о признании незаконным решения ТУСЗН по .о. Кохма и Ивановскому муниципальному району



Дело № 2-121/11 г. Р Е Ш Е Н И Е г. Иваново

Именем Российской Федерации

Ивановский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Смирновой Н.В.,

при секретаре Егоровой А.А.,

рассмотрев в отрытом судебном заседании в г. Иванове ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по заявлению Одинцовой А.В. об оспаривании решения Территориального управления социальной защиты населения по г.о. Кохма и Ивановскому муниципальному району,

установил:

Одинцова А.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения ТУСЗН по г.о. Кохма и Ивановскому муниципальному району, просит признать незаконным его отказ в назначении ежемесячной компенсационной выплаты на оплату жилого помещения, отопления и освещения, и обязать назначить ей указанную выплату. Требование обосновала тем, что проработала в сельской местности 25 лет, медсестрой, фельдшером в участковой больнице, старшей медсестрой в детском комбинате. За время трудовой деятельности и после выхода на пенсию пользовалась льготой по оплате коммунальных услуг в полном объеме. Решением Ивановского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ за ней признано право на меру соцподдержки в виде бесплатного пользования жилым помещением и коммунальными услугами. После принятия Закона Ивановской области от 11.05.2010 г. № 39-ОЗ льгота заменена денежной компенсацией, которую было необходимо оформить в ТУСЗН по г.о. Кохма и Ивановскому району, куда она представила пакет документов и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ получала денежную компенсацию на оплату жилого помещения, отопления и освещения. С ДД.ММ.ГГГГ ТУСЗН по г.о. Кохма и Ивановскому району ей отказано в назначении данной выплаты, назначена компенсация как медицинскому работнику.

В судебном заседании заявитель Одинцова А.В. заявление поддержала, пояснила, что пользовалась льготой в полном объеме, т.е. как педагогические работники с 1966 г. и до вынесения судом решения в 2003 г. и после вплоть до оспариваемого отказа.

Представитель заинтересованного лица ТУСЗН по г.о. Кохма и Ивановскому муниципальному району по доверенности Юбицкая Т.А. считает заявление удовлетворению не подлежащим, их решение законным. Пояснила, что медицинские работники приравнивались к педагогическим до принятия Закона Ивановской области от 13.01.2006 г. № 4-ОЗ. Поскольку у заявителя имеется 10 лет стажа в должности медицинского, а не педагогического работника, то в соответствии с Законом Ивановской области от 11.05.10 г. № 39-ОЗ и Постановлением Правительства Ивановской области от 19.04.2006 г. № 69-п, она не имеет права на получение ежемесячной компенсационной выплаты на оплату жилого помещения, отопления и освещения, которое имеют педагогические работники.

Представитель заинтересованного лица Департамента социальной защиты населения Ивановской области по доверенности Дёмина А.Ю. считает заявление удовлетворению не подлежащим, оспариваемое решение законным, поскольку медсестра к педагогическим работникам не относится, соответственно, меры соцподдержки должны предоставляться заявителю не как педагогическому работнику, а согласно ч.1 ст.2 Закона Ивановской области № 39-ОЗ в виде частичного возмещения расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.

Представитель заинтересованного лица Управления образования Администрации Ивановского муниципального района по доверенности ФИО4 в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просит рассмотреть дело без её участия. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ посчитала, что заявителю должна выплачиваться льгота в том размере, в котором выплачивалась ранее, поскольку по ранее действовавшему законодательству медицинские и педагогические работники пользовались равными льготами, в последний период времени на уровне субъектов приняты законодательные акты, которые ухудшили положение медицинских работников, в связи с чем данные нормы должны распространяться только на лиц, которые стали получать льготу после принятия закона, ухудшающего положение медицинских работников.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно данным паспорта и трудовой книжки, ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в сельской местности (л.д.5), работала в должности медсестры в Пестяковских детских яслях № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, медсестры Н-Слободской участковой больницы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, санитарным фельдшером Н-Слободской участковой больницы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, медсестрой в детском комбинате колхоза «Россия» Ивановского района с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, уволена в связи с сокращением (л.д.6-9). Со ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 установлена пенсия за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья в сельской местности, с ДД.ММ.ГГГГ она переведена на пенсию по старости на общих основаниях, размер которой составляет 4708,30 руб., что подтверждается пенсионным удостоверением, справками (л.д.10-12).

Решением Ивановского районного суда Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворен иск Одинцовой А.В., действия Буньковской сельской администрации и МУП «Иврайэнерго» по отказу в предоставлении льгот по бесплатному пользованию жилым помещением и отоплением признаны неправомерными. Решением установлено, что Одинцова А.В. как специалист, проживающий и отработавший в сельской местности медработником более 20 лет, имеет право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением по месту её жительства, поскольку, несмотря на признание утратившими силу Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 14.05.1928 г. «Об оплате жилых помещений в городах и рабочих поселках» и Постановления ВЦИК и СНК от 10.06.1930 г. «О льготах квалифицированным работникам в сельской местности и рабочих поселках», в соответствии со ст.59 ЖК РСФСР специалисты, проживающие и работающие в сельской местности, пользуются бесплатно жилыми помещениями с отоплением и освещением, аналогичная норма содержится и в ч.2 ст.63 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 г. (л.д.13-14).

Пунктом 50 ст.35 ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» часть 2 статьи 63 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 г. признана утратившей силу.

Конституционный суд РФ в определениях от 1.04.2008 г. № 268-О-П, от 4.12.2007 г. № 947-О-П, постановлении от 15.05.2006 г. № 5-П, установил, что по смыслу ч.1 ст.153 ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, предопределяющей развитие законодательства в сфере социальной защиты и государственной поддержки граждан, а также содержание соответствующих правовых норм, изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления. Отмена либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсационного характера допустимы при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться. При издании органами государственной власти субъектов РФ в связи с принятием ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан на 31.12.2004 г.; при изменении после 31.12.2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Установленное пунктом 50 ст.35 ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ правовое регулирование не предполагает лишение льгот, которыми граждане пользовались до 1.01.2005 г.

До принятия Закона Ивановской области от 13.01.2006 г. N 4-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников учреждений социальной сферы и иных учреждений в сельской местности и поселках» работники социальной сферы в сельской местности и поселках пользовались равными мерами социальной поддержки. Статьей 2 названного Закона было установлено, что работникам учреждений социальной сферы в сельской местности и поселках (за исключением педагогических работников и работников физкультурно-спортивных организаций), а также пенсионерам из их числа предоставляются меры социальной поддержки в виде денежной выплаты на частичное возмещение расходов по оплате за жилое помещение, отопление и освещение, а педагогическим работникам, работникам физкультурно-спортивных организаций, а также пенсионерам из их числа предоставляются меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты указанных расходов (ст.2). Согласно ст.9 данного Закона, его действие распространяется на правоотношения с 1.01.2006 г.

Законом Ивановской области от 11.05.2010 г. № 39-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников учреждений социальной сферы и иных учреждений в сельской местности и поселках» Закон Ивановской области от 13.01.2006 г. № 4-ОЗ признан утратившим силу. Согласно Закона Ивановской области от 11.05.2010 N 39-ОЗ, работникам учреждений социальной сферы в сельской местности и поселках, а также пенсионерам из их числа (за исключением педагогических работников, работников физкультурно-спортивных организаций и пенсионеров из их числа), предоставляются меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на частичное возмещение расходов на оплату за жилого помещения, отопление и освещение, а педагогическим работникам, работникам физкультурно-спортивных организаций, а также пенсионерам из их числа предоставляются меры социальной поддержки в виде ежемесячной компенсационной выплаты на оплату указанных расходов (ст.2). Лицам, из числа бывших работников учреждений социальной сферы в сельской местности и поселках, меры социальной поддержки предоставляются при наличии одновременно следующих условий: проживание в сельской местности и поселках; получение трудовой пенсии, установленной (назначенной) в соответствии с федеральным законодательством о трудовых пенсиях в РФ, либо наличие права на ее получение; прекращение трудовой деятельности в учреждениях социальной сферы в сельской местности и поселках Ивановской области по собственному желанию в связи с выходом на пенсию либо в связи с ликвидацией, реорганизацией учреждения, сокращением численности или штата работников, избранием на выборную должность и предоставление им на дату увольнения мер социальной поддержки работников учреждений социальной сферы в сельской местности и поселках, установленных законодательством Ивановской области; наличие общего стажа работы не менее 10 лет в должностях, дающих право на данные меры социальной поддержки. Постановлением Правительства Ивановской области от 19.04.2006 г. № 69-п утвержден перечень должностей и учреждений, работа в которых дает право на меры социальной поддержки работников учреждений социальной сферы в сельской местности и поселках, в которые входят, в том числе, медицинские сестры.

Уполномоченными органами по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям работников учреждений социальной сферы и иных учреждений в сельской местности и поселках с 1.06.2010 г. являются территориальные управления социальной защиты населения.

Как следует из личного дела Одинцовой А.В., с ДД.ММ.ГГГГ и пожизненно решением ТУСЗН по г. Кохма и Ивановскому муниципальному району ей была назначена ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по категории – квалифицированные сельские педагоги (мун.) в размере 2921,83 руб. В распоряжении Управления имелась справка о том, что Одинцова А.В. работала медсестрой в сельской местности. Решением того же органа от ДД.ММ.ГГГГ Одинцовой А.В. отказано в назначении данной денежной выплаты по причине отсутствия педагогического стажа не менее 10 лет (л.д.10,36, 37).

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает заявление обоснованным, оспариваемое решение незаконным, заявление подлежащим удовлетворению.

В ходе рассмотрения дела установлено, не оспаривается заинтересованными лицами, что Одинцова А.В. проживает в сельской местности, отработала в сельской местности медработником более 20 лет, до вынесения выше указанного решения суда в 2003 г. и вплоть до принятия ДД.ММ.ГГГГ оспариваемого ею решения пользовалась мерой соцподдержки наравне с педагогическими работниками и пенсионерами из их числа. Суд не может согласиться с мнением представителей заинтересованных лиц Департамента социальной защиты населения Ивановской области и ТУСЗН по г.о. Кохма и Ивановскому району, что заявитель утратила право на получение меры социальной поддержки, которая была ей ранее предоставлена на основании законодательства Российской Федерации, а затем законодательства Ивановской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254-258, 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Требования Одинцовой А.В. удовлетворить.

Признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ Территориального управления социальной защиты населения по г.о. Кохма и Ивановскому муниципальному району об отказе в назначении Одинцовой А.В. ежемесячной компенсационной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Обязать Территориальное управление социальной защиты населения по г.о. Кохма и Ивановскому муниципальному району назначить с ДД.ММ.ГГГГ Одинцовой А.В. ежемесячную компенсационную выплату на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд в срок 10 дней.

Судья: подпись