Об обязании включить в специальный стаж периоды работы. Решение по делу № 2-920/2010 от 06.10.2010.



Дело № 2-920/2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Юрьев-Польский 6 октября 2010 г.

Юрьев-Польский районный суд Владимирской области, в составе председательствующего судьи Никулина П.Н., при секретаре Кемпинской О.М., с участием истца Титова В.В., представителей ответчика Кочневой Т.В. и Гольц Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Титова В.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ /государственному учреждению/ в Юрьев-Польском районе Владимирской области /далее УПФ РФ/ об обязании зачесть ему в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии по возрасту период его службы в Советской армии с 03.05.1976 г. по 21.04.1978 г. и назначить пенсию с 09.09.2010 г.,

У С Т А Н О В И Л :

Титов В.В. обратился в суд с иском об обязании УПФ РФ зачесть ему в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, период его службы в Советской армии с 03.05.1976 г. по 21.04.1978 г. и назначить досрочную пенсию с 09.09.2010 г.

Истец в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, пояснив, что УПФ РФ неправомерно не включило названный период времени в его специальный (педагогический) стаж работы и отказало в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, поскольку действующим в периоды его службы в Вооруженных силах СССР с 03.05.1976 г. по 21.04.1978 г. законодательством, она включалась в стаж, дающий право на получение льготной пенсии за выслугу лет.

Представители ответчика иск не признали, пояснив, что действующие в настоящее время Федеральный Закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” и Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 «“О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 28 Федерального Закона “О трудовых пенсиях в РФ” и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 28 Федерального Закона “О трудовых пенсиях в РФ”» не предусматривают включение указанного истцом периода в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Без учета этого периода специальный стаж Титова В.В. на дату обращения за назначением пенсии составляет менее требуемого 25 - летнего стажа.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 319-ФЗ) установлено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Изначально пенсии за выслугу лет учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет были установлены Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 “О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства”.

Далее, Советом Министров РСФСР 6 сентября 1991 г. было принято Постановление № 463 “Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет”, пунктом 3 которого, за педагогическими работниками были сохранены условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РФ “О государственных пенсиях в РФ”. С 1 октября 1993 г., после принятия Советом Министров-Правительства РФ Постановления от 22 сентября 1993 г. № 953, данный пункт утратил силу и было прекращено применение на территории Российской Федерации Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397.

Впоследствии, после Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463, действовало Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067 “Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей”, пунктом 3 которого было установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 г., в соответствии с ранее действующим списком.

В настоящее время рассматриваемые отношения регулируются Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

При разрешении возникшего спора необходимо также принимать во внимание изложенную в Постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П правовую позицию Конституционного Суда РФ, заключающуюся в том, что приобретенные пенсионные права должны быть сохранены, а изменение ранее действовавшего порядка исчисления трудового стажа не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично).

В военном билете истца и его трудовой книжке указано, что в период с 03.05.1976 г. по 21.04.1978 г. он проходил военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР.

Согласно подпункта «г» п. 1 Положения “О порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения”, утвержденного этим постановлением (далее - Положение от 17 декабря 1959 г.), служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии за выслугу лет, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на эту пенсию (пункт 4 вышеназванного акта).

Списки и Правила, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 и Постановлением Правительства РФ от 2 сентября 1999 г. № 1067 (с изменениями и дополнениями), зачет службы в армии и времени обучения в педагогических учебных заведениях в стаж педагогической деятельности уже не предусматривали.

Не предусмотрен этот зачет и действующими Списками и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

Из представленных документов видно, что полностью предусмотренные пунктом 4 Положения от 17 декабря 1959 г. 2/3 стажа (16 лет 8 месяцев) от требуемого 25 летнего стажа педагогической деятельности, не считая службу в армии, истец выработал после прекращения действия Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397.

Вместе с тем, с учётом вышеприведённой, основанной на законе позиции Конституционного суда, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П и положений статьи 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции РФ, по своему смыслу предполагающих правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, которые необходимы для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, суд считает, что срок службы в армии истца, проходивший в период действия Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, должен быть включен в стаж педагогической деятельности Титова В.В. вне зависимости от того, что полностью предусмотренный пунктом 4 Положения от 17 декабря 1959 г. стаж педагогической деятельности (16 лет 8 месяцев) был выработан истцом уже после прекращения действия этого Постановления.

Приведённый анализ позволяет сделать вывод о том, что УПФ РФ вынесло неправомерное решение об отказе включить Титову В.В. в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, период его службы в Вооруженных силах СССР с 03.05.1976 г. по 21.04.1978 г. и назначить досрочную пенсию с 09.09.2010 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации /государственное учреждение/ в Юрьев-Польском районе зачесть Титову В.В. в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, период его службы в Вооруженных силах СССР с 03 мая 1976 г. по 21 апреля 1978 г. и назначить ему в связи с этим пенсию с 09 сентября 2010 г.

На решение может быть подана кассационная жалоба во Владимирский областной суд в течение 10 дней.

Судья П.Н. Никулин

Решение вступило в законную силу 19.10.2010 г.