об оспраивании решения местного самоуправления



Дело № 2-537/2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГс. Ивановка

Ивановский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьиКонфедератовой В.Г.,

при секретареМартель О.Б.,

с участием: представителя истца Никитовой Н.С. –адвоката Кильян В.Я., действующей на основании удостоверения №314 от 29.11.2004 г., ордера №82 от 06.09.2010 г.,

представителя администрации Ивановского районаПростокишиной С.М., действующей на основании доверенности № 1 от 13.01.2010 года,

представителей отдела образования

Муниципального учреждения администрации Ивановского районаМедведевой И.Н., действующей на основании доверенности № 3 от 26.04.2010 года, и Геращенко В.А., действующей на основании доверенности от 18.01.2010 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску по иску Никитовой Натальи Сергеевны к администрации Ивановского района и отделу образования администрации Ивановского района о признании права на постановку на учет в Ивановском района в качестве нуждающейся в жилом помещении, как за лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и об обязании поставить на учет,

У С Т А Н О В И Л:

Никитова Наталья Сергеевна обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления, указав на то, что она является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законом Амурской области от 11.04.2005 г. № 472-ОЗ, имеет право на внеочередное получение жилья по договору социального найма. В 1996 года она была брошена матерью, проживала с бывшим сожителем матери в районе пионерского лагеря, и ее приняли в свою семью супруги Касьян. Постановлением администрации Ивановского района от ДД.ММ.ГГГГ № над ней была установлена опека, опекуном была назначена Касьян Татьяна Александровна. О своем отце ей ничего не известно, она его никогда не видела, мать о нём ничего не рассказывала. Решением Ивановского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению органа опеки и попечительства администрации Ивановского района её мать была лишена родительских прав и объявлена безвестно отсутствующей. До настоящего времени ее место нахождения не установлено, никаких связей с ней не поддерживала. В июне 2009 года она закончила Амурский государственный университет. На данный момент она собственного жилья не имеет, проживает у своего друга в селе Ивановка по <адрес>. На неоднократные обращения в течение 2010 года в отдел образования для решения вопроса о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в получении жилья ей в устной форме давали отказ. На её письменное заявление от ДД.ММ.ГГГГ на имя главы администрации Ивановского района о принятии её, как лица из детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на регистрационный учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, с приложенными к нему документами, подтверждающими её статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, ей отделом образования администрации Ивановского района был дан письменный ответ № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором был приведен общий перечень документов, которые необходимо предоставить для постановки на учет на внеочередное получение жилья, а также указано, что все документы предоставляются в копиях вместе с подлинниками для сверки органом местного самоуправления. На повторное обращение от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой уточнить, каких документов не хватает для постановки на учет, ей было разъяснено, что она не приобрела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, поскольку ее отец не был лишен родительских прав, и предложено обратиться в суд с заявлением о признании ее лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Считает отказ местного самоуправления незаконным, так как её статус лица, оставшегося без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, уже подтвержден постановлением главы администрации Ивановского района от ДД.ММ.ГГГГ №. В связи с изложенным, просит суд признать незаконным отказ Муниципального учреждения Отдела образования Администрации Ивановского района от ДД.ММ.ГГГГ № в постановке Никитовой Н.С. на регистрационный учет для обеспечения вне очереди жилой площадью по договору социального найма; обязать орган опеки и попечительства Ивановского района поставить Никитову Н.С. на учет в Ивановском районе в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Взыскать с ответчиков в пользу Никитовой Н.С. судебные расходы в размере 3 200 рублей (200 рублей – государственная пошлина в суд, 3000 рублей - плата за услуги адвоката).

Определением Ивановского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ приняты к производству суда измененные исковые требования, согласно которым Никитова Н.С. просит суд признать за ней право на постановку на учет в Ивановском районе в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом вне очереди по договору социального найма, как за лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей; обязать отдел образования администрации Ивановского района поставить Никитову Н.С. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Взыскать судебные расходы.

Согласно письменных возражений относительно заявления Никитовой Н.С., администрация Ивановского района возражала против удовлетворения её требований, поскольку ей обоснованно отказа в постановке на учёт для обеспечения жильём, так она не приобрела статус ребёнка, оставшегося без попечения родителей, в связи с отсутствием судебного решения о лишении её отца родительских прав в отношении неё, наличия сведений о месте проживания отца. Поэтому, органом местного самоуправления было рекомендовано Никитовой Н.С. для приобретения социальных прав, обратиться в суд с исковым заявлением о признании ее оставшейся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, чтобы приобрести статус категории лиц, указанных в пункте 1 «Порядка обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения».

Суд в силу ч5 ст.167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствии Никитовой Н.С., надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, просившей суд рассмотреть дело без её участия в связи с занятостью на работе, с участием её представителя – адвоката Кильян В.Я.

В судебном заседании представитель истца – адвокат Кильян В.Я. на удовлетворении уточненных исковых требований настаивала, поддержала доводы изложенные в исковом заявлении, суду пояснила, что Никитова Н.С. имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как она ранее в несовершеннолетнем возрасте уже была признана ребёнком, оставшимся без попечения родителей, на основании постановления Ивановского района от ДД.ММ.ГГГГ № и над ней была установлена опека.

Представитель администрации Ивановского района Простокишина С.М., исковые требования Никитовой Н.С. не признала, просила в удовлетворении уточненных исковых требований отказать, суду пояснила, что Никитова Н.С. не может быть признана лицом из числа детей, оставшихся без попечения, поскольку отсутствуют документы, подтверждающие, что её отец лишен родительских прав либо признан безвестно отсутствующим, в то время как документы, подтверждающие отсутствие опеки и попечения родителей, являются одними из документов, подтверждающих статус лица, оставшегося без попечения, которое в силу закона имеет право быть поставленным на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Представитель отдела образования Муниципального учреждения администрации Ивановского района Медведева И.Н., с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что для постановки Никитовой Н.С. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и для предоставления её жилья как лицу, оставшемуся без попечения родителей, необходимо предоставление документов, указанных в постановлении губернатора Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ №, в том числе и документов, подтверждающих отношение лица, к категории лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к которым относятся в частности судебные решения о лишении родителей родительских прав либо о признании родителей безвестно отсутствующими. Однако в отношении НикитовойН.С. её отец не был лишен родительских прав, не был признан судом безвестно отсутствующим. В случае постановке Никитовой Н.С. на учет с учетом имеющихся у неё документов, Министерством образования и науки Амурской области пакет документов по ней будет возвращен, в связи с отсутствием указанного выше документа в отношении отца, и в предоставлении денежных средств на приобретение для истца жилого помещения будет отказано.

Представитель отдела образования Муниципального учреждения администрации Ивановского района Геращенко В.А., суду пояснила, что над Никитовой Н.С. в 1998 году была ранее установлена опека, в связи с отсутствием со стороны её родителей опеки и попечения, так как ребёнок был оставлен матерью на чужого человека – своего сожителя, а отца девочка не знала и не помнила. Впоследствии её мать решением Ивановского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ была признана безвестно отсутствующей. В отношении отца в 2004 году стало известно его место жительства, но когда её опекун Касьян Т.А. обратилась в суд по месту жительства отца (<адрес>) с заявлением о лишении его родительских прав, производство по делу было прекращено в связи с достижением Никитовой Н.С. совершеннолетия ДД.ММ.ГГГГ. Девочка отказалась возвращаться к отцу. В связи с указанными обстоятельствами, у Никитовой Н.С. отсутствует официальный документ, подтверждающий утрату попечения со стороны отца.

Суд, заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.10.2002 года № 258-О, осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально - экономического развития финансовых и иных средств и возможностей. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абз. 4 ст. 1).

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 5 Закона РФ от 24 декабря 1992 года № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» граждане Российской Федерации имеют право на жилище.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом по смыслу указанной статьи такая обязанность возложена на органы местного самоуправления.

Согласно положениям ст.52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (ч.1). Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ч.2). Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями (ч.3). С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет (ч.4).

На основании ч.3 и 4 ст.49 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 № 250-ФЗ), жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Иным федеральным законом, указанным в ч.3 ст.4 ЖК РФ, предусматривающим право детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В силу абз. 2 ч.1 ст. 8 Указанного Федерального закона (в ред. от 17.12.2009), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно абз.1 ч.2 ст.8 указанного Закона, регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

В соответствии с ч. 3 ст. 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области. Согласно пункта 5 указанной нормы права, достижение 23 лет вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не является основанием для отказа во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма.

Согласно абз.1 ст. 5 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Закона Амурской области от 05.07.2010 г. № 357-ОЗ), органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями по предоставлению социальной поддержки, установленной ч. 3 ст. 4 настоящего Закона.

Постановлением Губернатора Амурской области от 04.05.2009 года №222 утвержден Порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения (пункт 1 Порядка). Пунктом 2 указанного Порядка закреплено, что лица, указанные в пункте 1, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления.

Положением абз.3 ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дано понятие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации Ивановского района № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней Никитовой Н.С. была установлена опека.

Копией диплома № (регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ) подтверждается, что Никитова Н.С. в июне 2009 года закончила обучение в Амурском государственном университете.

Из копии паспорта Никитовой Н.С. следует, что она с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в <адрес>.

Согласно ответу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о наличии прав на недвижимое имущество у Никитовой Н.С. не имеется.

ДД.ММ.ГГГГ Никитова Н.С. обратилась с заявлением на имя главы администрации Ивановского района о принятии ее как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на регистрационный учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, к которому были приложены документы, подтверждающие наличие у неё указанного права.

Согласно ответу за № от ДД.ММ.ГГГГ начальника отдела образования администрации Ивановского района, Никитовой Н.С. было отказано в постановке на указанный регистрационный учет, в связи с отсутствием у неё статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, поскольку её отец не был лишен родительских прав.

Никитовой Н.С. заявлены требования о признании за ней права на постановку на учет в Ивановском районе в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом вне очереди по договору социального найма, как за лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и обязании поставить её на данный учет.

Рассматривая приведенные в обоснование указанных требований доводы истца, суд приходит к следующему.

Анализ выше указанных норм материального права показал, что органом, осуществляющим постановку на учет в качестве нуждающихся детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же обеспечении указанных лиц жилыми помещения, является орган местного самоуправления, в связи с чем суд признает надлежащим ответчиком по делу администрацию Ивановского района Амурской области.

В силу п.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе и из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.

Суд находит подлежащим удовлетворению требование Никитовой Н.С. о признании за ней права на постановку на учет в Ивановском районе в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом вне очереди по договору социального найма, как за лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно копии свидетельства о рождении Никитовой Н.С., в графе мать записана Никитова Лидия Владимировна, в графе отец - Никитов Сергей Ильич.

Представленными ответчиками документами подтверждается, что на основании заявлений Касьян Т.А. от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о разрешении ей опеки над Никитовой Н.С., заявления Никитовой Н.С. от ДД.ММ.ГГГГ о нежелании жить с мамой, справки зам.начальника Ивановского РОВД №5 от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии сведений о месте нахождения Никитовой Н.С., характеристики на Касьян Т.А., справок администрации Ивановского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии у Никитовой Н.С. имущества, ценных бумаг, сберкнижки, ваучеров, заявления Касьян Т.А. о выплате пособия на подопечную Никитову Н.С., вынесено постановление главы администрации Ивановского района № от ДД.ММ.ГГГГ об установлении опеки над несовершеннолетней Никитовой Н.С., назначении её опекуном Касьян Т.А., выплате денежного пособия на подопечную, осуществлении отдела образования контроля за опекой, а также постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о выплате опекуну Касьян Т.А. пособия на Никитову Н.С.. Кроме того, постановлением главы администрации Ивановского района № от ДД.ММ.ГГГГ, оставшаяся без попечения родителей Никитова Н.С. поставлена на льготную очередь на получение жилья, так как родители собственного жилья не имели.

Справками Ивановского РОВД №5 от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, заключением оперуполномоченного ОУР Ивановского РОВД о списании материала в дело от ДД.ММ.ГГГГ, справкой адресного бюро <адрес> ГОМ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Никитовой Л.В. подтверждается, что действия, направленные на установление места жительства (места нахождения) родителей Никитовой Н.С. – Никитовой Л.В. и Никитова С.И. в <адрес>, в <адрес> и <адрес>, в 1998 году, а также в 2003 - 2004 годах результатов не дали.

Решением Ивановского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Никитова Лидия Владимировна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признана безвестно отсутствующей.

Место нахождения отца Никитовой Н.С. - Никитова С.И. (<адрес>) стало известно только в июне 2004 года, о чём свидетельствуют справка адресного бюро Находкинского ГОМ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Никитова С.И., и справка Краевого адресного бюро УВД <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, данная на запрос Ивановского районного суда № от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из представленных отделом образования администрации <адрес> копий искового заявления, датированного ДД.ММ.ГГГГ, и заключения органа опеки и попечительства № от ДД.ММ.ГГГГ, опекун Никитовой Н.С. – Касьян Т.А. обращалась в суд по месту его жительства её отца Никитова С.И. с исковым заявлением о лишении его родительских прав, при этом орган опеки и попечительства отдела образования администрации <адрес> давал своё Заключение, согласно которому на протяжении всего периода воспитания ребенка в семье опекуна Касьян Т.А. никто из родителей ею не интересовался, не искал её, отца Наташа практически не помнит, в связи с чем орган опеки и попечительства считал необходимым лишить его родительских прав, как самоустранившегося от её воспитания и содержания, судьбой дочери не интересующегося.

Однако определением Находкинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу по иску Касьян Т.А. к Никитову С.И. о лишении родительских прав было прекращено, в связи с достижением на тот момент Никитовой Н.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, возраста совершеннолетия.

Согласно п.3 ст.31 ГК РФ опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

На основании ст.121 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

В силу п.1 ст.34 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления, которыми в частности в соответствии с п.1 ст.35 ГК РФ назначаются опекун и попечитель.

На основании ст.123 СК РФ, дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семьи либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронажную семью), а при отсутствии такой возможности в организации для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.

Частью 1 статьи 145 СК РФ предусматривается, что опека и попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и приняв во внимание установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, имеющие значение для разрешения рассматриваемого вопроса, суд приходит к выводу о наличии у Никитовой Н.С. права на постановку на учет в Ивановском районе в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом вне очереди по договору социального найма, как у лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

С учетом норм действующего законодательства, суд считает, что статус Никитовой Н.С. как лица, оставшегося без попечения родителей, был установлен ещё в её несовершеннолетнем возрасте постановлением главы администрации Ивановского района № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем она вправе пользоваться предусмотренными действующим законодательством дополнительными гарантиями по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и на обеспечение жилым помещением.

Более того, как следует из материалов дела, постановлением главы Ивановской сельской администрации Ивановского района Амурской области № от ДД.ММ.ГГГГ Никитова Н.С. как лицо, оставшееся без попечения родителей, была поставлена на льготную очередь на получение жилья, так как родители собственного жилья не имели.

Обстоятельство отсутствия документа, подтверждающего лишение отца Никитовой Н.С. - Никитова С.И. в судебном порядке родительских прав в отношении Никитовой Н.С. либо признание его судом безвестно отсутствующим, суд находит не имеющим значение для дела. Отсутствие указанных документов связано с объективными причинами: первоначально в связи с невозможностью установления места нахождения отца по причине отсутствие необходимых для этого сведений, а впоследствии в связи с достижением Никитовой Н.С. совершеннолетнего возраста. Материалами дела подтверждается, что отец истца не принимал участие в её воспитании и содержании, то есть она была лишена его родительского попечения.

Таким образом, поскольку в ходе судебного заседания нашло своё подтверждение наличие у Никитовой Н.С. права на постановку на учет в Ивановском районе в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом вне очереди по договору социального найма, как за лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению также требование об обязании поставить её на данный учет, с возложением указанной обязанности на администрацию Ивановского района Амурской области, как на надлежащего ответчика по делу.

Исковые требования Никитовой Н.С. к отделу образования администрации Ивановского района Амурской области суд находит неподлежащими удовлетворению, как заявленные к ненадлежащему ответчику, - лицу, не имеющему надлежащих полномочий.

В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

В силу ч.1 ст.100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно исковому заявлению, а также заявлению о возмещении расходов от ДД.ММ.ГГГГ, Никитова Н.С. просит суд взыскать в её пользу с ответчиков судебные расходы в размере 9 200 рублей, в том числе судебные расходы по оплате при подаче иска государственной пошлины – 200 рублей, расходы на оплату услуг представителя (адвоката) по составлению искового заявления - в размере 3 000 рублей, и за представительство адвоката в суде – 6 000 рублей.

Факт несения Никитовой Н.С. указанных судебных расходов подтверждается квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ на оплату государственной пошлины на сумму 200 рублей, а также двумя квитанциями об оплате услуг адвоката: за оформление искового заявления в размере 3 000 рублей (квитанция № серии КВ от ДД.ММ.ГГГГ) и за представительство в суде в размере 6 000 рублей (квитанция № серии КВ от ДД.ММ.ГГГГ).

В силу ст.98 ГПК РФ, суд находит подлежащим удовлетворению требование Никитовой Н.С. о возврате ей уплаченной при подаче иска государственной пошлины в полном объеме, то есть в размере 200 рублей.

Вместе с тем, требование о взыскании судебных расходов суд находит в силу положения ч.1 ст.100 ГПК РФ подлежащим частичному удовлетворению – в размере 1 800 рублей, с учетом разумности, объема и характера проделанной адвокатом работы, а также сложности данной категории дел.

При таких обстоятельствах, с администрации Ивановского района, как надлежащего ответчика по делу, подлежат взысканию в пользу истца Никитовой Н.С. понесенные ею судебные расходы в размере 2 000 рублей.

С учетом изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Никитовой Натальи Сергеевны к администрации Ивановского района Амурской области - удовлетворить.

Признать за Никитовой Натальей Сергеевной право на постановку на учет в Ивановском районе в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом вне очереди по договору социального найма в соответствии с п.3 ст.4 Закона Амурской области от 11.04.2005 года №472 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как за лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Обязать администрацию Ивановского района Амурской области поставить Никитову Наталью Сергеевну на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Взыскать с администрации Ивановского района Амурской области в пользу Никитовой Натальи Сергеевны судебные расходы в размере 2 000 (две тысячи) рублей.

В удовлетворении исковых требований Никитовой Наталье Сергеевне к отделу образования администрации Ивановского района Амурской области, - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Ивановский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Копия верна:

Судья Ивановского районного судаВ.Г. Конфедератова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года.