Дело № 2 –677/2010 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. ИвановкаДД.ММ.ГГГГ
Ивановский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьиЕ.В. Баженовой
при секретареА.А. Гофман
с участием адвоката Ерко В.Я., представившего удостоверение № 147 от 17.03.2003 г. и ордер № 258 от 11.11.2010 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Ивановка гражданское дело по иску прокурора Ивановского района Амурской области, в защиту интересов Российской Федерации, Амурской области и неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Мунаваровой Гульпари Сайдалиевне о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ивановского района Амурской области, действующий в защиту интересов Российской Федерации, Амурской области и неопределенного круга лиц, обратился в Ивановский районный суд с данным иском, указывая на то, что прокуратурой Ивановского района была проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, в части постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду, и своевременности ее внесения индивидуальным предпринимателем Мунаваровой Гульпари Сайдалиевной,проживающей по адресу: <адрес>.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ИП Мунаварова Г.С. осуществляет экономическую деятельность в виде розничной торговли книгами, журналами, газетами, писчебумажными и канцелярскими товарами, таким образом осуществляет негативное воздействие на окружающую среду.
Однако, согласно сведениям предоставленным Управлением Ростехнадзора по Амурской области, ИП Мунаварова Г.С. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не зарегистрирована в Ростехнадзоре по Амурской области в качестве природопользователя, осуществляющего негативное воздействие на окружающую среду и вносящего за это плату.
Отсутствие регистрации ИП Мунаваровой Г.С. в качестве природопользователя в Управлении Ростехнадзора по Амурской области, влечет невнесение данным хозяйствующим субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду, что влечет не дополучение бюджетами РФ, Амурской области, Ивановского района денежных средств, что в свою очередь не позволило увеличить расходы на реализацию своих обязательств, в том числе, и на природоохранные мероприятия.
Просит признать бездействие ИП Мунаваровой Г.С. в части не произведения расчета за оказание негативного воздействия на окружающую среду и не принятие мер по постановке на учет в Ростехнадзоре по Амурской области незаконным и обязать ИП Мунаварову Г.С. произвести расчет за оказание негативного воздействия на окружающую среду и встать на учет в Ростехнадзоре по Амурской области.
Впоследствии истец уточнил требования, в виду того, что ДД.ММ.ГГГГ, согласно Указа Президента РФ от 23.06.2010 г. № 780 и Постановления Правительства РФ от 13.09.2010 г. № 717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства РФ …» функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы, переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, просил обязать Муноварову Г.С. встать на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду в Территориальном Управлении Росприроднадзора по Амурской области и произвести расчет за оказание негативного воздействия на окружающую среду, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В своем отзыве № А-62/4163 от ДД.ММ.ГГГГ на исковое заявление прокурора Ивановского района - третье лицо: Дальневосточное Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Дальневосточное Управление Ростехнадзора) по Амурской области, указали на то, что с ДД.ММ.ГГГГ согласно Указу Президента РФ от 23.06.2010 № 780 и Постановлению Правительства РФ от 13.09.2010 № 717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства РФ...» функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере природопользования в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы, переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования. На территории Амурской области функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования осуществляет территориальное управление Росприроднадзора по Амурской области. На основании выше изложенного, принятие решения по данному делу не влияет на права и обязанности Дальневосточного управление Ростехнадзора в связи с чем просили исключить из числа третьих лиц управление, и рассмотреть исковое заявление без участия представителя Дальневосточного управления Ростехнадзора.
В ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ, помощник прокурора Ивановского района Амурской области – Остапенко И.А., действующая на основании прав по должности, на удовлетворении исковых требований, с учетом их уточнения настаивала, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, просила иск удовлетворить в полном объеме.
Ответчица Мунаварова Г.С., извещалась о дате, времени и месте рассмотрения дела, однако конверт с судебным извещением вернулся в адрес суда с отметкой «отсутствие адресата по указанному адресу». Предпринятыми мерами установить место нахождения ответчика не представилось возможным.
Представитель ответчика Мунаваровой Гульпари Сайдалиевны, адвокат Ерко В.Я., на основании определения судьи Ивановского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ назначенный в порядке ст. 50 ГПК РФ, представителем ответчика место жительства которого неизвестно, в судебном заседании пояснил, что с иском не согласен, так как считает, что Муноварова Г.С. своим видом экономической деятельности не осуществляет негативное воздействие на окружающую среду.
Третье лицо - Территориальное управление Росприроднадзора по Амурской области, будучи надлежащим образом извещены о дате, месте и времени судебного заседания, своего представителя в суд не направили, поступила телефонограмма о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Суд, в соответствии со ст.167 ч.5 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 г. № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 г. № 284-О данное Постановление принято Правительством РФ во исполнение полномочий, предоставленных ему федеральным законом, и предусматривает взимание платежей неналогового характера, подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции РФ.
В силу положений п.п.8-10 «Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух» (утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.09.2007 г. № 626), плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются: юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности; индивидуальные предприниматели; иностранные физические лица. Обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера) …Обязанность по уплате платы должна быть исполнена лицом, признающимся плательщиком, самостоятельно.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г. № 557 «Об установлении сроков оплаты за негативное воздействие на окружающую среду», установлен срок уплаты за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащий уплате по итогам отчетного периода - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
В силу ч.1 ст.ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ, плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и зачисляется по нормативам: в федеральный бюджет - 20%, в бюджет субъекта РФ - 40%, в местный бюджет - 40%.
Согласно предоставленной ДД.ММ.ГГГГ МИФНС России № по <адрес> выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, индивидуальный предприниматель Мунаварова Гульпари Сайдалиевна (ОГРН №), проживающая в <адрес>, осуществляет основной вид экономической деятельности в виде розничной торговли книгами, журналами, газетами, писчебумажными и канцелярскими товарами. Т.е. в ходе предпринимательской деятельности ИП Мунаваровой Гульпари Сайдалиевны осуществляется негативное воздействие на окружающую среду.
Из сведений, предоставленных Дальневосточным управлением Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № №, индивидуальный предприниматель Мунаварова Гульпари Сайдалиевна по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не зарегистрирована в Дальневосточном управлении Ростехнадзора в качестве природопользователя <адрес>, как плательщик платы за негативное воздействие на окружающую природную среду.
Таким образом, судом установлено, что индивидуальный предприниматель Мунаварова Гульпари Сайдалиевна осуществляет основной вид экономической деятельности в виде розничной торговли книгами, журналами, газетами, писчебумажными и канцелярскими товарами, однако в качестве природопользователя не зарегистрирована, и не является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую природную среду.
Отсутствие регистрации индивидуального предпринимателя Мунаваровой Г.С. в качестве природопользователя влечет нарушение действующего законодательства РФ в области охраны окружающей среды, прав граждан, а также недополучение бюджетами всех уровней денежных средств. Невнесение данным индивидуальным предпринимателем платы за негативное воздействие на окружающую среду влияет на увеличение расходов на природоохранные мероприятия со стороны государственных органов.
Поэтому суд приходит к выводу, что вышеуказанные нарушения прав неопределенного круга граждан подлежат устранению путем возложения обязанности на индивидуального предпринимателя Мунаварову Г.С. встать на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду в Территориальном управлении Росприроднадзора по Амурской области, и произвести расчет за оказание негативного воздействия на окружающую среду.
Поскольку прокурор в соответствии со ст.333.36 ч.1 п.9 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, в силу ст.103 ч.1 ГПК РФ с индивидуального предпринимателя Мунаваровой Г.С. не освобожденной от уплаты судебных расходов, подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина, которая в соответствии со ст.333.19 ч.1 п.3 НК РФ составляет 200 рублей.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Ивановского района Амурской области удовлетворить.
Признать бездействие индивидуального предпринимателя Мунаваровой Гульпари Сайдалиевны в части не принятия мер по постановке на учет в качестве природопользователя, осуществляющего негативное воздействие на окружающую среду и не произведения расчета за оказание негативного воздействия на окружающую среду - незаконным.
Обязать индивидуального предпринимателя Мунаварову Гульпари Сайдалиевнувстать на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду в Территориальном Управлении Росприроднадзора по Амурской области и произвести расчет за оказание негативного воздействия на окружающую среду, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ИП Мунаваровой Г.С. в доход федерального бюджета госпошлину 200 (Двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Ивановский районный суд в течение десяти дней со дня его вынесения.
Судья:Е.В. Баженова