Дело № ДД.ММ.ГГГГ год г. Иваново Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Ивановский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Тонцевой Ю.В. с участием прокурора Краснова С.В. при секретаре Беляевой Т.С. рассмотрев в открытом судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в г. Иваново гражданское дело по иску Ивановского межрайонного прокурора, действующего в интересах Вяткина В.А., к администрации г.о. Кохма Ивановской области о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, У С Т А Н О В И Л : Ивановский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Вяткина В.А. с иском к Администрации городского округа Кохма о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Исковые требования обоснованы тем, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой по факту отказа Вяткину В.А. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, было установлено, что Вяткин В.А. является участником Великой Отечественной войны, инвалидом 2-й группы и имеет льготы и преимущества, установленные законодательством для инвалидов Великой Отечественной войны. ДД.ММ.ГГГГ Вяткин В.А. обратился в Администрацию г.о. Кохма с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях для участия в программе «Участники ВОВ». По результатам рассмотрения обращения в адрес Вяткина В.А. был направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ за № с отказом в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Отказ мотивирован тем, что Вяткин В.А. проживает (зарегистрирован) один по адресу: <адрес>, в доме общей площадью 39,6 кв.м, данный дом находится в целом в собственности Вяткина В.А., площадь занимаемого им жилого помещения больше учетной нормы 10 кв.м общей площади на каждого члена семьи. В связи с тем, что в результате проверки было установлено, что отказ является незаконным, прокурор вышел в суд в защиту интересов Вяткина В.А. Незаконность отказа прокурор усматривает в том, что в нем не содержится никаких ссылок на закон и никаких правовых оснований для отказа, что противоречит ст. 53 ЖК РФ. Кроме того, жилое помещение, в котором проживает Вяткин В.А. не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. В связи с этим прокурор просит признать отказ Администрации г.о. Кохма от ДД.ММ.ГГГГ за № в постановке на учет Вяткина В.А., проживающего по адресу: <адрес>, в качестве нуждающегося в жилых помещениях незаконным, признать Вяткина В.А., нуждающимся в улучшении жилищных условий на основании ст. 51 ч. 1 п. 3 ЖК РФ, и обязать администрацию г.о. Кохма принять его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. В судебном заседании прокурор – старший помощник Ивановского межрайонного прокурора Краснов С.В. поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Истец Вяткин В.А., в чьих интересах выступил в суде прокурор, в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен. Его представить по доверенности Марычева Н.В. поддержала заявленные требования в полном объеме. Считает, что Вяткин В.А., который является ее отцом, имеет право состоять на очереди в качестве нуждающегося в жилых помещениях, так как жилой дом, в котором он проживает, неблагоустроен, в нем есть газовое отопление, но не имеется канализации, кроме того, дом требует капитального ремонта. С отказом администрации от ДД.ММ.ГГГГ в постановке Вяткина В.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении она согласна, т.к. действительно, Вяткин В.А. проживает один по адресу: <адрес>, в доме общей площадью 39,6 кв.м, данный дом находится в целом в собственности Вяткина В.А., площадь занимаемого им жилого помещения больше учетной нормы 10 кв.м общей площади на каждого члена семьи. О данном отказе ей стало известно от Ивановского межрайонного прокурора в июле – сентябре 2010 года. Она полагает, что отсутствие в доме отца инженерных коммуникаций, а также тот факт, что дом требует капитального ремонта является основанием для признании его нуждающимся в жилом помещении и в постановке его на учет в качестве такового. Из заключения ИП Стародубцева от ДД.ММ.ГГГГ следует, что данный дом не пригоден для дальнейшей эксплуатации ввиду критического износа. Представитель ответчика администрации г.о. Кохма Ивановской области по доверенности Смирнова Л.Е. иск не признала. Пояснила суду, что Вяткин В.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию городского округа Кохма с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в общую очередь для участия в программе «Участники ВОВ», в связи с неудовлетворительными жилищными условиями. Вяткин В.А. проживает по адресу: <адрес>, в доме Вяткин В.А. зарегистрирован один. Согласно справки Кохомского отделения Ивановского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ дом принадлежит Вяткину В.А. в целом на праве личной собственности. Общая площадь жилого помещения, приходящегося на Вяткина В.А. составляет 39,6 кв.м. Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Статьей 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Департамента социальной защиты населения Ивановской области по доверенности Новоселова К.Б. возражала против удовлетворения заявленных требований, полагая, что Вяткин В.А. обеспечен жилым помещением, оснований для постановки его на учет в качестве нуждающегося не имеется. Поддержала доводы представителя администрации г.о. Кохма Ивановской области. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Судом установлено, что Вяткин В.А. является участником Великой отечественной войны, что подтверждается соответствующим удостоверением (л.д. 10). Вяткин В.А. является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой, выданной ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Ивановский филиал от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29, 15). Согласно справке администрации г.о. Кохма от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ в данном жилом доме на регистрационном учете состоит лишь Вяткин В.А. (л.д. 24, 11). В соответствии с данными технического паспорта жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, 1954 года постройки, имеет общую площадь 41 кв.м, в том числе жилую 27,3 кв.м, состоит из двух жилых комнат площадью 21,4 кв.м и 5,9 кв.м, а также кухни площадью 3,6 кв.м. Данный жилой дом имеет центральное газоснабжение, электроснабжение (л.д. 37-46). Согласно справке – заключению от ДД.ММ.ГГГГ, ИП ФИО8 сделан вывод о том, что исходя из всех факторов, жилой <адрес> не пригоден для дальнейшей эксплуатации ввиду критического износа (100 %) (л.д. 35-51). ДД.ММ.ГГГГ Вяткин В.А. через своего представителя по доверенности Марычеву Н.В. обратился в администрацию г.о. Кохма с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях для предоставления жилья в соответствии с ФЗ «О ветеранах» (л.д. 7-8). Согласно акту проверки жилищно-бытовых условий заявителя от ДД.ММ.ГГГГ Вяткин В.А. проживает по адресу: <адрес>, в жилом доме общей площадью 39,6 кв.м, в том числе жилой 27,3 кв.м, является собственником данного дома. Дом состоит из двух комнат 21,4 и 5,9 кв.м, комнаты сухие, светлые, благоустройство дома: холодная вода из колодца, отопление от газового котла, баня, туалет на улице (л.д. 17-18). ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание жилищно-бытовой комиссии администрации г.о. Кохма, на котором рассматривался вопрос о постановке Вяткина В.А. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. По итогам рассмотрения данного вопроса комиссией решено отказать Вяткину В.А. в признании нуждающимся в жилых помещениях на основании ст. 54 ч. 1 п. 2 ЖК РФ, Решения Кохомского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №, поскольку общая площадь дома, в котором проживает Вяткин В.А., больше установленной учетной нормы – 10 кв.м общей площади на одного члена семьи и нормы предоставления (л.д. 19-20). ДД.ММ.ГГГГ в адрес Вяткина В.А. Управлением реформирования жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и связи администрации г.о. Кохма был направлен ответ об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях (л.д. 21-22). По сообщению Управления реформирования жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и связи администрации г.о. Кохма от ДД.ММ.ГГГГ Вяткин В.А. на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях не состоит (л.д. 25). ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией было проведено обследование жилого <адрес>, принадлежащего Вяткину В.А., согласно акту (л.д. 87-88). Было принято решение – вынести заявление Вяткина В.А. от ДД.ММ.ГГГГ на решение межведомственной комиссии. Из заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ, межведомственная комиссия, назначенная Постановлениями Главы администрации г.о. Кохма от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, приняла решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта указанного жилого дома (л.д. 89-90). ДД.ММ.ГГГГ Президентом Российской Федерации был издан Указ № «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны», в соответствии с которым постановлено в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, считать необходимым завершить обеспечение жильем, в том числе нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах". Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в России и в частности на территории Ивановской области, а также порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрен ст.ст. 51, 52 Жилищного кодекса РФ, а также <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма на территории Ивановской области». Согласно ст. 51 ЖК РФ и ст. 12 Закона №-ОЗ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе лица, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, либо являющиеся таковыми, но обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, а также лица, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Решая вопрос о признании Вяткина В.А. нуждающимся в жилом помещении, суд приходит к выводу, что он не может быть признан таковым по следующим основаниям. Вяткину В.А. на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, имеющий общую площадь 41,0 кв.м, зарегистрирован и проживает в данном доме он один. Согласно решению Кохомского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учетной норме общей площади жилого помещения (учетная норма) и норме предоставления общей площади жилого помещения (норма предоставления)» учетная норма общей площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена не менее 10,0 кв.м общей площади на каждого члена семьи. Таким образом, общая площадь занимаемого Вяткиным В.А. жилого помещения более учетной нормы. Порядок отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлен ст. 54 ЖК РФ и ст. 15 Закона №-ОЗ. В соответствии с указанными нормами, решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные законом. Отказ в постановке Вяткина В.А. на учет в качестве нуждающегося от ДД.ММ.ГГГГ, о чем ему направлено извещение от ДД.ММ.ГГГГ, соответствует требованиям закона, так как содержит ссылки на норму закона, которая была нарушена заявителем при обращении с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Кроме того, согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. Судом установлено, что истцу стало известно об отказе администрации г.о. Кохма от ДД.ММ.ГГГГ в постановке на учет Вяткина В.А. в качестве нуждающегося в жилых помещениях в июле-сентябре 2010 года от прокурора Ивановского района. Доказательств уважительности причин пропуска срока прокурором не представлено. Таким образом, в удовлетворении требования прокурора о признания отказа Администрации г.о. Кохма от ДД.ММ.ГГГГ за № в постановке на учет Вяткина В.А., проживающего по адресу: <адрес>, в качестве нуждающегося в жилых помещениях незаконным, должно быть отказано. Также отсутствуют основания для признания Вяткина В.А. в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с тем, что занимаемое им жилое помещение не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, т.е. по основаниям, предусмотренным ст. 51 ч. 1 п. 3 ЖК РФ. Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Так, на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, органом местного самоуправления образовывается комиссия, которая проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и дает заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания. Из заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ, межведомственная комиссия, назначенная Постановлениями Главы администрации г.о. Кохма от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, приняла решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта указанного жилого дома, что предусмотрено п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утв. Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ №. Указанное заключение истцом и прокурором, действующим в его интересах, не оспорено. Доказательств признания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, не пригодным для проживания суду не представлено. Наличие заключения ИП ФИО8, в соответствии с которым жилой дом не пригоден для дальнейшей эксплуатации ввиду критического износа не является достаточным доказательством, позволяющим признать Вяткина В.А. нуждающимся в жилом помещении, поскольку согласно ст. 210 ГК РФ именно на собственника жилого помещения возложена обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества. Кроме того, согласно пункту 12 указанного Положения в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Суду не представлено доказательств, подтверждающих, что Вяткин В.А. является нуждающимся в жилом помещении, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований прокурора о признании Вяткина В.А. нуждающимся в улучшении жилищных условий на основании ст. 51 ч. 1 п. 3 ЖК РФ, обязании администрации г.о. Кохма принять его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, следует отказать. На основании изложенного руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Ивановского межрайонного прокурора, действующего в интересах Вяткина В.А., к администрации г.о. Кохма Ивановской области о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение 1 месяца. Председательствующий: подпись. Копия верна. Судья: Секретарь:
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по
договору социального найма либо собственниками жилых помещений или
членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи
собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого
помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по
договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным
Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной
власти. В статье 50 ЖК РФ указано, что учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Решением Кохомского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учетной норме общей площади жилого помещения (учетная норма) и норме предоставления общей площади жилого помещения (норма предоставления) установлена учетная норма - 10 кв.м. Общая площадь жилого помещения Вяткина В.А., принадлежащего ему на праве собственности составляет 39,6 кв.м., что значительно больше установленной учетной нормы. В соответствии со ст. 54 ЖК РФ, ст. 15 Закона Ивановской области от 17.05.2006 № 50-03 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма на территории Ивановской области» отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Представленные Вяткиным В.А.документы не подтверждают право Вяткина В.А. состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Таким образом, отказ Вяткину В.А. в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях законен и обоснован. В заявлении прокурором указано, что ответ администрации г.о. Кохма от ДД.ММ.ГГГГ № с отказом в постановке Вяткина В.А. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях не содержит никаких ссылок на допущенные им нарушения и никаких правовых оснований для такого отказа со ссылками на нормы Закона. Данное утверждение не обоснованно. Направленный Вяткину В.А. отказ, в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, содержит указание на то, что общая площадь жилого помещения, принадлежащего на праве личной собственности в целом Вяткину В.А., превышает установленную учетную норму общей площади жилого помещения (т.е. обоснование отказа), а также есть ссылка на Решение Кохомского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учетной норме общей площади жилого помещения (учетная норма) и норме предоставления общей площади жилого помещения (норма предоставления). Кроме того, Администрация ДД.ММ.ГГГГ направила Вяткину В.А. ответ на его обращение, в котором, указала правовые обоснования отказа в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Кроме того, прокурором пропущен установленный ст. 256 ГПК РФ срок исковой давности – 3 месяца. ДД.ММ.ГГГГ Вяткин В.А. обратился в межведомственную комиссию с заявлением о признании его жилья не пригодным для проживания. ДД.ММ.ГГГГ было проведено обследование его жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия дала заключение о том, что дом Вяткина В.А. требует капитального ремонта. Следовательно, нуждающимся в улучшении жилищных условий на основании ст. 51 ч. 1 п. 3 ЖК РФ Вяткин В.А. не является, и администрация г.о. Кохма не может принять его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.