о признании незаконными действия Управления Росреестра по Ивановской области - шуйского отдела по включению в госуд. земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка



Дело № ДД.ММ.ГГГГ г. Иваново

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ивановский районный суд Ивановской области в составе

председательствующего судьи Тонцевой Ю.В.,

при секретаре Беляевой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в г. Иваново гражданское дело по заявлению Крайнова Н.Р. о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес>, ФГУ «Земельно-кадастровая палата» по <адрес> по включению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участкаедеральной ая Рузвельтовича о признании незаконными действий Управлепния ЯФ,

У С Т А Н О В И Л:

Крайнов Н.Р. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> – Шуйский отдел по включению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка.

Определениями Ивановского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес>, ФГУ «Земельно-кадастровая палата» (ФГУ «ЗКП») по <адрес>.

Требование мотивировано тем, что на основании Постановления Главы администрации Шуйского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок по адресу: <адрес>, принадлежит на праве аренды Крайнову Н.Р. На указанном земельном участке расположены принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости. Согласно кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ, его кадастровая стоимость составляет 5733080 руб. Однако, в соответствии со ст. 66 п. 3 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Согласно отчету ИП ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, рыночная стоимость земельного участка заявителя составляет 1870 000 руб. Крайнов Н.Р. обращался к заинтересованным лицам с требованием об уменьшении кадастровой стоимости земельного участка, в чем ему отказано. На основании изложенного, с учетом уточненных требований, Крайнов Н.Р. просит суд признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес>, ФГУ «Земельно-кадастровая палата» по <адрес> по включению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка в размере 3 864 477, 40 руб., обязав уменьшить кадастровую стоимость указанного земельного участка, определив ее в размере 1870000 руб.

Заявитель Крайнов Н.Р. в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен.

Представитель заявителя Крайнова Н.Р. по доверенности Воронин Д.А. в судебном заседании поддержал уточненные требования по указанным основаниям. Пояснил суду, что незаконность действий Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> заключается в том, что при проведении оценки земельного участка не была собрана достаточная и достоверная информация о земельном участке, необходимая для проведения государственной кадастровой оценки земель, а кадастровая оценка проведена на основании статистического анализа рыночных цен, в соответствии с п. 5 Правил. Управление обязано было определить, из каких источников взята необходимая рыночная информация. Несоблюдение процедуры контроля хода выполнения работ привело к использованию исполнителем работ при определении кадастровой стоимости земельного участка недостаточных и недостоверных источников рыночной информации, в результате чего кадастровая стоимость была завышена. По его мнению, Управлением не надлежащим образом осуществлена предварительная проверка отчета об оценке земельного участка. Незаконность действий ФГУ «ЗКП» по <адрес> заключается в том, что им не внесены в государственный кадастр недвижимости изменения по кадастровой стоимости земельного участка, согласно представленному заявителю отчету, выполненному ИП Белянкиной. Решение ФГУ «ЗКП» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости (спорного земельного участка) им не обжаловано. По его мнению, несмотря на то, что представленный отчет об оценке земельного участка Крайнова Н.Р., выполненный ИП Белянкиной, не прошел процедуру согласования, не опубликован и не рассматривался <адрес>, сведения о кадастровой стоимости должны быть определены в соответствии с ним.

Представитель заинтересованного лица администрации Шуйского муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> по доверенности Леванова М.Р. с заявленными требованиями не согласилась. Пояснила суду, что, согласно ст. 66 ЗК РФ, действовавшей на момент проведения кадастровой оценки спорного земельного участка, для установления его кадастровой стоимости должны проводиться кадастровая оценка земель, порядок которой установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года № 316. Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Для этого также разработаны Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 года № 39, Технические рекомендации по гос.оценке земель населенных пунктов, утв. Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 года № П/0152, Административный регламент исполнения ФАКОН государственной функции «Организация проведения гос.кадастровой оценки земель», которым определены последовательность, сроки и взаимодействие органов исполнительной и государственной власти при исполнении государственной функции по организации гос.кадастровой оценки земель. Роснедвижимость и ее Управления по субъектам РФ исполняют функцию по организации проведения гос.кадастровой оценки земель. УФАКОН по <адрес> был заключен государственный контракт на выполнение работ для государственных нужд <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-М с ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля». Также для выполнения работы по оценке рыночной стоимости земель, построению статистических моделей по внесению информации в специальное программное обеспечение для расчетов кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов <адрес> был привлечен Ярославский филиал ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля» и ООО «Группа комплексных решений». К договорам прилагались технические задания, являющиеся неотъемлемой частью конкурсной документации на проведение работ по определению кадастровой стоимости земельных участков. Управление Роснедвижимости по субъекту РФ осуществляет контроль за ходом выполнения работ по определению стоимости земельных участков, проводит проверку представленного отчета о кадастровой оценке земельного участка. Результаты государственной кадастровой оценки земель были утверждены Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п. Сведения о кадастровой оценке земельного участка внесены Управлением Роснедвижимости по <адрес> в государственный кадастр недвижимости. Таким образом, в компетенцию Управления ФСГРКиК по <адрес> не входит оценка кадастровой стоимости земельного участка. Оно выполняет техническую функцию – организацию и контроль данной деятельности. По смыслу закона до включения результатов кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости отчет об определении кадастровой оценки стоимости земельного участка должен пройти экспертизу, утвержденные результаты должны быть опубликованы. Данная процедура заявителем не соблюдена, в связи с чем оснований для определения кадастровой стоимости его земельного участка в сумме 1870 000 руб., предложенному им отчету, не имеется.

Представитель заинтересованного лица - ФГУ «Земельно-кадастровая палата» (ФГУ «ЗКП») по <адрес> по доверенности Лобанова Е.А. с заявленными требованиями не согласилась. Пояснила суду, что земельный участок по адресу: <адрес>, по имеющимся сведениям, принадлежит на праве аренды ФИО7 На основании заявления администрации Шуйского муниципального района принято решение «Об учете изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка» от ДД.ММ.ГГГГ. Значение уточненной площади – 11460 кв.м. Крайнову Н.Р. ДД.ММ.ГГГГ отказано в учете изменений объекта недвижимости в части изменения кадастровой стоимости земельного участка. Основанием к отказу послужило то, что необходимые документы по форме и содержанию не соответствовали требованиям законодательства, с заявлением обратилось не надлежащее лицо. Решение от ДД.ММ.ГГГГ Крайновым Н.Р. не обжаловано. Сведения о кадастровой стоимости земельного участка были внесены ФГУ «ЗКП» по <адрес> по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории <адрес>, согласно приложению № к Постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, на основании утвержденного Управлением Росреестра по <адрес> акта определения кадастровой стоимости (после уточнения местоположения границы и площади земельного участка).

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Суд установил, что на основании Постановления Главы администрации Шуйского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 42-43), договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 53-56), земельный участок по адресу: <адрес>, принадлежит на праве аренды Крайнову Н.Р. Расчет арендной платы производится, исходя из кадастровой стоимости земельного участка (л.д. 41,44).

На указанном земельном участке расположены принадлежащие Крайнову Н.Р. на праве собственности объекты недвижимости, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 45-51).

Согласно кадастровой выписке о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ его кадастровая стоимость составляет 5733080 руб. (л.д. 107-108).

Согласно отчету ИП ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, рыночная стоимость указанного земельного участка составляет 1870 000 руб. (л.д. 11-38).

УФАКОН по <адрес> был заключен государственный контракт на выполнение работ для государственных нужд <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-М с ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля», для государственной кадастровой оценки земельных участков населенных пунктов на территории <адрес>, в том числе и на территории <адрес>, с приложением технического задания (л.д. 138-141, 142-143).

Для выполнения работы по оценке рыночной стоимости земель, построению статистических моделей по внесению информации в специальное программное обеспечение для расчетов кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов <адрес> был привлечен Ярославский филиал ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля» и ООО «Группа комплексных решений» на основании договора №/ГКР/ГК№ К-07/87/ИванОбл от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ №-О-М. от ДД.ММ.ГГГГ № ОЦнп-37/2007 ГКР (л.д. 144-149, 150-156, 157-161), с приложением технических заданий (л.д. 162-190).

ФСГРКиК рассмотрен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов <адрес>, представленный письмом Управления Роснедвижимости по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлен акт проверки, из которого следует, что отчет соответствует Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 года № 39 (л.д. 194-196).

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка были внесены ФГУ «ЗКП» по <адрес> по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории <адрес>, согласно приложению № к Постановлению Правительства Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 192-193).

Результаты государственной кадастровой оценки земель были утверждены Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, согласно акту определения кадастровой стоимости спорного земельного участка в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка (с 17 000 кв.м. на 11 460 кв.м.), при этом кадастровая стоимость определена в размере 3864770,40 руб. (л.д. 191)

Согласно приказу Руководителя УФСГРКиК по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ ФГУ «ЗКП» по <адрес> переданы полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, представлению сведений, внесенных в ГКН (л.д. 122).

Решением ФГУ «ЗКП» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости (спорного земельного участка) (л.д. 137). Основанием к отказу послужило то, что необходимые документы по форме и содержанию не соответствовали требованиям законодательства, с заявлением обратилось не надлежащее лицо. Заявителю рекомендовано для устранения причин отказа обратиться в администрацию Шуйского муниципального района в части уточнения исходной информации, необходимой для расчета оценочных показателей кадастровой стоимости земельного участка. Данное решение Крайновым Н.Р. не обжаловано.

Согласно ст. 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральнымзаконом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенныхп.3настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии сзаконодательствомРоссийской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года. Также разработаны Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 года № 39, Технические рекомендации по гос.оценке земель населенных пунктов, утв. Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 года № П/0152, Административный регламент исполнения ФАКОН государственной функции «Организация проведения гос.кадастровой оценки земель», утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 года № 215, которым определены последовательность, сроки и взаимодействие органов исполнительной и государственной власти при исполнении государственной функции по организации гос.кадастровой оценки земель.

Согласно п.п. 3, 8.1, 9.5 Административного регламента исполнения ФАКОН государственной функции «Организация проведения гос.кадастровой оценки земель», утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 года № 215 - Роснедвижимость и ее Управления по субъектам РФ исполняют государственную функцию по организации проведения государственной оценки земель, осуществляет контроль за ходом выполнения работ по определению стоимости земельного участка, проводит проверку представленного на соответствии отчета о кадастровой оценке земельного участка, составленного по результатам работ, на соответствие его условиям технического задания. Согласно п. 9.8 Административного регламента исполнения ФАКОН государственной функции «Организация проведения гос.кадастровой оценки земель», утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 года № 215 - Роснедвижимость проводит проверку отчета на соответствие его названным Методическим указаниям.

Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органом исполнительной власти субъекта РФ, согласно п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года, и п. 10 Административного регламента исполнения ФАКОН государственной функции «Организация проведения гос.кадастровой оценки земель», утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 года № 215.

Согласно п. 11 Административного регламента исполнения ФАКОН государственной функции «Организация проведения гос.кадастровой оценки земель», утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 года № 215, и п.п. 11 ч. 2 ст. 7 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости вносятся Управлением Роснедвижимости по субъекту РФ в ГКН.

Согласно ст. 254 ч. 1 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Суд считает, что действия Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес>, ФГУ «Земельно-кадастровая палата» по <адрес> соответствовали требованиям действующего законодательства, в связи с чем заявленные по делу требования Крайнова Н.Р. о признании их действий незаконными не подлежат удовлетворению.

Ст. 24.11 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» предусмотрено, что под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Согласно ст. 24.16, ст. 24.18 указанного Закона отчет об определении кадастровой стоимости земельного участка должен пройти экспертизу, опубликован.

Поскольку данные требования заявителем не выполнены, оснований для внесения изменений сведений о кадастровой стоимости его земельного участка, согласно отчету ИП Белянкиной, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254, 194 -199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Крайнова Н.Р. о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес>, ФГУ «Земельно-кадастровая палата» по <адрес> по включению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка по адресу: <адрес>, д. Гнездилово, 44 в размере 3864477, 40 руб., обязании уменьшить кадастровую стоимость указанного земельного участка, определив ее в размере 1870000 руб., отказать.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в срок 10 дней.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: подпись.

Копия верна.

Судья:

Секретарь: