Дело № 2-1481/10 ДД.ММ.ГГГГ г. Иваново
Именем Российской Федерации
Ивановский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Тонцевой Ю.В.,
при секретаре Беляевой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в г. Иваново гражданское дело по заявлению Крайнова Н.Р. об оспаривании решения ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в учете изменений объекта недвижимости,
У С Т А Н О В И Л:
Крайнов Н.Р. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в учете изменений объекта недвижимости.
Требование мотивировано тем, что на основании Постановления Главы администрации Шуйского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок по адресу: <адрес>, принадлежит на праве аренды Крайнову Н.Р. На указанном земельном участке расположены принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости. Согласно кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ, его кадастровая стоимость составляет 5733080 руб. В соответствии с актом определения кадастровой стоимости земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ она составляет 3864477,40 руб. Однако, в соответствии со ст. 66 п. 3 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Согласно отчету ИП ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, рыночная стоимость земельного участка заявителя составляет 1870 000 руб. ДД.ММ.ГГГГ Крайнов Н.Р. обращался в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> с требованием приравнять кадастровую стоимость земельного участка к его рыночной стоимости, в чем ему отказано решением от ДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного, Крайнов Н.Р. просит суд признать незаконным решение ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> об отказе в учете изменений объекта недвижимости – земельного участка, обязав определить кадастровую стоимость указанного земельного участка как равную его рыночной стоимости - в размере 1870000 руб.,
Заявитель Крайнов Н.Р. в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен. В ранее проведенном судебном заседании заявленные требования поддержал. Пояснил суду, что требуемое необходимо ему для того, чтобы был уменьшен размер арендной платы за земельный участок, поскольку его расчет определяется исходя из кадастровой оценки земельного участка.
Представитель заявителя Крайнова Н.Р. по доверенности Воронин Д.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования по указанным основаниям.
Представитель заинтересованного лица - ФГУ «Земельная кадастровая палата» (ФГУ «ЗКП») по <адрес> по доверенности Лобанова Е.А. с заявленными требованиями не согласилась. Пояснила суду, что основаниями для отказа в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости – земельного участка заявителя, послужили следующие обстоятельства. Необходимые для кадастрового учета документы по форме и содержанию не соответствовали требованиям ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». К заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, поданному Ворониным Д.А. от имени Крайнова Н.Р., о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи с изменением сведений о кадастровой стоимости был приложен Отчет по определению его рыночной стоимости. Однако, представление отчета о рыночной стоимости земельного участка не может служить основанием для внесения рыночной стоимости земельного участка в ГКН, т.к. в него вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения кадастровой стоимости и реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости. Сведения о спорном земельном участке внесены в соответствии с нормами действующего законодательства, а именно: по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории <адрес>, согласно приложению № к Постановлению Правительства Ивановской области от 27.08.2009 года № 249-п, о чем указано в Решении. В соответствии с решением об учете изменений объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Администрации Шуйского муниципального района о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ в части уточнения местоположения границы и площади земельного участка ДД.ММ.ГГГГ учреждением внесена кадастровая стоимость земельного участка на основании утвержденного Управлением Росреестра по <адрес> акта определения кадастровой стоимости от ДД.ММ.ГГГГ, где кадастровая стоимость определена согласно п. 2.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменений категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утв. Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 года № 222, о чем указано заявителю. Кроме того, с заявлением о кадастровом учете изменений объекта недвижимости обратилось ненадлежащее лицо. Земельный участок по адресу: <адрес>, по имеющимся сведениям, принадлежит на праве аренды ФИО6 Следовательно, с подобным заявлением имела право обратиться администрация Шуйского муниципального района – как собственник. Крайнову Н.Р. было рекомендовано для устранения причины отказа обратиться в администрацию Шуйского муниципального района.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Суд установил, что на основании Постановления Главы администрации Шуйского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 9-10), договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-14), земельный участок по адресу: <адрес>, принадлежит на праве аренды Крайнову Н.Р. Срок аренды – 11 месяцев. Расчет арендной платы производится, исходя из кадастровой стоимости земельного участка (л.д. 15).
На указанном земельном участке расположены принадлежащие Крайнову Н.Р. на праве собственности объекты недвижимости, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 16-22).
Согласно кадастровой выписке о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ его кадастровая стоимость составляет 5733080 руб. (л.д. 23-24).
Согласно отчету ИП ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, рыночная стоимость указанного земельного участка составляет 1870 000 руб. (л.д. 25-64).
Результаты государственной кадастровой оценки земель были утверждены Постановлением Правительства Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п, согласно акту определения кадастровой стоимости спорного земельного участка в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка (с 17 000 кв.м. на 11 460 кв.м.), при этом кадастровая стоимость определена в размере 3 864 770,40 руб. (л.д. 155).
Из материалов кадастрового дела на земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, следует, что данный участок находится в муниципальной собственности, администрацией Шуйского муниципального района данный участок предоставлен в аренду ФИО7 сроком на 11 месяцев, согласно Постановлению Главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 104).
Решением ФГУ «ЗКП» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8) заявителю Крайнову Н.Р., от имени которого действовал по доверенности Воронин Д.А. (л.д. 190), отказано в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости (спорного земельного участка), а именно в уменьшении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № и определении ее равной рыночной – 1870 000 руб., внесении в ГКН изменений сведений о кадастровой стоимости земельного участка в указанном размере, согласно заявлению (л.д. 191-193). Основанием к отказу послужило то, что необходимые документы по форме и содержанию не соответствовали требованиям законодательства, с заявлением обратилось не надлежащее лицо. Заявителю рекомендовано для устранения причин отказа обратиться в администрацию Шуйского муниципального района в части уточнения исходной информации, необходимой для расчета оценочных показателей кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно ст. 16 ч. 2 указанного ФЗ постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов.
В соответствии со ст. 20 ч. 3 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Судом установлено, что Крайнову Н.Р. спорный земельный участок принадлежит на праве аренды, при этом срок аренды – 11 месяцев, т.е. менее 5 лет. Таким образом, Крайнов Н.Р. не вправе был обращаться с заявлением об учете изменений объектов недвижимости.
Согласно п. 11 ч. 2 ст. 7 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в ГКН вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Согласно ст. 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральнымзаконом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенныхп. 3настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии сзаконодательствомРоссийской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года. Также разработаны Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 года № 39, Технические рекомендации по гос.оценке земель населенных пунктов, утв. Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 года № П/0152, Административный регламент исполнения ФАКОН государственной функции «Организация проведения гос.кадастровой оценки земель», утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 года № 215, которым определены последовательность, сроки и взаимодействие органов исполнительной и государственной власти при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.
Согласно п.п. 3, 8.1, 9.5 Административного регламента исполнения ФАКОН государственной функции «Организация проведения гос.кадастровой оценки земель», утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 года № 215 - Роснедвижимость и ее Управления по субъектам РФ исполняют государственную функцию по организации проведения государственной оценки земель, осуществляет контроль за ходом выполнения работ по определению стоимости земельного участка, проводит проверку представленного на соответствие отчета о кадастровой оценке земельного участка, составленного по результатам работ, на соответствие его условиям технического задания. Согласно п. 9.8 Административного регламента исполнения ФАКОН государственной функции «Организация проведения гос.кадастровой оценки земель», утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 года № 215 - Роснедвижимость проводит проверку отчета на соответствие его названным Методическим указаниям.
Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органом исполнительной власти субъекта РФ, согласно п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года, и п. 10 Административного регламента исполнения ФАКОН государственной функции «Организация проведения гос.кадастровой оценки земель», утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 года № 215.
Согласно п. 11 Административного регламента исполнения ФАКОН государственной функции «Организация проведения гос.кадастровой оценки земель», утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 года № 215, и п.п. 11 ч. 2 ст. 7 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости вносятся Управлением Роснедвижимости по субъекту РФ в ГКН.
Согласно ст. 254 ч. 1 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Суд считает, что сведения о кадастровой оценке земельного участка заявителя внесены в ГКН в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для их изменения не имелось, с заявлением обратилось не надлежащее лицо, следовательно, решение ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в учете изменений объекта недвижимости (спорного земельного участка) соответствовало требованиям действующего законодательства, в связи с чем заявленное по делу требование Крайнова Н.Р. о признании его незаконным не подлежит удовлетворению.
Ст. 24.11 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» предусмотрено, что под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Согласно ст. 24.16, ст. 24.18 указанного Закона отчет об определении кадастровой стоимости земельного участка должен пройти экспертизу, быть опубликован.
Поскольку указанные требования закона заявителем не выполнены, оснований для внесения изменений сведений о кадастровой стоимости его земельного участка, согласно отчету ИП Белянкиной, также не имеется. Кроме того, правом определения кадастровой стоимости земельного участка ФГУ «ЗКП» по <адрес> не наделено, следовательно, требование Крайнова Н.Р. об обязании ФГУ «ЗКП» по <адрес> определить кадастровую стоимость спорного земельного участка равной его рыночной, не основано на законе и не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, ст. 254 ГПК РФ, руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Крайнова Н.Р. об оспаривании решения ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в учете изменений объекта недвижимости отказать.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в срок 10 дней.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: подпись.
Копия верна.
Судья:
Секретарь: