о признании бездействия незаконным



№г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ с. Ивановка

Ивановский районный суд Амурской области в составе:

Председательствующего судьи Конфедератовой В.Г.,

при секретаре Мартель О.Б.,

с участием помощника прокурора Ивановского района Сержанова К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ивановского района, в защиту интересов Российской Федерации, Амурской области, в защиту прав неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Коробовой Наталье Павловне о признании бездействия незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ивановского района Амурской области, действующий в защиту интересов Российской Федерации, Амурской области, в защиту прав неопределенного круга лиц, обратился в Ивановский районный суд с данным иском, указав, что прокуратурой Ивановского района была проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, в части постановки на учет плательщиков, платы за негативное воздействие на окружающую среду и своевременности ее внесения индивидуальным предпринимателем Коробовой Натальей Павловной, проживающей в <адрес>.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра установлено, что индивидуальный предприниматель Коробова Н.П. осуществляет деятельность по розничной торговле в неспециализированных магазинах. Таким образом, она осуществляет негативное воздействие на окружающую среду.

Однако, согласно сведениям предоставленным Управлением Ростехнадзора по Амурской области установлено, что индивидуальный предприниматель Коробова Н.П. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не зарегистрирована в Ростехнадзоре по Амурской области в качестве природопользователя, осуществляющего негативное воздействие на окружающую среду и вносящего за это плату.

Отсутствие регистрации индивидуального предпринимателя Коробовой Н.П. в качестве природопользователя в Управлении Ростехнадзора по Амурской области, влечет невнесение данным хозяйствующим субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду, что, в свою очередь, влечет недополучение бюджетами Российской Федерации, Амурской области, Ивановского района денежных средств, что в свою очередь не позволило им увеличить расходы на реализацию своих обязательств, в том числе, и на природоохранные мероприятия.

С учетом изложенного, просит признать бездействие индивидуального предпринимателя Коробовой Н.П. в части не произведения расчета за оказание негативного воздействия на окружающую среду, не принятие мер по постановке на учет в Ростехнадзоре по Амурской области незаконным, и обязать индивидуального предпринимателя Коробову Н.П. произвести расчет за оказание негативного воздействия на окружающую среду, встать на учет в Ростехнадзоре по Амурской области.

Ответчик Коробова Н.АП., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, причины неявки суду не сообщила, о рассмотрении дела в её отсутствии не просила. Представитель третьего лица – Дальневосточного Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (краткое наименование - Дальневосточное управление Ростехнадзора) в суд не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного заседания, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Суд в соответствии с ч.3 и ч.5 ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения явившейся стороны, рассмотрел дело в отсутствии ответчика и представителя третьего лица.

В судебном заседании помощник прокурора прокуратуры Ивановского района Сержанов К.С., действующий на основании прав по должности, на иске настаивал, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, уточнил, что обязанность встать на учет должна быть осуществлена в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда, просил иск удовлетворить в полном объеме.

Согласно поступившему отзыву №А-62/3860 от ДД.ММ.ГГГГ, Дальневосточное управление Ростехнадзора поддерживает требования, заявленные прокурором, указав, что в соответствии со ст.16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Субъекты хозяйственной деятельности, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить плату за загрязнение окружающей среды. Указанные платежи являются обязательными платежами в федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ и местные бюджеты. Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992г. № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» установлены порядок определения платы за негативное воздействие на окружающую среду и субъекты платы. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 г. №344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» определены нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду. Администратором этих поступлений является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Дальневосточному управлению Ростехнадзора предоставлены полномочия по ведению учета плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду, учету начисленных и уплаченных сумм платы, по осуществлению контроля за правильностью начисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему, а также взысканию задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду. Дальневосточное управление Ростехнадзора осуществляет данные полномочия на территории <адрес> и <адрес>. Основанием для постановки на учет является осуществление выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов производства и потребления, облагаемых платой в соответствии с законодательством Российской Федерации. Индивидуальным предпринимателем Коробовой Н.П. осуществляется деятельность, в результате которой оказывается негативное воздействие на окружающую среду, однако, в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду в Дальневосточном управлении Ростехнадзора она не зарегистрирована. Следовательно, ИП Коробова Н.П. обязанности по возмещению наносимого вреда окружающей среде и экономического ущерба государству, а также исполнения обязанности по постановке на учет в качестве плательщика платы не выполняет. Тем самым она нарушает действующее законодательство в области охраны окружающей среды, права и интересы Российской Федерации, граждан, организаций и других лиц, являющихся участниками данных гражданских правоотношений.

Суд, заслушав пояснения помощника прокурора Ивановского района, изучив материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьей16 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 г. №632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 г. №284-О, данное Постановление принято Правительством РФ во исполнение полномочий, предоставленных ему федеральным законом, и предусматривает взимание платежей неналогового характера, подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции РФ.

В силу положений пунктов 8 - 10 «Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух» (утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.09.2007 г. № 626), плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются: юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности; индивидуальные предприниматели; иностранные физические лица. Обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера) …Обязанность по уплате платы должна быть исполнена лицом, признающимся плательщиком, самостоятельно.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г. № 557 «Об установлении сроков оплаты за негативное воздействие на окружающую среду», установлен срок уплаты за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащий уплате по итогам отчетного периода - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

В силу ч.1 ст.ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ, плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и зачисляется по нормативам: в федеральный бюджет - 20%, в бюджет субъекта РФ – 40 %, в местный бюджет - 40%.

Согласно выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что индивидуальный предприниматель Коробова Н.П. (№), проживающая в <адрес>, осуществляет основную экономическую деятельность в виде розничной торговли в неспециализированных магазинах.

В ходе предпринимательской деятельности ИП Коробова Н.П. осуществляется негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно сведениям, предоставленным Дальневосточным управлением Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №, индивидуальный предприниматель Коробова Наталья Павловна по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не зарегистрирована в Дальневосточном управлении Ростехнадзора в качестве природопользователя Ивановского района, как плательщика платы за негативное воздействие на окружающую природную среду.

Таким образом, судом установлено, что индивидуальный предприниматель Коробова Н.П. осуществляет основную экономическую деятельность по розничной торговле в неспециализированных магазинах, однако, в Дальневосточном управлении Ростехнадзора в качестве природопользователя не зарегистрирована и не является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую природную среду.

Отсутствие регистрации индивидуального предпринимателя Коробовой Н.П. в качестве природопользователя в Дальневосточном управлении Ростехнадзора влечет нарушение действующего законодательства РФ в области охраны окружающей среды, прав граждан, а также недополучение бюджетами всех уровней денежных средств. Невнесение данным индивидуальным предпринимателем платы за негативное воздействие на окружающую среду влияет на увеличение расходов на природоохранные мероприятия со стороны государственных органов.

Поэтому суд приходит к выводу, что вышеуказанные нарушения прав неопределенного круга граждан подлежат устранению путем возложения обязанности на индивидуального предпринимателя Коробову Наталью Павловну встать на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду в Дальневосточном управлении Ростехнадзора и произвести расчет за оказание негативного воздействия на окружающую среду.

Поскольку прокурор в соответствии со ст.333.36 ч.1 п.9 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, в силу ст.103 ч.1 ГПК РФ с индивидуального предпринимателя Коробовой Н.П., не освобожденной от уплаты судебных расходов, подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина, которая в соответствии со ст.333.19 ч.1 п.3 НК РФ составляет 200 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Ивановского района Амурской области удовлетворить.

Признать бездействие индивидуального предпринимателя Коробовой Натальи Павловны в части не принятия мер по постановке на учет в Дальневосточное управление Ростехнадзора и не произведения расчета за оказание негативного воздействия на окружающую среду, незаконным.

Обязать индивидуального предпринимателя Коробову Наталью Павловну в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда встать на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду в Дальневосточное управление Ростехнадзора и произвести расчет за оказание негативного воздействия на окружающую среду.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Коробовой Натальи Павловны в доход федерального бюджета госпошлину 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Ивановский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Копия верна:

Судья Ивановского районного суда В.Г.Конфедератова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.