о признании права собственности



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. ИвановкаДД.ММ.ГГГГ

Ивановский районный суд Амурской области в составе:

Председательствующего судьи Скобликовой Н.Г.,

При секретаре Ермакове А.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 710/2010 по иску Радионенко Алексея Васильевича и Радионенко Лидии Николаевны к ФАО ДРСКА «Амурские электрические сети» и администрации Среднебельского сельсовета о признании права собственности,

УСТАНОВИЛ:

Радионенко Алексей Васильевич и Радионенко Лидия Николаевна обратились в Ивановский районный суд с иском, указав в нем, ДД.ММ.ГГГГ между организацией «Центральные энергетические сети» ПОЭиЭ «Амурэнерго», с одной стороны, и ними, с другой стороны, был заключён типовой договор на безвозмездную передачу квартиры (дома) в собственность гражданина. Согласно данного договора, в их совместную собственность организация передала безвозмездно трехкомнатную квартиру, общей площадью 81 кв.м., в том числе жилой 42,5 кв.м. по адресу: <адрес>, подстанция. Договор был удостоверен государственным нотариусом Ивановской государственной нотариальной конторы от ДД.ММ.ГГГГ по реестру №. Центральные энергетические сети ПОЭиЭ «Амурэнерго» были реорганизованы в ФАО ДРСК «Амурские электрические сети», с ДД.ММ.ГГГГ указанная квартира на балансе ФАО ДРСК не состоит. В связи с проведением Всесоюзной переписи населения была упорядочена нумерация жилых и административных строений, в связи с чем их квартира стала значиться по адресу: <адрес>.

В последующем, в результате технической инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ Ивановским отделением Филиала ФГУП «Российский государственный центр инвентаризации и учёта объектов недвижимости» были уточнены размеры квартиры: общая площадь составляет 80,7 кв.м., в том числе жилая площадь – 43,3 кв.м.

На день приватизации – ДД.ММ.ГГГГ в указанной квартире были прописаны и фактически проживали только истцы. После заключения договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ в похозяйственных книгах администрации Среднебельского сельсовета квартира стала значится как собственность супругов Радионенко на основании заключенного договора на безвозмездную передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, однако на самом договоре отсутствует отметка о его регистрации в администрации сельсовета. За ними, как собственниками квартиры, был закреплен в безвозмездную собственность приусадебный земельный участок общей площадью 0,20 га /на основании свидетельства на право собственности №/.

В сентябре 2010 года они обратились в Управление Росреестра по Амурской области для государственной регистрации прав на квартиру. Однако сообщением от ДД.ММ.ГГГГ им в регистрации отказано, так как договор не содержит описание объекта недвижимости, в договоре имеется подпись только одного собственника квартиры и в нарушение ст. 7 Закона РСФСР от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в договоре не содержатся сведения о проведении регистрации в исполкоме сельского Совета народных депутатов.

Ими устранен недостаток – внесена подпись второго собственника. В настоящее время изменился порядок регистрации договоров по сделкам, связанным с недвижимостью – администрация сельского совета не обладает правом регистрации договоров, поэтому невозможно во внесудебном порядке устранить такой недостаток как отсутствие отметки на договоре об его регистрации в исполкоме сельсовета.

Просят суд признать за ними право общей долевой собственности в размере 1/2 доли каждому на квартиру № 1, общей площадью 80,7 кв.м., в том числе жилой площадью 43,3 кв.м., расположенную в <адрес>, переданную в безвозмездную собственность на основании договора на передачу в безвозмездную передачу квартиры (дома) в собственность гражданина от ДД.ММ.ГГГГ.

Истцы полагают, что их исковые требования подлежат удовлетворению в силу положений ст. ст. 12 ГК РФ, 6, 7 Закона от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ».

На иск Радионенко Л.Н. и Радионенко А.В. от ответчика - ФАО ДРСКА «Амурские электрические сети» поступил отзыв, согласно которого данное юридическое лицо не является правопреемником Открытого акционерного общества и электрификации «Амурэнерго» (правопреемник Производственного объединения энергетики и электрификации «Амурэнерго», в которого в качестве структурного подразделения входили «Центральные электрические сети»), и следовательно, надлежащим ответчиком по делу.

Истицы о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в него не явились, в телефонограмме, адресованной суду, просили рассмотреть дело в их отсутствие, в связи с плохим самочувствием.

Ответчики: ФАО ДРСКА «Амурские электрические сети» и администрация Среднебельского совета о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, сведений о причинах неявки не сообщили.

Представитель третьего лица – Управления Росреестра по Амурской области в суд не явился, несмотря на надлежащее извещение о дате, времени и месте судебного заседания, сведений о причинах неявки суду не предоставил.

Суд, руководствуясь положениями ч. ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствии истцов, представителей ответчика и третьего лица.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему:

Из текста договора на безвозмездную передачу квартиры (дома) в собственность гражданина от 24 (без указания месяца) 1992 года следует, что Центральные энергетические сети ПОЭиЭ «Амурэнерго» передает в совместную собственность Радионенко Л.Н. и Радионенко А.В. безвозмездно в их совместную собственность квартиру, состоящую из трех комнат, общей площадью 81 кв.м., в том числе жилой – 42,5 кв.м., по адресу: <адрес> <адрес>, подстанция.

В силу ч. 2 ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно ст. 6 РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача и продажа в собственность граждан жилых помещений осуществляется соответствующим Советом народных депутатов или его исполнительным органом, предприятием, за которым закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения.

В соответствии со ст. 7 указанного выше закона передача и продажа жилья в собственность граждан оформляется соответствующим договором, заключаемым Советом народных депутатов, предприятием, учреждением с гражданином, приобретающим жилое помещение в собственность в порядке и на условиях, установленными нормами ГК РСФСР.

Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента регистрации договора в исполнительном органе местного Совета народных депутатов.

Согласно ст. 135 ГК РФ право собственности у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом. Если договор об отчуждении вещи подлежит регистрации, право собственности возникает с момента регистрации.

На договоре на безвозмездную передачу квартиры (дома) в собственность гражданина отсутствует данные о том, что он был зарегистрирован истцами в исполнительном органе местного Совета народных депутатов (администрации Среднебельского сельсовета).

Кроме того, в договоре место расположение объекта указано как <адрес>, подстанция (без указания номера дома и квартиры).

Адреса граждан в договоре приватизации указаны как <адрес>.

Как следует из справок администрации Среднебельского сельстовета от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на момент приватизации <адрес> Подстанция <адрес> проживали только супруги Радионенко; согласно записям в похозяйственной книги <адрес> Подстанция <адрес> (в настоящее время <адрес>) значится в собственности Радионенко Л.Н. и Радионенко А.В.

Согласно свидетельства на право собственности на землю № Радионенко Л.Н. передается в частную собственность приусадебный участок, размером 0,20 га, расположенный по адресу: <адрес>.

На основании анализа выше представленных документов, суд приходит к выводу, что истцы на момент заключения договора приватизации постоянно проживали в <адрес> Подстанция <адрес> (в настоящее время – <адрес>), иного жилого помещения не занимали.

Учитывая выше установленные обстоятельства, а также положения ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», в соответствии с которой граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, суд приходит к выводу, что предметом договора на безвозмездную передачу квартиры (дома) в собственность гражданина являлась <адрес>, расположенная в <адрес>.

Согласно сообщения Управления Росреестра УФРС по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ в едином государственном реестре прав записи о регистрации прав на объект – <адрес> отсутствуют.

Жилое помещение – <адрес> не является муниципальной собственностью Ивановского района, в реестрах собственности <адрес> и федерального имущества не числится /согласно материалов дела/.

В результате технической инвентаризации, проведенной ДД.ММ.ГГГГ Ивановским отделением Филиала ФГУП «Российский государственный центр инвентаризации и учёта объектов недвижимости», были уточнены размеры <адрес> и общая площадь составила 80,7 кв.м. (по договору приватизации - 81 кв.м.), в том числе жилая площадь 43,3 кв.м (по договору приватизации – 42,5 кв.м.).

Как следует из сообщения Управления Росреестра по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № Радионенко А.В. и Радионенко Л.Н. в государственной регистрации права собственности на <адрес> отказано, также и в связи с тем, что договор не был зарегистрирован в установленном законом порядке – а именно в исполнительном органе местного Совета народных депутатов (администрации Среднебельского сельсовета) и устранить данный недостаток в настоящее время невозможно, так как ответчик – администрация Среднебельского сельсовета не наделена полномочиями по регистрации договоров – сделок с недвижимостью.

Кроме того, как следует из текста договора, в нем не полностью указана дата его заключения (отсутствует указание на месяц), учитывая, что данный договор удостоверен нотариусом ДД.ММ.ГГГГ, суд считает, что датой заключения договора следует считать ДД.ММ.ГГГГ.

На основании выше установленных обстоятельств суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Радионенко А.В. и Радионенко Л.Н.

При этом, довод ФАО ДРСКА «Амурские электрические сети» о том, что оно не является надлежащим ответчиком, суд находит состоятельным, подтвержденным документально.

Учитывая, что ФАО ДРСКА «Амурские электрические сети» не является надлежащим ответчиком по делу, а администрация Среднебельского сельсовета в силу положенийп. 19 ч.1 ст. 333.36 ГК РФ от уплаты госпошлины освобождена, оснований для возложения на них обязанности по уплате госпошлины в федеральный бюджет (в силу ч.1 ст. 103 ГПК РФ) нет.

Руководствуясь ст. ст.194 – 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Радионенко Алексея Васильевича и Радионенко Лидии Николаевны - удовлетворить.

Признать за Радионенко Лидией Николаевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой<адрес>, и Радионенко Алексеем Васильевичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, право общей долевой собственности в размере 1/2 доли каждому на <адрес>, общей площадью 80,7 кв.м., в том числе жилой площадью 43,3 кв.м., расположенной в <адрес> <адрес>, переданную в безвозмездную собственность на основании договора на передачу в безвозмездную передачу квартиры (дома) в собственность гражданина от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Ивановский районный суд в течение десяти дней со дня провозглашения решения.

Копия верна:

Судья:Скобликова Н.Г.