Дело № №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГс. Ивановка
Ивановский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьиКонфедератовой В.Г.,
при секретареМартель О.Б.,
с участием истцаТюриковой Л.И.,
представителя ответчика – администрации Ивановского района Геращенко В.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тюриковой Людмилы Ивановны к администрации <адрес> о признании права на получение социальной поддержки,
У С Т А Н О В И Л:
Тюрикова Людмила Ивановна обратилась в суд с исковым заявлением к органу опеки и попечительства отдела образования администрации Ивановского района о признании права на получение социальной поддержки, в обосновании указав, что она обучается в колледже и ей не выплачивается пособие при обучении до 23 лет. Вместе с тем, статья 1 Федерального закона РФ от 21.12.1996 года №159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет, что дети, оставшиеся без попечения родителей, – лица до 18 лет, оба родителя которых или единственный из них оставили без попечения по причинам, в том числе лишение родительских прав, уклонения от воспитания детей, от защиты их прав и интересов. В связи с чем, просит признать за ней право на получение социальной поддержки согласно закону РФ от 21.12.1996 года №159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Из письменного отзыва органа опеки и попечительства отдела образования администрации Ивановского района на исковое заявление Тюриковой Л.И. следует, что из представленных документов установлено, что Тюрикова Л.И. фактически осталась без попечения родителей, так как отца у неё нет (согласно справке формы № от ДД.ММ.ГГГГ), мать Тюрикова Светлана Германовна находилась в розыске, никакого участия в воспитании ребёнка не принимала, материальной помощи не оказывала. В связи с этим, над несовершеннолетней Тюриковой Л.И. на основании постановления главы Ивановского района № от ДД.ММ.ГГГГ было установлено попечительство. Несовершеннолетняя Тюрикова Л.И. не приобрела статус ребёнка, оставшегося без попечения родителей, поскольку её мать не была лишена родительских прав, так как находилась в розыске. Специалистами органа опеки и попечительства проводилась работа по поиску матери, однако она положительных результатов не дала, поэтому по достижении 18 лет истец статус оставшейся без попечения родителей не приобрела. Её попечителю Соляник Л.И. прекращена выплата опекунского пособия, других источников дохода в семье нет. Вместе с тем, статья 1 Федерального закона РФ от 21.12.1996 года №159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет, что дети, оставшиеся без попечения родителей, – это лица до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными, находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. В связи с тем, что мать несовершеннолетней Тюриковой Л.И. уклонялась от воспитания ребёнка, от защиты её прав и интересов, восстановление социальных прав на получение гарантий по социальной поддержке Тюриковой Л.И. будет отвечать её интересам.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего ответчика – органа опеки и попечительства отдела образования администрации Ивановского района на надлежащего ответчика – администрацию Ивановского района.
В ходе судебного заседания Тюрикова Л.И. поддержала исковые требовании к администрации Ивановского района, суду пояснила, что ранее она была признана ребёнком, оставшимся без попечения родителей. Она родилась ДД.ММ.ГГГГ, её матерью является Тюрикова Светлана Германовна, отца нет, сведения о нём были внесены в её свидетельство о рождении со слов матери. Мама её воспитанием не занималась и не занимается, на данный момент, по слухам, она живёт где – то на Камчатке. Поскольку она осталась без попечения родителей, в связи с тем, что мать, Тюрикова С.Г. находилась в розыске, а отца у неё нет, то на основании постановления главы администрации Ивановского района № от ДД.ММ.ГГГГ над ней было установлено попечительство, попечителем была назначена её бабушка – Соляник Л.И., которой была назначена выплата денежный средств на её содержание. В декабре 2009 года, в связи с достижением ею совершеннолетия, попечительство над ней было отменено, выплата денежных средств на её содержание была прекращена. На данный момент она является студенткой очного отделения в Торговом экономическом колледже, получает профессию товароведа, проживает в Благовещенске в общежитии, имеет временную прописку на 3 года. Денежных средств на минимальные нужды ей не хватает, бабушка не в состоянии помочь ей материально. Органом опеки и попечительства ей было разъяснено, что, в связи с достижением ею совершеннолетия и отсутствием судебного решения о лишении её матери родительских прав, попечительство над ней было отменено, и она на данный момент лишена возможности воспользоваться предусмотренными законом дополнительными гарантиями по социальной поддержке, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, в том числе на образование (полное государственное обеспечение, получение стипендии и иные гарантии), на обеспечение впоследствии жильем. Вместе с тем, она считает, что в силу сложившихся обстоятельств, отсутствия отца и отсутствия со стороны матери защиты её интересов и прав, она имеет право на получение дополнительных гарантий по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку обстоятельства, на основании которых над ней ранее устанавливалось попечительство, на данный момент не изменились.
В судебном заседании представитель ответчика – администрации Ивановского района Геращенко В.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, указала, что орган опеки и попечительства не может признать Тюрикову Л.И. лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку она достигла 18 – летнего возраста, и на момент достижения ею совершеннолетия отсутствовали документы, подтверждающие, что её мать лишена родительских прав, в то время как данные документы являются документами, подтверждающими статус лица, оставшегося без попечения. Вместе с тем, пояснила, что ранее органом опеки и попечительства было установлено над Тюриковой Л.И. попечительство, на основании постановления главы администрации Ивановского района № от ДД.ММ.ГГГГ её попечителем была назначена её бабушка – Соляник Л.И. Однако факт того, что девочка осталась без попечения родителей, был выявлен поздно, до её совершеннолетия оставалось чуть более полугода, и органу опеки и попечительства не хватило времени для совершения всех необходимых действий для розыска её матери и лишения её родительских прав. При этом, на тот момент у органа опеки и попечительства отсутствовали полномочия на обращение в суд с иском о лишении родительских прав. В связи с тем, что мать Тюриковой Л.И. не была в судебном порядке лишена родительских прав до достижения Тюриковой Л.И. совершеннолетия, в декабре 2009 года попечительство над ней было отменено, выплата денежных средств на её содержание была прекращена. Полагает, что признание в судебном порядке за Тюриковой Л.И. права на получение дополнительных гарантий по социальной поддержке, предусмотренных законом РФ от 21.12.1996 года №159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», будет отвечать её интересам, поскольку на данный момент истец является социально незащищенной, так как в связи с получением образования по очной форме обучения, она лишена возможности на самостоятельное материальное обеспечение, а также лишена материальной поддержки со стороны своей матери, которая уклонялась ранее и на данный момент также уклоняется от воспитания девочки, её содержания, а также от защиты её прав и интересов.
Суд, заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Тюриковой Л.И. заявлено требование о признании за ней права на получение социальной поддержки, согласно закону РФ от 21.12.1996 года №159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В силу п.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе и из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.10.2002 года № 258-О, осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально - экономического развития финансовых и иных средств и возможностей. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абз. 4 ст. 1).
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы предоставления дополнительных гарантий по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются на уровне Российской Федерации - Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а на уровне Амурской области, как субъекта Российской Федерации, – Закон Амурской области от 11 апреля 2005 г. №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Закона Амурской области от 05.07.2010 г. № 357-ОЗ).
Согласно Преамбуле Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 17.12.2009 г. № 315-ФЗ), настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу статьи 2 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
В абзацах 2 и 3 статьи 1 указанного Закона, даны понятия «дети, оставшиеся без попечения родителей» и «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Так, дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Как следует из материалов дела, свидетельством о рождении I – ОТ № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что Тюрикова Людмила Ивановна рождена ДД.ММ.ГГГГ, её матерью является Тюрикова Светлана Германовна, а отцом – Тюриков Иван Евгеньевич.
Справкой о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Отделом ЗАГС по <адрес> Управления ЗАГС Амурской области, подтверждается, что Тюрикова Л.И. родилась ДД.ММ.ГГГГ в селе <адрес>, её матерью является Тюрикова Светлана Германовна, а отцом – Тюриков Иван Евгеньевич, сведения об отце ребёнка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребёнка.
Согласно акта материально – бытового состояния семьи Соляник Людмилы Ивановны от ДД.ММ.ГГГГ, комиссией было произведено обследование жилищно – бытовых условий Соляник Л.И., в результате которого выяснено, что семья Соляник Л.И. приехала в <адрес> в 2001 году из <адрес>, Соляник Л.И. проживает совместно со своей внучкой Тюриковой Л.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ученицей 10 класса МОУ СОШ №, семья проживает в 3 – х комнатном доме на земле с печным отоплением, имеет приусадебный участок размером 10 соток, основным доходом семьи является пенсия по старости Соляник Л.И. в размере 2 733 рублей. Со слов Соляник Л.И. было установлено, что воспитанием внучки Тюриковой Л.И. она занимается с момента её рождения. Она занимается воспитанием внучки и контролирует её поведение. Мать Тюриковой Л.И. – Тюрикова С.Г. в <адрес> никогда не была прописана и никогда не проживала, ведёт бродячий образ жизни, склонна к употреблению спиртных напитков, воспитанием дочери никогда не занималась, никогда не оказывала ей материальную помощь, не контролировала её поведение. На основании данных обстоятельств, комиссия пришла к мнению о возможности предоставления опеки Соляник Л.И. над несовершеннолетней внучкой - Тюриковой Л.И.
На основании справок № от ДД.ММ.ГГГГ администрации <адрес> сельсовета Ивановского района Амурской области, на территории МО Среднебельского сельсовета проживает её близкий родственник – бабушка Соляник Людмила Ивановна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Тюрикова Л.И. в <адрес> не имеет ценного имущества, подлежащего описи и сохранению (так как его не имеют её родители), а также не имеет ценных бумаг, ваучеров, сберкнижки.
Постановлением главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней Тюриковой Л.И. было установлено попечительство, поскольку Тюрикова Л.И. осталась без попечения родителей, в связи с тем, что её мать Тюрикова С.Г. находится в розыске (запрос в УФМС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ), отца нет. В качестве попечителя над несовершеннолетней Тюриковой Л.И. была назначена Соляник Людмила Ивановна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая по адресу: <адрес> которая желала оформить попечительство над ребёнком. При этом, было постановлено назначить выплату денежных средств на содержание несовершеннолетней Тюриковой Л.И.; на отдел образования администрации Ивановского района были возложены обязанности произвести выплату единовременного пособия попечителю Соляник Л.И., выплачивать ежемесячно денежные средства на содержание несовершеннолетней Тюриковой Л.И попечителю Соляник Л.И., а также осуществлять контроль за ходом повседневной опеки над несовершеннолетней.
Постановлением главы Ивановского района № от ДД.ММ.ГГГГ попечительство над Тюриковой Л.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, было отменено, а на Отдел образования администрации Ивановского района возложена обязанность прекратить выплату денежных средств на содержание Тюриковой Л.И. с ДД.ММ.ГГГГ. При этом, постановление главы района № от ДД.ММ.ГГГГ постановлено считать утратившим силу.
Оценка указанных доказательств в их совокупности подтверждает факт установления над Тюриковой Л.И. в несовершеннолетнем возрасте до момента достижения ею совершеннолетия (18 лет) попечительства, в связи с установлением фактов отсутствия у неё отца, нахождения её матери Тюриковой С.Г. в розыске, и отсутствия со стороны матери надлежащего исполнения обязанностей родителя, поскольку Тюрикова Л.И. с рождения находилась на воспитании своей бабушки Соляник Л.И.
Материалами дела подтверждается, что органом опеки и попечительства производились действия, направленные на розыск матери Тюриковой Л.И. – Тюриковой С.Г. для дальнейшего лишения её родительских прав. Так, согласно запросу отдела образования администрации Ивановского района № от ДД.ММ.ГГГГ и уведомлению УФМС по Амурской области за № от ДД.ММ.ГГГГ, Отдел образования администрации Ивановского района обращался в отдел адресно – справочной службы УФМС по Амурской области с просьбой оказать содействие в розыске Тюриковой С.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая имеет несовершеннолетнюю дочь Тюрикову Л.И., и в настоящее время место нахождения которой неизвестно, на что, был дан ответ о невозможности предоставления запрашиваемой информации, в связи с отсутствием согласия субъекта адресно – справочной информации на предоставление сведений инициатору обращения, в соответствии со ст.7 и 9 ФЗ «О персональных данных».
Представленная стороной ответчика копия решения Благовещенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску отдела образования администрации <адрес> в интересах несовершеннолетней Тюриковой Алины Ивановны к Тюриковой Светлане Германовне о лишении родительских прав и взыскании алиментов, несмотря на то, что данным решением Тюрикова С.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была лишена родительских прав в отношении её младшей дочери Тюриковой Алины Ивановны, ДД.ММ.ГГГГ, принимается судом во внимание в качестве доказательства, содержащего установленные судом обстоятельства ненадлежащего исполнения Тюриковой С.Г. родительских обязанностей по отношению к её второй дочери Алины, послужившие основанием для лишения родительских прав. Как следует из установленных Благовещенским районным судом обстоятельств, Тюрикова С.Г., собрав вещи и уехав из дома, оставила дочь Алину с сожителем, страдавшим хроническим алкоголизмом, бившим ребёнка, и выгнавшим её впоследствии из дома, в связи с чем Алина проживала у чужим людей, без средств к существованию, в то время как мать Тюрикова С.Г. жизнью и здоровьем дочери не интересовалась и на контакт с ней не шла. Суд приходит к мнению, что указанные в данном решении обстоятельства характеризуют Тюрикову С.Г. (мать истца Тюриковой Л.И.) как родителя, склонного к уклонению от исполнения родительских обязанностей по воспитанию и содержанию детей, защите их прав и законных интересов.
Согласно п.3 ст.31 ГК РФ опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.
На основании ст.121 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
В силу п.1 ст.34 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления, которыми в частности в соответствии с п.1 ст.35 ГК РФ назначаются опекун и попечитель.
На основании ст.123 СК РФ, дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семьи либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронажную семью), а при отсутствии такой возможности в организации для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.
Частью 1 статьи 145 СК РФ предусматривается, что опека и попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
Согласно ч.2 ст.145 СК РФ и ч. 1 ст.33 ГК РФ, попечительство устанавливается над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.
Согласно ч.3 ст.40 ГК РФ, попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия (пункт 2 статьи 21 и статья 27).
С учетом указанных норм права, суд, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и приняв во внимание установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, имеющие значение для разрешения рассматриваемого дела, приходит к выводу о том, что на данный момент Тюрикова Л.И. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку материалами дела подтверждается факт признания её органом опеки и попечительства ДД.ММ.ГГГГ (в период её несовершеннолетия) ребёнком, оставшимся без попечения родителей, установления над ней в предусмотренном законом порядке попечительства и предоставления ей предусмотренных законодательством гарантий и прав, в частности таких как выплата денежных средств для её содержания.
Обстоятельство отсутствия документа, подтверждающего лишение матери Тюриковой Л.И. - Тюриковой С.Г. в судебном порядке родительских прав в отношении дочери, суд находит не имеющим значение для дела. Отсутствие указанных документов связано с объективными причинами: отсутствием достаточного времени у органа опеки и попечительства для установления места нахождения матери, поскольку факт нахождения Тюриковой Л.И. без попечения родителей был выявлен органом опеки и попечительства за восемь месяцев до достижения ею совершеннолетнего возраста. Материалами дела подтверждается и не оспаривается представителем ответчика, что отца у истца не было, он был записан в актовую запись о её рождении со слов матери, а мать истца не принимала участие в её воспитании и содержании, то есть Тюрикова Л.И. была лишена родительского попечения.
Таким образом, статус Тюриковой Л.И. как лица, оставшегося без попечения родителей, был установлен в её несовершеннолетнем возрасте постановлением главы администрации Ивановского района № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем она имеет право на признании за ней права на получение социальной поддержки, согласно закону РФ от 21.12.1996 года №159– ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Факт прекращения над Тюриковой Л.И. попечительства постановлением главы Ивановского района № от ДД.ММ.ГГГГ не является основанием для признания её утратившей право на получение дополнительных гарантий по социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», так как в силу ч.3 ст.40 ГК РФ, основанием для отмены попечительства является само по себе достижение несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет. При этом действующим федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ предусматривается право на получение социальной поддержки и лицами в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, то есть гражданами, правовой статус которых определяется законодательством как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исследование материалов дела показало, что ранее до достижения Тюриковой Л.И. совершеннолетия, она осталась без попечения родителей, органом опеки и попечительства был установлен статус лица, оставшегося без попечения родителей, и над ней было назначено попечительство. В настоящее время, несмотря на отмену попечительства в связи с достижением Тюриковой Л.И. совершеннолетия, обстоятельства не изменились, её мать Тюрикова С.Г. не интересуется жизнью своей дочери, не оказывает ей материальной поддержки, в тоже время Тюрикова Л.И. проходит очное обучение в образовательном учреждении среднего профессионального образования и нуждается в социальной поддержке. Данные обстоятельства представителем ответчика не оспаривались.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в настоящее время положение Тюриковой Л.И. соответствует статусу лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, она имеет право на предоставление ей предусмотренных действующим законодательством дополнительных гарантий по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей, оставшимся без попечения родителей. Требования Тюриковой Л.И. о признании за ней права на получение социальной поддержки согласно Федеральному закону от 21.12.1996 года №159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
С учетом изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Тюриковой Людмилы Ивановны к администрации Ивановского района о признании права на получение социальной поддержки - удовлетворить.
Признать за Тюриковой Людмилой Ивановной право на получение социальной поддержки согласно Федеральному закону от 21.12.1996 года №159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Ивановский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Копия верна:
Судья Ивановского районного судаВ.Г. Конфедератова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.