№ 2 – 463/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата обезличена года с. Ивановка
Ивановский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Серга Ю.М.,
с участием прокурора Ивановского района Остапенко И.А.,
при секретаре Дудник Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ивановского района Амурской области, в защиту интересов Российской Федерации, Амурской области, в защиту прав неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Осадчему Виктору Николаевичу о признании бездействия в части непринятия мер по постановке на учет в Управлении Ростехнадзора по Амурской области и не произведении расчета за оказание негативного воздействия на окружающую среду - незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ивановского района Амурской области, действующий в защиту интересов Российской Федерации, Амурской области, в защиту прав неопределенного круга лиц, обратился в Ивановский районный суд с данным иском, указав, что прокуратурой Ивановского района была проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, в части постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду и своевременности ее внесения индивидуальным предпринимателем Осадчим В.Н.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра установлено, что индивидуальный предприниматель Осадчий В.Н. осуществляет деятельность автомобильного грузового транспорта, таким образом осуществляет негативное воздействие на окружающую среду.
Однако согласно сведениям, предоставленным Управлением Ростехнадзора по Амурской области установлено, что индивидуальный предприниматель Осадчий В.Н. по состоянию на Дата обезличена года не зарегистрирован в Ростехнадзоре по Амурской области в качестве природопользователя, осуществляющего негативное воздействие на окружающую среду и вносящего за это плату.
Отсутствие регистрации индивидуального предпринимателя Осадчего В.Н. в качестве природопользователя в Управлении Ростехнадзора по Амурской области влечет невнесение данным хозяйствующим субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду, что влечет недополучение бюджетами РФ, Амурской области, Ивановского района денежных средств, что в свою очередь не позволяет увеличить расходы на реализацию своих обязательств, в том числе, и на природоохранные мероприятия.
Просит признать бездействие индивидуального предпринимателя Осадчего В.Н. в части не произведения расчета за оказание негативного воздействия на окружающую среду, не принятия мер по постановке на учет в Ростехнадзоре по Амурской области, незаконным и обязать индивидуального предпринимателя Осадчего В.Н произвести расчет за оказание негативного воздействия на окружающую среду, встать на учет в Ростехнадзоре по Амурской области.
В судебном заседании помощник прокурора на иске настаивала в полном объеме.
Ответчик Осадчий В.Н. в судебном заседании пояснил, что с иском не согласен, поскольку машина не работает, стоит неисправная с 2008 года, в связи с чем он не осуществляет никакой деятельности, а значит не может оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Представитель третьего лица – Дальневосточного Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в суд не явился, просил рассмотреть дело без его участия. Согласно поступившему отзыву Дальневосточное Управление Ростехнадзора поддерживает требования, заявленные прокурором, в нем указано, что Осадчим В.Н. осуществляется деятельность, в результате которой оказывается негативное воздействие на окружающую среду, однако, в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду в Дальневосточном управлении Ростехнадзора не зарегистрирован. Следовательно, индивидуальный предприниматель Осадчий В.Н. обязанности по возмещению наносимого вреда окружающей среде и экономического ущерба государству, а также исполнения обязанности по постановке на учет в качестве плательщика платы не выполняет. Тем самым нарушает действующее законодательство в области охраны окружающей среды, права и интересы РФ, граждан, организаций и других лиц, являющихся участниками данных гражданских правоотношений.
Суд, заслушав ответчика, прокурора, изучив материалы дела, считает необходимым требования прокурора удовлетворить.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании ответчик не предоставил суду доказательств о том, что он не осуществляет предпринимательскую деятельность по эксплуатации автомобильного грузового транспорта. Согласно выписки из Единого государственного реестра ИП от Дата обезличена г., Осадчий В.Н. включен в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей по месту своего жительства с. .... По сведениям которого следует, что ИП Осадчий В.Н. осуществляет основную экономическую деятельность автомобильного грузового транспорта.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 10.12.02 г. № 284-О данное Постановление принято Правительством РФ во исполнение полномочий, предоставленных ему федеральным законом, и предусматривает взимание платежей неналогового характера, подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции РФ.
В силу положений п.п.8-10 «Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух» (утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.09.07 г. № 626), плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются: юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности; индивидуальные предприниматели; иностранные физические лица. Обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера)… Обязанность по уплате платы должна быть исполнена лицом, признающимся плательщиком, самостоятельно.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 июня 2006 г. № 557 «Об установлении сроков оплаты за негативное воздействие на окружающую среду», установлен срок уплаты за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащий уплате по итогам отчетного периода - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
В силу ч.1 ст.ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ, плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и зачисляется по нормативам: в федеральный бюджет - 20%, в бюджет субъекта РФ - 40%, в местный бюджет - 40%.
Из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от Дата обезличена года установлено, что индивидуальный предприниматель Осадчий В.Н., зарегистрированный по адресу: ..., осуществляет основную экономическую деятельность автомобильного грузового транспорта, таким образом осуществляет негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно сведениям, предоставленным Управлением Ростехнадзора по Амурской области от Дата обезличена года Номер обезличен, индивидуальный предприниматель Осадчий В.Н., как природопользователь Ивановского района, по состоянию на Дата обезличена года не зарегистрирован в Дальневосточном управлении Ростехнадзора в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, судом установлено, что индивидуальный предприниматель Осадчий В.Н. осуществляет основную экономическую деятельность автомобильного грузового транспорта, однако, в Управлении Ростехнадзора по Амурской области в качестве природопользователя не зарегистрирован, не является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую природную среду. Отсутствие регистрации индивидуального предпринимателя Осадчего В.Н. в качестве природопользователя в Управлении Ростехнадзора по Амурской области влечет нарушение действующего законодательства РФ в области охраны окружающей среды, прав граждан, а также недополучение бюджетами всех уровней денежных средств. Невнесение данным индивидуальным предпринимателем платы за негативное воздействие на окружающую среду влияет на увеличение расходов на природоохранные мероприятия со стороны государственных органов.
Поэтому суд приходит к выводу, что вышеуказанные нарушения прав неопределенного круга граждан подлежат устранению путем возложения обязанности на индивидуального предпринимателя Осадчего В.Н. встать на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду в Управлении Ростехнадзора по Амурской области, обязать произвести расчет за оказание негативного воздействия на окружающую среду.
Поскольку прокурор в соответствии со ст.333.36 ч.1 п.9 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, в силу ст.103 ч.1 ГПК РФ с индивидуального предпринимателя Осадчего В.Н., не освобожденного от уплаты судебных расходов, подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина, которая в соответствии со ст.333.19 ч.1 п.3 НК РФ составляет 200 рублей.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Ивановского района Амурской области удовлетворить.
Признать бездействие индивидуального предпринимателя Осадчего Виктора Николаевича в части: не принятия мер по постановке на учет в качестве природопользователя, осуществляющего негативное воздействие на окружающую среду в Ростехнадзоре по Амурской области, не произведении расчета за оказание негативного воздействия на окружающую среду - незаконным.
Обязать индивидуального предпринимателя Осадчего Виктора Николаевича встать на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду в Управлении Ростехнадзора по Амурской области, произвести расчет за оказание негативного воздействия на окружающую среду
Взыскать с индивидуального предпринимателя Осадчего Виктора Николаевича в доход федерального бюджета госпошлину 200 (двести) рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Ивановский районный суд в течение 10 дней.
Копия верна.
Судья Серга Ю.М.