о прекращении права собственности РФ на земельные участки из состава земель лесного фонда, исключении записи о праве на земельные участки из ЕГРП



Дело ДД.ММ.ГГГГ г. Иваново

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ивановский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Тонцевой Ю.В.,

при секретаре Беляевой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в г. Иваново гражданское дело по иску Ахтеевой Т.В. к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области, Комитету Ивановской области по лесному хозяйству, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области о прекращении права собственности Российской Федерации на земельный участок из состава земель лесного фонда, исключении записи о праве на земельный участок из ЕГРП и снятии его с кадастрового учета,

У С Т А Н О В И Л:

Ахтеева Т.В. обратилась в суд с иском Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области, Комитету Ивановской области по лесному хозяйству, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области о прекращении права собственности Российской Федерации на земельный участок из состава земель лесного фонда, исключении записи о праве на земельный участок из ЕГРП и снятии его с кадастрового учета.

Требования мотивированы тем, что Ахтеева Т.В. является участником долевой собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , местоположение: Ивановская область, Ивановский район, ЗАО «Вергуза». Она решила воспользоваться правом на выделение в натуре земельного участка в счет своих долей. На основании решения общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ участников долевой собственности на земельный участок с указанным кадастровым номером она выделила поставленные ранее на кадастровый учет земельные участки: 1 – площадью 154540 кв.м. с кадастровым номером , расположенный на землях сельхозназначения по адресу: <адрес>; 2 – площадью 44813 кв.м с кадастровым номером , расположенный на землях сельхозназначения по адресу: <адрес>, примыкающий с юго-западной стороны к д. Беляницы. В регистрации права собственности Ахтеевой Т.В. не вышеуказанные земельные участки УФСГРКиК по Ивановской области было оказано, поскольку в ЕГРП имеются сведения о регистрации права собственности РФ на лесной участок с условным номером , расположенный на землях лесного фонда с разрешенным использованием – защитные леса, по адресу: <адрес> (расположен на землях ЗАО «Вергуза», кварталы 1-21). Согласно Плану лесного участка спорные земельные участки входят в состав лесного участка, находящегося в федеральной собственности. Кроме того, спорные земельные участки не относятся к сельхозугодьям, а выделение земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельхозназначения может осуществляться только на земли сельхозназначения, в состав которых входят сельхозугодья. Ахтеева Т.В. полагает, что регистрация права собственности РФ на спорные земельные участки произведена с нарушением закона. По мнению истицы, право долевой собственности возникло у нее до введения в действие Федерального закона РФ от 24.07.2022 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», на основании: 1) Постановления Главы администрации Ивановского района от ДД.ММ.ГГГГ, которым утвержден проект землеустройства (перераспределения земель) совхоза «Ново-Талицкий», в соответствии с которым земельные участки в районе д. Беляницы включены в состав долевой собственности; 2) Постановления Главы администрации Ивановского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта землеустройства (перераспределения земель) реорганизуемого совхоза «Аньковский», где часть земель передана АОЗТ «Вергуза»; 3) Постановлением Главы администрации Ивановского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта перераспределения земель АОЗТ «Вергуза» отделение », которым в состав уже существовавшего землепользования АОЗТ «Вергуза» включена часть земель колхоза «Маяк». В соответствии с приложением к Постановлению от ДД.ММ.ГГГГ , в собственность граждан бесплатно переданы как сельхозугодья (всего 2631,2 га), также и несельхозугодья (всего 674,5 га). Согласно экспликации земель, которая является частью картографического материала проекта перераспределения земель совхоза «Ново- Талицкий» в собственность граждан передано 394,1 га леса, в пользование сельхозпредприятия – 544,1 га лесных участков. Такими образом, в собственность граждан (в том числе и истца) переданы земли занятые лесными участками. Согласно кадастровой выписке о земельной участке с кадастровым номером , из него образованы 110 земельных участков, в том числе и 2 спорных. Ахтеева Т.В. полагает, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации на лесные участки осуществлена с нарушением закона, поскольку регистрации подлежали лесные участки, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций. Однако, участники долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером не являются «сельскохозяйственной организацией», а данный земельный участок принадлежит участникам долевой собственности на праве собственности, а не на праве владения. Кроме того, спорные земельные участки не располагаются на землях лесного фонда, а относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения; регистрация права собственности РФ на лесные участки в составе земельного участка с кадастровым номером нарушила положения части 2 статьи 2 8 Лесного кодекса РФ, части 5 статьи 112 и части 3 статьи 11.5 Земельного кодекса РФ, статей 1,13,14, и 15 Федерального закона РФ от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; регистрация права собственности РФ на лесные участки в составе земельного участка с кадастровым номером нарушила также и нормы гражданского и земельного законодательства о порядке прекращения права долевой собственности на земельные участки. На основании изложенного, Ахтеева Т.В. просила суд прекратить право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами и , которые входят в границы земельного участка по адресу: <адрес>, Ивановское участковое сельское лесничество, расположен на землях бывшего ЗАО «Вергуза» кварталы 1-21, относятся к 17 кварталу, с условным номером ;

обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество запись о регистрации права Российской Федерации на указанные земельные участки в течение 5 рабочих дней с момента вступления в силу решения по настоящему делу;

обязать Федеральное государственное учреждение «Земельно-кадастровая палата» по Ивановской области осуществить учет изменений объекта недвижимости – земельного участка по адресу: <адрес>, расположен на землях бывшего ЗАО «Вергуза» кварталы 1-21, относятся к 17 кварталу, с условным номером в течение 5 рабочих дней с момента вступления в силу решения по настоящему делу.

Впоследствии исковые требования были уточнены. Не изменяя основания заявленных требований, Ахтеева Т.В. просит суд:

прекратить право собственности Российской Федерации на часть (контур) площадью 154540,0 кв.м., расположенный на землях сельскохозяйственного назначения по адресу: <адрес>, выдел 29; на часть (контур) площадью 44813 кв.м., расположенный на землях сельскохозяйственного назначения по адресу: <адрес>, выдел 32, которые входят в границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, расположен на землях бывшего ЗАО «Вергуза», кварталы 1-21 - относится к 17 кварталу, с условным , обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество запись о регистрации права Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, расположен на землях бывшего ЗАО «Вергуза», кварталы 1-21 - относится к 17 кварталу, с условным в течение пяти рабочих дней с момента вступления в силу решения по настоящему делу; обязать Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Ивановской области осуществить учет изменений объекта недвижимости - земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, расположен на землях бывшего ЗАО «Вергуза», кварталы 1-21 - относится к 17 кварталу, с условным в течение пяти рабочих дней с момента вступления в силу решения по настоящему делу. Признать недействительными сведения из плана лесного участка по адресу: <адрес>, расположен на землях бывшего ЗАО «Вергуза», квартал 17, выдел 32, площадью 44813 кв.м; сведения из плана лесного участка по адресу: <адрес>, расположен на землях бывшего ЗАО «Вергуза», квартал 17, выдел 29, площадью 154540,0 кв.м.

В судебное заседание истица Ахтеева Т.В. не явилась, просит дело рассмотреть в ее отсутствие.

В судебном заседании представители истца Ахтеевой Т.В. по доверенности Дормидонтов А.В. и Савенко Г.В. уточненные исковые требования поддержали по указанным основаниям.

Представитель ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области по доверенности Леванова М.Р. в судебном заседании требования Ахтеевой Т.В. не признала, считая их незаконными и не подлежащими удовлетворению, поскольку полагает, что спорные земельные участки как части лесного участка, право собственности на которое зарегистрировано за РФ, не относятся к сельхозугодьям, не были предоставлены истцу в собственность. Ахтеева Т.В. не доказала свое право на данные лесные участки. Государственная регистрация права РФ на лесной участок осуществлена с соблюдением требований закона, оснований для исключения из ЕГРП записи о регистрации права не имеется. Право собственности на участки с кадастровыми номерами 37:05:010442:14 и 37:05:010413: 38 не зарегистрировано, они входят в 17 квартал леса. На основании ст. 8 ЛК РФ право собственности было зарегистрировано за РФ, основание – план лесного участка. В соответствии с ЛК РФ, ЗК РФ, в целях приведения учета земель лесного фонда в соответствие с федеральным законом Правительством Ивановской области было издано распоряжение от 06.11.2009 № 333-рп «Об отнесении к землям лесного фонда лесоустроенных участков входящих в состав земель категории «земли сельскохозяйственного назначения», ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, включенных в границы лесничества Ивановской области и отнесенных к землям лесного фонда». Данным распоряжением к землям лесного фонда отнесены лесоустроенные участки земель общей площадью 7566 га, входившие в состав земель категории «земли сельскохозяйственного назначения», ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций и включены в границы Ивановского участкового лесничества. Пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» допускает перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда. Пункт 2 статьи 6 ЛК РФ устанавливает, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Согласно пункту 1 статьи 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Следовательно, действующее законодательство обязывает использовать как земельные участки, так и лесные участки в соответствии с их целевым назначением. Спорные участки полностью состоят из леса, сельскохозяйственных угодий там нет, это подтверждается справкой ООО «Исток». В правоустанавливающем документе Ахтеевой нет сведений, что передавались земли не сельскохозяйственных угодий. Ахтеевой передавались земли сельскохозяйственного назначения, которые оценивались в баллогектарах. Документа о том, что в долевую собственность передавались не сельскохозяйственные участки, леса, нет. Согласно п. 3 ст. 13 ФЗ № 101, на основании которого выделены участки, размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на земельную долю. Выделить земли не сельскохозяйственных угодить на основании ФЗ № 101 невозможно.

Представитель ответчика - Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просит рассмотреть дело без участия его представителя. В ранее проведенных судебных заседаниях его представитель по доверенности ФИО7. исковые требования не признала. Пояснила суду, что Лесным кодексом Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ было установлено, что леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, входят в границы лесного фонда и предоставляются сельскохозяйственным организациям на праве безвозмездного пользования. В статье 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года установлено, что лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, введенным в действие с ДД.ММ.ГГГГ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, при этом лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии с со ст. 67,69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст. 30.1. Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. Согласно п. 4.16. Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 01.11.2008 N 374, Территориальное управление Росимущества выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, которое признается (возникает) в соответствии с федеральными законами. На основании ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации Территориальным Управлением зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок лесного фонда, разрешенное использование защитные леса, общей площадью 2 233 га., расположенный по адресу: <адрес>, Ивановское участковое сельское лесничество (расположен на землях бывшего ЗАО «Вергуза») кварталы 1-21. Для осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, в соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ Положения о Комитете Ивановской области по лесному хозяйству, Комитетом Ивановской области по лесному хозяйству представлялись в адрес Территориального управления: - подлинники и копии планов участков в составе земель лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, расположенных на территории Ивановской области; документы, содержащих описание лесных участков в составе земель лесного фонда, удостоверенных органами, осуществляющими государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда. В соответствии с протоколом совещания у директора Департамента государственной политики в области лесных и водных ресурсов ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ -пр от ДД.ММ.ГГГГ, выдача планов лесных участков, подготовленных на основе данных государственного лесного реестра и материалов лесоустройства, поручена территориальным органам Роснедвижимости и Рослесхозу. В соответствии с вышеуказанным протоколом территориальным органам Росимущества поручено подать заявления о внесении записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о праве собственности Российской Федерации на лесные участки в составе земель лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций. Таким образом, Территориальное управление при регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, действовало в рамках законодательства Российской Федерации. Управление регистрационной службы провело соответствующую экспертизу, представленных Территориальным управлением документов и зарегистрировало право собственности Российской Федерации на земельный участок лесного фонда, ранее находившийся во владении сельскохозяйственной организации. Кроме того, земельные участки, находящиеся в государственной собственности из состава земель лесного фонда, ограничены в обороте и не предоставляются в частную собственность (п. 2, подп. 2 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации).

Представитель ответчикаКомитета Ивановской области по лесному хозяйству по доверенности Макарчук Е.Б. (в ранее проведенных судебных заседаниях по доверенности ФИО10, ФИО11, ФИО12) исковые требования не признали. Пояснили суду, что спорные участки являются бывшими колхозными лесами, которые ранее находились в пользовании у ЗАО «Вергуза». В собственности у колхоза колхозные леса находиться не могли, так как леса всегда принадлежали к государственному лесному фонду. По материалам лесоустройства спорные участки покрыты лесом, имеющим возраст от - 45 до 50 лет.

Представитель третьего лица - ФБУ «Кадастровая палата» по Ивановской области» по доверенности Чадова С.В. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила суду, что земельные участки с кадастровым номером и , площадью 44813 кв.м. и 154540 кв.м., соответственно, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения по адресу: обл. Ивановская, р-н Ивановский, примыкающий с юго-западной стороны к д. Беляницы, с разрешенным использованием - «Для сельскохозяйственного производства», поставлены на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, путем выдела из земельного участка с кадастровым номером на основании Решения о постановке на ГКУ объекта недвижимости , принятого по результатам рассмотрения Заявления о постановке на кадастровый учет земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ . Исходный земельный участок с кадастровым номером расположен на землях сельскохозяйственного назначения по адресу: обл. Ивановская, р-н Ивановский, ЗАО "Вергуза", с разрешенным использованием - «для производства сельхозпродукции», вид права - «долевая собственность». На момент выдела земельных участков с кадастровыми номерами и площадь составляла 41482890 кв.м. В настоящее время - 28215488 кв.м. После получения сведений о зарегистрированных правах/ограничениях на земельные участки имеющие статус «временные» из Управления Росреестра по <адрес> в соответствии с ч.4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и на основании Решения об аннулировании из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке сведения ГКН о земельном участке с кадастровым номером и были аннулированы. В ГКН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером , расположенном на землях лесного фонда по адресу: <адрес>, с величиной декларированной площади 22330000 кв.м., с разрешенным использованием - «Лесные земли», с видом права - «Государственная собственность» в пользу Российской Федерации, ранее присвоенный номер - . Сведения об указанном земельном участке внесены в ГКН как о ранее учтенном на основании Решения о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ во исполнении письма Минэкономразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -ГЕ «О внесении сведений о лесных участках», поручения Минэкономразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -ИМ/Д23 «Об оформлении прав на лесные участки, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций», письма Управления Росреестра по Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ , письма Управления Росреестра по Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ . Сведения о прохождении границ земельного участка с кадастровым номером в ГКН отсутствуют.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела в их совокупности, приходит к следующему.

Судом установлено, что Ахтеевой Т.В. на основании Постановления Главы администрации Ивановского района от ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство на право собственности на землю на земельный участок, расположенный на землях общей совместной собственности колхоза «Маяк», на право общей совместной собственности общей площадью 4,0 га, согласно справке ТМО УФАКОН по Ивановской области (л.д. 25 том 1).

Из протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в земельном массиве ЗАО «Вергуза» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Ахтеева Т.В. выделила поставленные ранее на кадастровый учет земельные участки: 1 – площадью 154540 кв.м. с кадастровым номером , расположенный на землях сельхозназначения по адресу: <адрес>; 2 – площадью 44813 кв.м с кадастровым номером 37:05:010413: 38, расположенный на землях сельхозназначения по адресу: <адрес> (л.д. 69-74 том 1).

Из справки ООО «Исток» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами и не являются сельскохозяйственными угодьями, предназначены для сельхоз.производства, кадастровая оценка 0 б/га (л.д. 77 том 2).

Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ он имеет площадь 154540 кв.м., местоположение – <адрес> (л.д. 17-19 том 1).

Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ он имеет площадь 44813 кв.м., местоположение – <адрес> (л.д. 20-22 том 1).

Из кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером площадью 30133164 кв.м. местоположение: <адрес>, ЗАО «Вергуза» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что его граница не установлена, из него образованы земельные участки, сведения о которых носят временный характер, в том числе и земельные участки с кадастровыми номерами и (л.д. 23-24 том 1).

Право собственности на спорные земельные участки с кадастровыми номерами и не зарегистрировано, согласно уведомлению об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 46-47 том 1). Одновременно указано, что указанные участки входят в границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (расположен на землях бывшего ЗАО «Вергуза»), кварталы 1-21, относится к 17 кварталу, с условным номером , право собственности зарегистрировано за РФ.

Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что на основании ст. 8 п. 1 Лесного Кодекса РФ № 200-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности Российской Федерации на лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: защитные леса, площадь 2233 га, адрес объекта: <адрес> (расположен на землях бывшего ЗАО «Вергуза») кварталы 1-21, условный номер (л.д. 87 том 1).

Право собственности РФ на указанный лесной участок зарегистрировано на основании плана лесного участка (л.д. 118, 130 том 1).

Из кадастровой выписки о земельном участке ФБУ «Кадастровая палата» по Ивановской области, следует, что земельный участок с условным номером , право собственности на который зарегистрировано за РФ, ранее был учтен с кадастровым номером (л.д. 11 том 2).

Право собственности на земельный участок с кадастровым номером не зарегистрировано, согласно уведомлению об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений УФСГРКиК по Ивановской области (л.д. 72 том 2).

В регистрации права собственности Ахтеевой Т.В. на спорные земельные участки с кадастровыми номерами и УФСГРКиК по Ивановской области отказано (л.д. 26-45 том 1).

Из проекта землеустройства (перераспределения земель) реорганизуемого совхоза «Ново-Талицкий», утв. Постановлением Главы администрации Ивановского района от ДД.ММ.ГГГГ , (экспликация земель) следует, что совхозу передано в собственность бесплатно земельных участков, покрытых лесом, площадью 294,1 кв.м., не с/х угодий – площадью 674,5 кв.м., лес – 294,1 кв.м. (л.д. 48-64 том 1).

Из проекта перераспределения земель АОЗТ «Вергуза» отделение следует, что в состав уже существовавшего землепользования АОЗТ «Вергуза» включена часть земель колхоза «Маяк» (л.д. 9-41 том 2).

Согласно государственному акту на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, выданному АОЗТ «Вергуза» в коллективно – долевую собственность передано лесов и кустарников 346,1 га (л.д. 42-44 том 2).

Согласно плану лесного участка ЗАО «Вергуза» ГУ сельхозлес «Ивановский» Ивановской области, плану лесонасаждений совхоза «Ново-Талицкий» земельные участки, на которые претендует истица, входят в состав лесных участков (л.д. 87-90, 106-107 том 2).

Из таксационного описания ГУ Ивановский лесхоз ЗАО «Вергуза» 17 квартал выделы и (в состав которых входят спорные участки) имеют возраст деревьев 50 и 45 лет соответственно (л.д. 104-105 том 2).

Судом установлено, что государственные акты на право собственности на земли, относящиеся к несельхозугодьям, истцу не выдавались.

Из проекта землеустройства 1993 года и приложенной к нему экспликации земель следует, что в собственность АОЗТ «Вергуза» в числе несельхозугодий передано 294,1 га леса. При изучении вышеуказанного Проекта землеустройства судом установлено, что он содержит сведения о том, что разделу между участниками долевой собственности подлежали только площади сельскохозяйственных угодий, предоставленных колхозу в собственность. В пояснительной записке к Проекту землеустройства указано, что разделу на земельные доли подлежат все сельскохозяйственные угодья хозяйства (л.д. 51 том 1).

Как следует из справки ТМО УФАКОН по Ивановской области на основании Постановления Главы администрации Ивановского района от ДД.ММ.ГГГГ Ахтеевой Т.В. выдано свидетельство на право собственности на землю на земельный участок, расположенный на землях общей совместной собственности колхоза «Маяк», на право общей совместной собственности общей площадью 4,0 га. При этом земли лесного фонда (леса) в собственность истице не передавались, Ахтеева Т.В. приобрела право собственности лишь на сельхозугодья.

Исследовав доводы представителей истца и представленные ими доказательства, суд приходит к выводу, что ими не доказаны обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований, а именно ими не представлено доказательств наличия у истца права на лесные участки, право собственности на которые зарегистрировано за РФ. Таким образом, суд приходит к выводу, что зарегистрированное право собственности Российской Федерации на спорные лесные участки не нарушает прав и интересов истца.

В связи с изложенным суд находит заявленные исковые требования необоснованными.

В связи с тем, что право собственности у истицы на лесные участки не возникало, доводы ее представителей о незаконности прекращения этого права суд также находит несостоятельными.

Изучив доводы представителей истца о возникновении у нее права собственности на лесные участки в связи с передачей этих лесных участков в собственность АОЗТ «Вергуза» и, соответственно, участникам долевой собственности, Постановлением главы администрации, утвердившим проект землеустройства, суд приходит к следующему.

Действовавшее с момента передачи земли законодательство – ст. 3 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик от 17.06.1977 года, ст. 3 Лесного кодекса РСФСР от 08.08.1978 года (действовавшего до принятия Основ Лесного законодательства РФ), ст. 2 Основ лесного законодательства РФ от 06.03.1993 года (действовавших до принятия Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 года), ст. 19 Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 года – устанавливало исключительную собственность государства на леса. Лесные участки относились к землям лесного фонда и могли предоставляться только в пользование.

Согласно ст. 8 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 года и его ныне действующей редакции, лесные участки в составе земель лесного фонда также находятся в федеральной собственности.

В силу п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности;

В соответствии с пп. 5 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.

Таким образом, отнесение земельного участка к категории земель лесного фонда влечет юридические последствия в виде особого правового режима участка и возникновения права государственной собственности.

Действовавшее на момент передачи земли в собственность и действующее на настоящий момент законодательство закрепляло государственную собственность на леса и не предусматривало передачу лесных участков из состава земель лесного фонда в собственность физических лиц.

Согласно Земельному кодексу РФ 1991 года, Основам лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, Основ лесного законодательства РФ, Постановлению Правительства РФ от 23.10.1993 года N 1064, действовавшим на момент предоставления земли, леса в собственность не передавались. Решение о предоставлении в пользование земель лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, мог принимать только территориальный орган лесного хозяйства.

В соответствии с положениями ст. 166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно ст. 168 ГК РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Согласно ч. 1 ст. 167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

В соответствии с ч. 3 ст. 166 ГК РФ, суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по собственной инициативе.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что передача лесных участков в собственность АОЗТ «Вергуза» противоречит нормам лесного и земельного законодательства и в связи с этим расценивается судом как ничтожная сделка, не влекущая юридических последствий.

Согласно ст. 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.06.1977 года, все леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд, который состоит из лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников, и колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.

Представители истца полагают, что включение лесных участков, на которые зарегистрировано право собственности РФ, в границы плана земельного участка с кадастровым номером 37:05:000000:257 из состава земель сельхозназначения также подтверждает их право собственности на данные лесные участки.

Однако, проанализировав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что само по себе включение данных лесных участков в схему земельного участка, переданного в собственность АОЗТ «Вергуза», не является подтверждением права собственности истца на эти участки и может служить лишь подтверждением факта владения колхозом данными участками как колхозными лесами.

По мнению представителей истца, спорные лесные участки относятся к категории земель сельхозназначения. Данный довод также является несостоятельным, поскольку тот факт, что в границах выделяемых земельных участков расположены не земли сельхозназначения, а земельные участки, покрытые лесами и относящиеся к лесному фонду Российской Федерации, подтверждается следующими доказательствами.

Существование на спорных земельных участках именно лесов, включенных в государственный лесной фонд, подтверждается планом лесонасаждений совхоза «Ново-Талицкий».

Судом исследовано таксационное описание, из которого следует, что на спорных земельных участках произрастает лес, имеющий возраст от 45 до 50 лет, относящийся к защитным лесам.

Согласно ст. 6 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 года в действующей редакции, границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно ст. 7 Лесного кодекса РФ, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса, согласно которым: лесоустройство проводится на землях лесного фонда по правилам лесоустройства; при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков; местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.

Статья 92 Лесного кодекса РФ определяет, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Установление границ лесного фонда и определение их на местности осуществляются в процессе проведения лесоустройства (ст. 72 Лесного кодекса РФ 1997 года, ст. 68 Лесного кодекса РФ 2006 года). Порядок проведения лесоустройства на настоящий момент определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2007 года N 377. На основании ст. 9 Лесного кодекса РФ 1996 года, границы участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре и (или) указаны в планово-картографических картах.

Таким образом, требования закона в части обозначения границ земельного участка лесного фонда путем указания их в планово-картографических картах соблюдены, с учетом чего земельный участок лесного фонда можно идентифицировать.

В соответствии со ст. 4.2. Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса РФ» от 04.12.2006 года № 201-ФЗ, лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до ДД.ММ.ГГГГ, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Письмом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ -ИМ/<адрес> «Об оформлении прав на лесные участки, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций», в связи с исполнением поручения Правительства РФ, Росреестру предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с частью 3 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» включить в государственный кадастр недвижимости сведения о расположенных на территории субъектов Российской Федерации ранее учтенных лесных участках, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, в объеме сведений о таких участках, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 66-68 том 1),

Согласно статье 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» в случае, если до ДД.ММ.ГГГГ государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до ДД.ММ.ГГГГ, признается юридически действительным (пункт 2 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»). Форма плана лесного участка утверждена приказом МПР РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда».

Таким образом, доводы истца о нарушении закона при осуществлении государственной регистрации права собственности РФ на лесной участок суд находит не состоятельными. Государственная регистрация права собственности на лесной участок с условным номером 37-37-01/018/2010-289 была проведена в соответствии с действующим земельным и лесным законодательством.

Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Оснований для прекращения права собственности РФ на данный земельный участок из состава земель лесного фонда, как и на его части в виде отдельных контуров и признания владения РФ данным земельным участком незаконным суд не усматривает.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Ахтеевой Т.В. к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области, Комитету Ивановской области по лесному хозяйству, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области о прекращении права собственности Российской Федерации на земельный участок из состава земель лесного фонда, исключении записи о праве на земельный участок из ЕГРП и снятии его с кадастрового учета отказать.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий: подпись.

Копия верна.

Судья:

Секретарь