о возложении обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности



Дело ДД.ММ.ГГГГ год г. Иваново

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ивановский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Тонцевой Ю.В.

с участием прокурора Белякова А.Ю.

при секретаре Барановой О.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в г. Иваново гражданское дело по иску Ивановского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «РЖД» в лице филиала – Северная железная дорога о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Ивановский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ОАО «РЖД» в лице филиала – Северная железная дорога о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности.

Требования мотивированы тем, что Ивановской транспортной прокуратурой в ноябре 2011 года проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности на объектах социальной инфраструктуры ОАО «Российские железные дороги», в ходе которой выявлены нарушения на железнодорожной станции «Строкино» Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД».

Проверкой установлено, что в нарушение ППБО 109-92 гл.1 часть 6 п.2.2, п. 5.12; ВНПБ 2.02/МПС 02 п. 8.1; НПБ 110-03 приложение таблица п.9; СНиП 21-01-97* п.7.29; п.п. 6.4, 6.5 «Порядка взаимодействия и распределения ответственности по обеспечению пожарной безопасности, организации внедрения и обслуживания систем автоматической пожарной защиты служебно-технических зданий и помещений…», утвержденного ОАО «РЖД» ДД.ММ.ГГГГ не организовано оборудование помещений здания станции системой автоматической пожарной сигнализации с выводом сигнала на ПЦН.

В нарушение ППБО 109-92 гл.1 п.2.2 часть 6; НПБ 104-03 таблица п.17; ППБ 01-03 п.16 ч.1; п.п. 6.4, 6.5 «Порядка взаимодействия и распределения ответственности по обеспечению пожарной безопасности, организации внедрения и обслуживания систем автоматической пожарной защиты служебно-технических зданий и помещений…», утвержденного ОАО «РЖД» ДД.ММ.ГГГГ не организовано оборудование системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре помещения здания станции.

В нарушение ППБО 109-92 часть 6 п.2.2 гл.1; ВНПБ 2.02/МПС 02 в ред. Указания МПС РФ № К-107у от ДД.ММ.ГГГГ п. 8.1; п.п. 6.4, 6.5 «Порядка взаимодействия и распределения ответственности по обеспечению пожарной безопасности, организации внедрения и обслуживания систем автоматической пожарной защиты служебно-технических зданий и помещений…», утвержденного ОАО «РЖД» ДД.ММ.ГГГГ не организовано оборудование помещения релейной в здании станции установками пожаротушения.

В нарушение ППБО 109-92 гл.1 часть 6 п.2.2, гл. 6 п. 6.18; ППБ 01-03 пункты 97, 98; раздел 11 РД 78.145-93; п.п. 6.6, 7.1, 7.3, 7.7 «Порядка взаимодействия и распределения ответственности по обеспечению пожарной безопасности, организации внедрения и обслуживания систем автоматической пожарной защиты служебно-технических зданий и помещений…»», утвержденного ОАО «РЖД» ДД.ММ.ГГГГ не организовано проведение приемки в эксплуатацию системы автоматической пожарной сигнализации помещения связевой ВОЛС в здании станции в соответствии с действующими нормативными документами объектов, а именно не представлены акты проверки работоспособности системы АПС и акты приемки в эксплуатацию с указанием типа прибора, типа и количества извещателей. У места нахождения контрольного прибора не вывешены инструкции о порядке действия при получении сигнала с АПС.

В нарушение СНИП 21.01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» п. 7.1 часть 3; МДС 21-1.98 раздел II п. 10.1 не организовано проведение обработки огнезащитным составом деревянных конструкций кровли здания станции.

В нарушение СНИП 21.01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» п. 7.1 часть 3; МДС 21-1.98 раздел II п. 10.1 не организовано проведение обработки огнезащитным составом деревянных конструкций кровли здания пункта обогрева ПЧ-7.

В нарушение ППБО 109-92 гл.1 п.2.2 часть 6; НПБ 110-03 приложение таблица п.9, приложение раздел III таблица 3 п.5.2; ВНПБ 2.02/МПС-02 п. 4.6; СНиП 21-01-97* п.7.29; п.п. 6.4, 6.5 «Порядка взаимодействия и распределения ответственности по обеспечению пожарной безопасности, организации внедрения и обслуживания систем автоматической пожарной защиты служебно-технических зданий и помещений…», утвержденного ОАО «РЖД» ДД.ММ.ГГГГ не организовано оборудование здания пункта обогрева, кладовых ПЧ-7 системой автоматической пожарной сигнализации.

Указанные нарушения подтверждаются актом проверки Ярославского отряда ВО-СП филиала ФГП ВО ж.д. транспорта РФ на Северной железной дороге от ДД.ММ.ГГГГ , а также предписанием .

Проверкой, проведенной прокуратурой в ноябре текущего года установлено, что нарушения не устранены.

Несоблюдение требований законодательства о пожарной безопасности создает постоянную угрозу безопасности нахождения пассажиров и иных лиц на железнодорожной станции, чьи жизнь и здоровье ежедневно подвергаются опасности, что является недопустимым.

Учитывая, что эксплуатация указанной железнодорожной станции не приостанавливалась, выявленные нарушения негативным образом способны отразиться на безопасности неопределенного круга лиц. При возникновении пожара способны повлечь человеческие жертвы, а также причинение имущественного ущерба.

Таким образом, в настоящее время существует реальная опасность для пользования указанным объектом социальной инфраструктуры неопределенному кругу лиц.

На основании изложенного, прокурор просил суд признать бездействие ОАО «Российские железные дороги» по ненадлежащему содержанию железнодорожной станции «Строкино» Северной железной дороги в части соблюдения требований норм законодательства о пожарной безопасности, незаконным.

Возложить на ОАО «РЖД» обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу:

- в соответствии с ППБО 109-92 гл.1 часть 6 п.2.2, п. 5.12; ВНПБ 2.02/МПС 02 п. 8.1; НПБ 110-03 приложение таблица п.9; СНиП 21-01-97* п.7.29; п.п. 6.4, 6.5 «Порядка взаимодействия и распределения ответственности по обеспечению пожарной безопасности, организации внедрения и обслуживания систем автоматической пожарной защиты служебно-технических зданий и помещений…», утвержденного ОАО «РЖД» ДД.ММ.ГГГГ организовать оборудование помещений здания станции системой автоматической пожарной сигнализации с выводом сигнала на ПЦН.

- в соответствии с ППБО 109-92 гл.1 п.2.2 часть 6; НПБ 104-03 таблица п.17; ППБ 01-03 п.16 ч.1; п.п. 6.4, 6.5 «Порядка взаимодействия и распределения ответственности по обеспечению пожарной безопасности, организации внедрения и обслуживания систем автоматической пожарной защиты служебно-технических зданий и помещений…», утвержденного ОАО «РЖД» ДД.ММ.ГГГГ организовать оборудование системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре помещения здания станции.

- в соответствии с ППБО 109-92 часть 6 п.2.2 гл.1; ВНПБ 2.02/МПС 02 в ред. Указания МПС РФ № К-107у от ДД.ММ.ГГГГ п. 8.1; п.п. 6.4, 6.5 «Порядка взаимодействия и распределения ответственности по обеспечению пожарной безопасности, организации внедрения и обслуживания систем автоматической пожарной защиты служебно-технических зданий и помещений…», утвержденного ОАО «РЖД» ДД.ММ.ГГГГ организовать оборудование помещения релейной в здании станции установками пожаротушения.

- в соответствии с ППБО 109-92 гл.1 часть 6 п.2.2, гл. 6 п. 6.18; ППБ 01-03 пункты 97, 98; раздел 11 РД 78.145-93; п.п. 6.6, 7.1, 7.3, 7.7 «Порядка взаимодействия и распределения ответственности по обеспечению пожарной безопасности, организации внедрения и обслуживания систем автоматической пожарной защиты служебно-технических зданий и помещений…»», утвержденного ОАО «РЖД» ДД.ММ.ГГГГ организовать проведение приемки в эксплуатацию системы автоматической пожарной сигнализации помещения связевой ВОЛС в здании станции в соответствии с действующими нормативными документами объектов, а именно предоставить акты проверки работоспособности системы АПС и акты приемки в эксплуатацию с указанием типа прибора, типа и количества извещателей в Ярославский отряд ВО-СП филиала ФГП ВО ж.д. транспорта РФ на Северной железной дороге. У места нахождения контрольного прибора вывесить инструкции о порядке действия при получении сигнала с автоматизированной пожарной сигнализации (АПС).

- в соответствии с СНИП 21.01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» п. 7.1 часть 3; МДС 21-1.98 раздел II п. 10.1 организовать проведение обработки огнезащитным составом деревянных конструкций кровли здания станции.

- в соответствии с СНИП 21.01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» п. 7.1 часть 3; МДС 21-1.98 раздел II п. 10.1 организовать проведение обработки огнезащитным составом деревянных конструкций кровли здания пункта обогрева Ивановской дистанции пути ПЧ-7.

- в соответствии с ППБО 109-92 гл.1 п.2.2 часть 6; НПБ 110-03 приложение таблица п.9, приложение раздел III таблица 3 п.5.2; ВНПБ 2.02/МПС-02 п. 4.6; СНиП 21-01-97* п.7.29; п.п. 6.4, 6.5 «Порядка взаимодействия и распределения ответственности по обеспечению пожарной безопасности, организации внедрения и обслуживания систем автоматической пожарной защиты служебно-технических зданий и помещений…», утвержденного ОАО «РЖД» ДД.ММ.ГГГГ организовать оборудование здания пункта обогрева, кладовых Ивановской дистанции пути ПЧ-7 системой автоматической пожарной сигнализации.

Впоследствии исковые требования прокурором были уточнены, согласно которым прокурор просит суд признать бездействие ОАО «Российские железные дороги» по ненадлежащему содержанию железнодорожной станции «Строкино» Северной железной дороги в части соблюдения требований норм законодательства о пожарной безопасности, незаконным. Возложить на ОАО «РЖД» обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу:

- в соответствии с ППБО 109-92 гл.1 часть 6 п.2.2, п. 5.12; ВНПБ 2.02/МПС 02 п. 8.1; НПБ 110-03 приложение таблица п.9; СНиП 21-01-97* п.7.29; п.п. 6.4, 6.5 «Порядка взаимодействия и распределения ответственности по обеспечению пожарной безопасности, организации внедрения и обслуживания систем автоматической пожарной защиты служебно-технических зданий и помещений…», утвержденного ОАО «РЖД» ДД.ММ.ГГГГ организовать оборудование помещений здания станции системой автоматической пожарной сигнализации с выводом сигнала на ПЦН.

- в соответствии с ППБО 109-92 гл.1 п.2.2 часть 6; НПБ 104-03 таблица п.17; ППБ 01-03 п.16 ч.1; п.п. 6.4, 6.5 «Порядка взаимодействия и распределения ответственности по обеспечению пожарной безопасности, организации внедрения и обслуживания систем автоматической пожарной защиты служебно-технических зданий и помещений…», утвержденного ОАО «РЖД» ДД.ММ.ГГГГ организовать оборудование системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре помещения здания станции.

- в соответствии с ППБО 109-92 часть 6 п.2.2 гл.1; ВНПБ 2.02/МПС 02 в ред. Указания МПС РФ № К-107у от ДД.ММ.ГГГГ п. 8.1; п.п. 6.4, 6.5 «Порядка взаимодействия и распределения ответственности по обеспечению пожарной безопасности, организации внедрения и обслуживания систем автоматической пожарной защиты служебно-технических зданий и помещений…», утвержденного ОАО «РЖД» ДД.ММ.ГГГГ организовать оборудование помещения релейной в здании станции установками пожаротушения.

- в соответствии с ППБО 109-92 гл.1 часть 6 п.2.2, гл. 6 п. 6.18; ППБ 01-03 пункты 97, 98; раздел 11 РД 78.145-93; п.п. 6.6, 7.1, 7.3, 7.7 «Порядка взаимодействия и распределения ответственности по обеспечению пожарной безопасности, организации внедрения и обслуживания систем автоматической пожарной защиты служебно-технических зданий и помещений…»», утвержденного ОАО «РЖД» ДД.ММ.ГГГГ организовать проведение приемки в эксплуатацию системы автоматической пожарной сигнализации помещения связевой ВОЛС в здании станции в соответствии с действующими нормативными документами объектов, а именно предоставить акты проверки работоспособности системы АПС и акты приемки в эксплуатацию с указанием типа прибора, типа и количества извещателей в Ярославский отряд ВО-СП филиала ФГП ВО ж.д. транспорта РФ на Северной железной дороге. У места нахождения контрольного прибора вывесить инструкции о порядке действия при получении сигнала с автоматизированной пожарной сигнализации (АПС).

- в соответствии с СНИП 21.01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» п. 7.1 часть 3; МДС 21-1.98 раздел II п. 10.1 организовать проведение обработки огнезащитным составом деревянных конструкций кровли здания станции.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ помощник прокурора Беляков А.Ю. от требований об обязании ответчика организовать проведение обработки огнезащитным составом деревянных конструкций кровли здания станции отказался. Последствия отказа от иска в указанной части ему разъяснены и понятны.

Определением Ивановского районного суда Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу по иску Ивановского транспортного прокурора к ОАО «РЖД» в лице филиала – Северная железная дорога в части обязания ответчика организовать проведение обработки огнезащитным составом деревянных конструкций кровли здания станции прекращено.

В судебном заседании помощник Ивановского транспортного прокурора Беляков А.Ю. уточненные исковые требования поддержал по указанным выше основаниям.

Представитель ответчика ОАО «РЖД» Глебездов П.А. решение вопроса об удовлетворении исковых требований оставил на усмотрение суда. Пояснил суду, что, по его мнению, срок, который просит установить прокурор для выполнения его требований, является не разумным, т.к. 6 месяцев не достаточно для устранения выявленных нарушений.

Представитель 3 лица – Ярославского отряда ВО-СП филиала ФГП ВО ЖДТ РФ на Северной железной дороге в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав стороны, показания специалиста, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что согласно предписанию от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ответчику Ярославским отрядом ВО-СП филиала ФГП ВО ЖДТ РФ на Северной железной дороге, ему предписано устранить нарушения требований пожарной безопасности в соответствии с ФЗ «О пожарной безопасности», в том числе и провести мероприятия, указанные в иске прокурора (л.д. 8-13).

Из акта проведения мероприятия по контролю от ДД.ММ.ГГГГ Ярославского отряда ВО-СП филиала ФГП ВО ЖДТ РФ на Северной железной дороге следует, что требуемые мероприятия не выполнены (л.д. 14-17).

Допрошенный в качестве специалиста ст.инструктор по пожарной профилактике сектора организации пожарного надзора ФГП ВО ЖДТ РФ ФИО5 показал суду, что предписание ответчику было выдано им на основании проведенной проверки. Указанные в предписании и в иске мероприятия не были ответчиком выполнены в установленный срок. Представленный им акт приема-сдачи работ на огнезащитную обработку древесины от июля 2011 года и протокол испытаний качества огнезащитной обработки деревянных конструкций от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует о том, что обработка огнезащитным составом деревянных конструкций кровли здания станции Строкино проведена, но при проведении проверки данные документы не были представлены, что позволило сделать вывод о том, что данные работы не выполнены.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» на руководителях организаций лежит обязанность по осуществлению непосредственного руководства системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны:

соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;

проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

В соответствие с п. 2 ст. 20 Федеральных законов от 07.07.2003 № 115-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», владельцы инфраструктур (балансодержатели), представителями которой является станция «Строкино» Северной железной дороги, в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда и нахождения.

Так, в соответствии со ст. 80 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 № 18-ФЗ перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа.

В соответствии с п. 3 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных приказом Минтранса РФ от 08.02.2007 № 18 (далее – Правил), железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие, связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности.

В соответствии с п. 4 Правил, с целью обеспечения безопасного нахождения граждан в зонах повышенной опасности владельцами инфраструктур разрабатываются, планируются, организуются и проводятся необходимые мероприятия, позволяющие:

реализовать возможность размещения объектов с учетом соблюдения условий, обеспечивающих безопасное нахождение граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта;

выполнять работы в соответствии с законодательством Российской Федерации (места проведения таких работ ограждаются соответствующими сигналами и знаками в установленном порядке с информированием о проведении работ);

иметь достаточное количество мест, оборудованных информационными знаками, для проезда и перехода через железнодорожные пути.

В соответствии с п. 5 Правил, с целью предупреждения случаев травмирования граждан при их нахождении в зонах повышенной опасности и недопущения гражданами действий, указанных в пунктах 10 и 12 Правил, владельцами инфраструктур предусматривается проведение работ по обеспечению:

содержания пассажирских платформ, пешеходных переходов, тоннелей, мостов и других объектов инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожных путей общего пользования в исправном техническом и безопасном для движения и (или) нахождения граждан состоянии.

Таким образом, суд считает, что исковые требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход государства, от уплаты которой был освобожден прокурор при подаче иска в суд.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ивановского транспортного прокурора удовлетворить.

Признать бездействие ОАО «Российские железные дороги» по ненадлежащему содержанию железнодорожной станции «Строкино» Северной железной дороги в части соблюдения требований норм законодательства о пожарной безопасности, незаконным.

Обязать ОАО «РЖД» в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу:

- в соответствии с ППБО 109-92 гл.1 часть 6 п.2.2, п. 5.12; ВНПБ 2.02/МПС 02 п. 8.1; НПБ 110-03 приложение таблица п.9; СНиП 21-01-97* п.7.29; п.п. 6.4, 6.5 «Порядка взаимодействия и распределения ответственности по обеспечению пожарной безопасности, организации внедрения и обслуживания систем автоматической пожарной защиты служебно-технических зданий и помещений…», утвержденного ОАО «РЖД» ДД.ММ.ГГГГ организовать оборудование помещений здания станции системой автоматической пожарной сигнализации с выводом сигнала на ПЦН.

- в соответствии с ППБО 109-92 гл.1 п.2.2 часть 6; НПБ 104-03 таблица п.17; ППБ 01-03 п.16 ч.1; п.п. 6.4, 6.5 «Порядка взаимодействия и распределения ответственности по обеспечению пожарной безопасности, организации внедрения и обслуживания систем автоматической пожарной защиты служебно-технических зданий и помещений…», утвержденного ОАО «РЖД» ДД.ММ.ГГГГ организовать оборудование системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре помещения здания станции.

- в соответствии с ППБО 109-92 часть 6 п.2.2 гл.1; ВНПБ 2.02/МПС 02 в ред. Указания МПС РФ № К-107у от ДД.ММ.ГГГГ п. 8.1; п.п. 6.4, 6.5 «Порядка взаимодействия и распределения ответственности по обеспечению пожарной безопасности, организации внедрения и обслуживания систем автоматической пожарной защиты служебно-технических зданий и помещений…», утвержденного ОАО «РЖД» ДД.ММ.ГГГГ организовать оборудование помещения релейной в здании станции установками пожаротушения.

- в соответствии с ППБО 109-92 гл.1 часть 6 п.2.2, гл. 6 п. 6.18; ППБ 01-03 пункты 97, 98; раздел 11 РД 78.145-93; п.п. 6.6, 7.1, 7.3, 7.7 «Порядка взаимодействия и распределения ответственности по обеспечению пожарной безопасности, организации внедрения и обслуживания систем автоматической пожарной защиты служебно-технических зданий и помещений…»», утвержденного ОАО «РЖД» ДД.ММ.ГГГГ организовать проведение приемки в эксплуатацию системы автоматической пожарной сигнализации помещения связевой ВОЛС в здании станции в соответствии с действующими нормативными документами объектов, а именно предоставить акты проверки работоспособности системы АПС и акты приемки в эксплуатацию с указанием типа прибора, типа и количества извещателей в Ярославский отряд ВО-СП филиала ФГП ВО ж.д. транспорта РФ на Северной железной дороге. У места нахождения контрольного прибора вывесить инструкции о порядке действия при получении сигнала с автоматизированной пожарной сигнализации (АПС).

Взыскать с ОАО «РЖД» госпошлину в доход государства в сумме 4000 руб. 00 коп. (четыре тысячи руб. 00 коп.).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение 1 месяца.

Председательствующий: подпись.

Копия верна.

Судья:

Секретарь: