№ 2 – 292/2010г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата обезличена года с. Ивановка
... суд ... в составе:
Председательствующего судьи Конфедератовой В.Г.,
при секретаре Мартель О.Б.,
с участием помощника прокурора ... Колесникова Е.А.,
истца Федченко Ю.С.,
представителя ответчика Пачиной М.А.,
действующей на основании доверенности от Дата обезличена года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора ..., действующего в интересах Федченко Юлии Сергеевны, к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в ... о признании решения ГУ – УПФР в ... от Дата обезличена года Номер обезличен незаконным, возложении обязанности вынести решение о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал,
УСТАНОВИЛ:
..., действующий в интересах Федченко Юлии Сергеевны, обратился в ... суд с данным иском, указав, что прокуратурой ... была проведена проверка по заявлению Федченко Ю.С. о несогласии с решением ГУ – УПФР в ... об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Проверкой было установлено, что Дата обезличена года Федченко Ю.С. обратилась в ГУ – УПФР в ... с заявлением о выдаче ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Основанием для подачи заявления послужило рождение ею Дата обезличенаг. второго ребенка – Федченко Ивана Андреевича. Решением ГУ – УПФР в ... от Дата обезличена г. Номер обезличен Федченко Ю.С. было отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Мотивом принятия такого решения ГУ – УПФР в ... послужило отсутствие права у Федченко Ю.С. на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с п.1 ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей имеющих детей», так как ею вместо свидетельства о рождении первого ребенка, с рождением которого возникло право на меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в виде государственного сертификата на материнский капитал было представлено свидетельство о его смерти. Прокурор Ивановского района считает, что данное решение незаконно и подлежит отмене. Ссылаясь на нормы, предусмотренные Федеральным законом № 256-ФЗ от 29.12.2006 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей имеющих детей» (преамбулу закона, статьи 3, 4, части 1и 6 статьи 5), пункт 5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 года № 873, статьи 8 и 20 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 года №143-Ф3, прокурор указал, что в отношении первого ребенка Федченко Ю.С. имела место регистрация рождения ребенка, умершего на первой наделе жизни, в связи с чем свидетельство о рождении ребенка его матери не выдавалось, при этом, смерть ребенка и предоставление свидетельства о смерти в качестве основания для отказа в выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал законодательством не предусмотрена, правовым и значимым основанием для выдачи сертификата следует считать не наличие свидетельства о рождении первого ребенка, а факт рождения детей, в том числе второго. Таким образом, прокурор полагает, что необходимо исходить из фактического рождения у Федченко Ю.С. первого и второго ребенка, и считать отсутствие свидетельства о рождении первого ребенка обстоятельством, не являющимся основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований и не влияющим на наличие права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Указывает, что учитывая системное толкование действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, Федеральный закон № 256-ФЗ не предусматривает ограничение прав на получение материнского капитала в зависимости от времени жизни ребенка и наличия свидетельства о его рождении. Факт своего обращения в суд прокурор обосновывает с ссылкой на ст. 10 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, ст. 45 ГПК РФ, ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ», и то обстоятельство, что гражданка Федченко Ю.С. обратилась в прокуратуру с заявлением о защите ее нарушенных социальных прав, свобод и законных интересов в сфере защиты семьи, материнства и детства, вместе с ее несовершеннолетним сыном Федченко И.А., 2008 года рождения являются социально незащищенными, юридически малограмотным, находятся в тяжелом материальном положении, что затрудняет ее самостоятельное обращение в суд. С учетом изложенного, прокурор Ивановского района просит признать решение ГУ - УПФР в Ивановском районе от 30.04.2010 года №66 об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал Федченко Ю.С. незаконным и отменить его, обязать ГУ - УПФР в Ивановском районе вынести решение о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал Федченко Ю.С.
В судебном заседании помощник прокурора Ивановского района Колесников Е.А., действующий на основании прав по должности, на иске настаивал, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении. Суду пояснил, что факт государственной регистрации рождения Дата обезличена года у Федченко Ю.С. первого ребенка, впоследствии умершего на первой недели жизни, - Федченко Эльвиры Андреевны, доказан стороной истца путем предоставления справки о рождении № 2567 от 16.06.2010 года. Полагает, что при рассмотрении вопроса о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал необходимо исходить из фактического рождения у Федченко Ю.С. первого и второго ребенка. Считает, что действующим законодательством не предусматривается в качестве основания для отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал смерть ребенка на первой неделе жизни и отсутствие свидетельства о рождении данного ребенка. Просил иск удовлетворить в полном объеме.
Федченко Юлия Сергеевна поддержала исковые требования, изложенные в иске прокурора, а также доводы помощника прокурора Ивановского района, приведенные им в судебном заседании. Считает решение об отказе в выдаче ей данного сертификата незаконным, просит иск удовлетворить.
Согласно поступившим письменным возражениям Номер обезличен от Дата обезличена года на исковое заявление, Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда РФ в Ивановском районе считает иск прокурора Ивановского района незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Согласно п.2 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 873, сертификат является именным документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года, граждан Российской Федерации независимо от места их жительства. Считает неверным вывод прокурора Ивановского района о том, что Федченко Ю.С. имеет право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в виде выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Считает, что толкование норм Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ должно производиться в их системной взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами, в соответствии с целями Федерального закона, определенными в его Преамбуле. Полагает, что употребление в Преамбуле и в статье 1 указанного закона множественного числа в словосочетании - «имеющих детей» свидетельствует о том, что меры государственной поддержки направлены на поддержку семей, имеющих ни одного, а нескольких детей. Порядок реализации названного Закона также подтверждает факт государственной поддержки семей имеющих детей, при этом «иметь» предполагает наличие живых детей. Так при подаче заявления на выдачу сертификата лицо должно предоставить, согласно требованиям пп. 8 п. 2 ст. 4 Закона сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство). То есть сам Закон, предусматривает материальную государственную поддержку семьям, имеющим детей, а не женщинам, родившим второго и более ребенка. Названный закон направлен на стимулирование рождения в семье второго и последующего ребенка и оказание в связи с этим дополнительных мер государственной поддержки этим семьям, имеющим детей. Согласно п. 5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи сертификата, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 873, заявитель представляет в территориальный орган Пенсионного фонда РФ документы, подтверждающие факт рождения (усыновления) детей. Расшифровка документа, подтверждающего рождение ребенка (детей), производится в пп. 8 п.2 ст.4 Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ и п.14 Заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, являющегося приложением к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 873. Согласно указанным нормам, документом для получения дополнительных мер государственной поддержки является свидетельство о рождении, какие-либо другие документы о рождении в указанных нормативных актах не упоминаются. Таким образом, представленное свидетельство о смерти I-OT Номер обезличен от Дата обезличена г. на Федченко Эльвиру Андреевну, Дата обезличена года рождения, выданное отделом ЗАГС по г.Благовещенску и Благовещенскому району управления ЗАГС ..., не может быть принято в качестве документа, подтверждающего факт рождения ребенка (детей) при установлении права на материнский (семейный) капитал. В соответствии со ст. 47 Гражданского кодекса РФ, ст. 3, 6 и главой второй Федерального закона от 15.11.1997 года № 147-ФЗ «Об актах гражданского состояния», документом, подтверждающим факт рождения, является свидетельство о рождении ребенка. Считает, что в связи со смертью первого ребенка, на момент рождения второго, у Федченко Юлии Сергеевны не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Законом № 256-ФЗ, поэтому в удовлетворении исковых требований прокурора Ивановского района в интересах Федченко Ю.С. просит отказать.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ – УПФР в Ивановском районе Пачина М.А., действующая на основании доверенности от Дата обезличена года, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях, суду пояснила, что право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал зависит не от факта рождения у женщины двух и более детей, а от факта наличия на воспитании нескольких детей, поскольку выдача сертификата является мерой государственной поддержки семей, имеющих нескольких детей. Просила в удовлетворении иска отказать.
Суд, заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 1 Федерального Закона Российской Федерации «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» установила, что законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Таким образом, законодательство о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей основывается на Конституции РФ, согласно которой Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, в частности поддержку семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38).
Пункт 2 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека установил, что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Международный пакт о гражданских и политических правах определяет, что семья имеет право на защиту со стороны общества и государства (статья 23, пункт 1). Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, в соответствии с которым семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании, и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании (пункт 1 статьи 10).
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального Закона РФ от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года.
Правилами подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2007 года № 873 «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал», так же предусматривается, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство РФ. Право на получение сертификата имеет женщина, родившая (усыновившая) второго ребенка, начиная с 1 января 2007 года.
Как следует из материалов дела, Дата обезличена года Федченко Ю.С. родила дочь Эльвиру, которая умерла Дата обезличена года (свидетельство о смерти I-ОТ Номер обезличен от Дата обезличенаг. отдела ЗАГС по г. Благовещенску и Благовещенскому району). В связи с рождением Дата обезличена года второго ребенка - сына Ивана, Федченко Ю.С. обратилась в ГУ – УПФР в Ивановском районе с заявлением о выдаче ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Решением Номер обезличен от Дата обезличена года ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Ивановском районе Амурской области отказало Федченко Ю.С. в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка Федченко Ивана Андреевича Дата обезличена года по причинам, предусмотренным ст.5 ч.6 п.1 Федерального закона № 256 - ФЗ (отсутствие права).
Уведомлением об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал Номер обезличен от Дата обезличена года ГУ – УПФР уведомило Федченко Ю.С., что по результатам рассмотрения представленных ею документов вынесено решение от Дата обезличена года Номер обезличен об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, в связи с отсутствием права на основании ст. 5 ч. 6 п. 1 Федерального закона № 256- ФЗ.
В дополнении от Дата обезличена г. Номер обезличен к данному решению Федченко Ю.С. было сообщено, что ей было отказано в выдаче сертификата на материнский капитал в связи с не предоставлением свидетельства о рождении на дочь Федченко Эльвиру.
Таким образом, из содержания указанных документов и пояснений представителя ГУ – УПФР в Ивановском районе – Пачиной М.А., приведенных ею на судебном заседании, следует, что отсутствие свидетельства о рождении первого ребенка Федченко Ю.С. и факт его смерти на первой неделе жизни было признано ГУ– УПФР в Ивановском районе обстоятельством, препятствующим выдаче Федченко Ю.С. сертификата в соответствии с нормами ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и Правилами подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Между тем, из содержания ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» следует, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у женщин, родивших (усыновивших) второго, третьего ребенка или последующих детей, начиная с 1 января 2007 года. При этом статья 4 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» указывает на то, что регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, содержит информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки, в виде сведений о детях, в числе которых указываются фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения, гражданство.
Таким образом, из приведенных норм Федерального закона следует, что правовым и значимым основанием является не наличие свидетельства о рождении первого ребенка, а факт рождения ребенка.
В качестве документа, подтверждающего факт рождения первого ребенка, Федченко Ю.С. было предоставлено суду свидетельство о смерти I-ОТ Номер обезличен и справка Номер обезличен от Дата обезличена года, выданные отделом ЗАГС по г.Благовещенску и Благовещенскому району управления ЗАГС Амурской области. Указанными доказательствами подтверждается факт рождения Федченко Юлией Сергеевной дочери Федченко Эльвиры. Ответчиком указанный факт не оспаривается.
В силу п. 5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 года за №873, заявление о выдаче государственного сертификата подается с предъявлением документов, подтверждающих рождение (усыновление) детей.
Факт рождения Дата обезличена года Федченко Ю.С. второго ребенка – Федченко Ивана Андреевича, подтверждается свидетельством о рождении серии I-ОТ Номер обезличен от Дата обезличена года, выданного отделом ЗАГС по Ивановскому району управления ЗАГС Амурской области.
Основания для отказа в выдаче государственного сертификата установлены пунктом 7 указанных Правил, а именно:
а) отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;
б) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;
в) предоставление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки;
г) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.
Указанный перечень оснований является исчерпывающим, и расширительному толкованию не подлежит. При этом, таких оснований для отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, как смерть первого ребенка и отсутствие свидетельства о рождении ребенка, при наличии других доказательств рождения первого ребенка, данной нормой не предусмотрено.
При таких обстоятельствах суд находит, что решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Амурской области в Ивановском районе об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал Федченко Ю.С. не может быть признано соответствующим закону.
Указанная правовая позиция суда согласуется с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 26 ноября 2009 года № 29-В09-6.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворить исковые требования прокурора Ивановского района в интересах Федченко Ю.С. о признании незаконным отказа ГУ-УПФР в Ивановском районе в выдаче ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и о возложении обязанности на ГУ-УПФР в Ивановском районе выдать ей государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в связи с рождением у Федченко Ю.С. Дата обезличена года второго ребенка Федченко Ивана Андреевича.
При этом суд считает необходимым отметить, что признание судом решения ГУ – УПФР в Ивановском районе от Дата обезличена года Номер обезличен незаконным само по себе свидетельствует о его недействительности и не требует принятия судом решения об отмене оспариваемого решения ГУ–УПФР в Ивановском районе Номер обезличен от Дата обезличена года.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Ивановского района, действующего в интересах Федченко Юлии Сергеевны, к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Ивановском районе о признании решения ГУ – УПФР в Ивановском районе от Дата обезличена года Номер обезличен незаконным, возложении обязанности вынести решение о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, - удовлетворить.
Признать решение Государственного учреждения - Управления пенсионного Фонда Российской Федерации в Ивановском районе Амурской области от Дата обезличена года Номер обезличен об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал Федченко Юлии Сергеевне, - незаконным.
Обязать Управление пенсионного Фонда Российской Федерации в Ивановском районе Амурской области выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал Федченко Юлии Сергеевне в связи с рождением второго ребенка Федченко Ивана Андреевича, рожденного Дата обезличена года.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Ивановский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Копия верна:
Судья Ивановского районного суда В.Г. Конфедератова
Мотивированное решение изготовлено Дата обезличена года.