детского сада № «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>-а. В соответствии с условиями договора (п. 4 договора) здание расположено на земельном участке общей площадью 7113 кв.м, право на который ни за кем не оформлено, при этом покупатель обязуется оформить право собственности на земельный участок путем выкупа в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8, 9). Право собственности заявителя на здание подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 10). Суду представлен технический паспорт здания на ДД.ММ.ГГГГ, который содержит план земельного участка (л.д. 13-23).

В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок под кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, площадь участка составляет 7113 кв.м, разрешенное использование «для размещения здания детского сада № «<данные изъяты>», адрес участка: <адрес>-а, сведения о правах и обременениях на земельный участок отсутствуют (л.д. 11).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Нахапетяна А.П. был направлен ответ КУМИ г.о. Кохма, в соответствии с которым положительно решить вопрос о предоставлении в собственность земельного участка по адресу: <адрес>-а не представилось возможным, поскольку один участок не может быть расположен в двух территориальных зонах, согласно Правилам землепользования и застройки г.о. Кохма, утвержденных решением Совета г.о. Кохма от ДД.ММ.ГГГГ № испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне О-1 «зона городского обслуживания и коммерческой деятельности» и зона Д-1 «зона улиц и дорог».

В соответствии с п.2 ст. 15 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. В силу абз. 2 п. 1 ст. 36 ЗК РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.

Ограничения в передаче земельных участков в собственность установлены п.4 ст. 28 ЗК РФ, согласно которой не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Ограничения в приватизации земельных участков установлены также п.8 ст. 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», согласно которому отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель: лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов; зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению; общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также в соответствии с абз. 2 и абз. 3 п. 8 ст. 28 указанного закона отчуждению не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, а также участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.

Таким образом, отказ в приватизации земельного участка возможен лишь в случаях, предусмотренных ЗК РФ, либо иным федеральным законом. Однако ответ КУМИ г.о. Кохма, в соответствии с которым заявителю отказано в приватизации земельного участка, не содержит какой-либо ссылки на федеральный закон, в связи с чем его нельзя признать обоснованным.

Кроме того, исходя из фактических обстоятельств дела земельный участок, на который претендует заявитель, поставлен на кадастровый учет с разрешенным использованием «для размещения здания детского сада № «<данные изъяты>», о чем безусловно было известно КУМИ г.о. Кохма, поскольку именно по заявке данного муниципального органа произошла постановка участка на учет. Сведений о том, что на данном земельном участке расположены объекты городского обслуживания и коммерческой деятельности, а также улицы и дороги в кадастре отсутствуют. Таким образом, каких-либо объектов, препятствующих приватизации земельного участка на момент принятия решения об отказе в приватизации земельного участка фактически не имеется.

В связи с указанными обстоятельствами суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, в связи с чем они подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и ст.ст. 258, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Нахапетяна А.П. об оспаривании решения органа местного самоуправления в приватизации земельного участка удовлетворить.

Признать незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом г.о. Кохма в приватизации земельного участка площадью 7113 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>-а.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья подпись Н.Ю.Белоусова