О назначении досрочной трудовой пенсии. Решение по делу № 2-963/2010 от 17.12.2010.



Дело № 2-963/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Юрьев-Польский 17 декабря 2010 г.

Юрьев-Польский районный суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Батина А.Л. при секретаре Приказчиковой М.В., с участием истца Ципкиной Е.В., представителей ответчика Гольц Т.В. и Кочневой Т.В., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Ципкиной Е.В. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Юрьев-Польском районе Владимирской области о назначении досрочной трудовой пенсии,

УС Т АНОВИЛ:

8 сентября 2010 г. Ципкина Е.В. подала в Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Юрьев-Польском районе (далее - УПФ) заявление о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с 25-летним стажем педагогической деятельности.

Решением от 10 сентября 2010 г. № 3/256 УПФ не включило в стаж ее педагогической деятельности периоды работы в должности <данные изъяты> с 10 августа 1982 г. по 27 августа 1985 г. (3 года 18 дней), в должности <данные изъяты> с 28 августа 1985 г. по 31 августа 1986 г. (1 год 3 дня) и в должности <данные изъяты> с 15 августа 1993 г. по 27 декабря 2005 г. (12 лет 4 месяца 14 дней) и с 1 января 2006 г. по 21 ноября 2006 г. (10 месяцев 21 день), без которых стаж педагогической деятельности составлял лишь 10 лет 8 месяцев 29 дней, и в установлении пенсии отказало.

Отказ мотивирован тем, что работа в должностях <данные изъяты> действующим пенсионным законодательством для назначения досрочной трудовой пенсии не предусмотрена.

Считая отказ незаконным, Ципкина Е.В. обратилась в суд с иском о включении в стаж педагогической деятельности периодов работы в должности <данные изъяты> и о назначении досрочной трудовой пенсии.

В судебном заседании стороны свои позиции поддержали по приведенным основаниям.

Исследовав доказательства и выслушав судебные прения, суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 319-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Периоды работы истца в спорных должностях и учреждениях подтверждены записями в трудовой книжке и материалами пенсионного дела.

Названный Федеральный закон, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 (в последующих редакциях) Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" должность <данные изъяты> не предусматривают.

Вместе с тем подраздел 1.10 Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, в качестве образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения), педагогическая деятельность в котором дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, предусматривает колледжи всех наименований.

Из утвержденного директором департамента образования администрации Владимирской области 4 марта 1999 г. <данные изъяты>, учрежденного администрацией Владимирской области, видно, что это учреждение являлось государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования.

Присутствие в этом наименовании слова «высшее» само по себе не относило <данные изъяты> к категории высших учебных учреждений, не предусмотренных вышеуказанным Списком.

Справкой <данные изъяты> подтверждено, что в период работы в должности <данные изъяты> истец выполняла норму учебной нагрузки за ставку заработной платы, установленную Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников».

Следовательно, работа Ципкиной Е.В. в должности <данные изъяты> должна быть включена в стаж педагогической деятельности для назначения досрочной трудовой пенсии.

Период работы истца в должности <данные изъяты> приходился на время действия Закона СССР «О государственных пенсиях» от 14 июля 1956 г., Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 “О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства” и утвержденного им Положения “О порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения” (далее - Положение от 17 декабря 1959 г.).

Пунктом 3 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 “Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет” за педагогическими работниками были сохранены условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РФ “О государственных пенсиях в РФ”.

Применение на территории Российской Федерации Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 было прекращено на территории Российской Федерации с 1 октября 1993 г. в соответствии с Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 953.

Согласно подпункту а) пункта 1 и пункту 4 Положения от 17 декабря 1959 г. учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии за выслугу лет, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на эту пенсию.

Приказом Минпроса СССР от 16 мая 1985 г. № 94 была утверждена Инструкция о порядке исчисления заработной платы работникам просвещения, содержащая Приложение 6 «Порядок зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в вооруженных силах СССР и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях», подпункт 2 пункта 1 которого предусматривал, в частности, зачет без каких-либо ограничений в стаж педагогической деятельности время освобожденной комсомольской работы на ответственной должности выборного работника первичной комсомольской организации, получавшего заработную плату за счет бюджета комсомольских органов.

Как видно из пояснений истца, записей в ее трудовой книжке, архивных справок ГУВО «Государственный архив Владимирской области» от 17 августа 2010 г. № П-215 и от 01 декабря 2010 г. № П-289, копии лицевого счета о начислении заработной платы и сообщения педагогического колледжа, на выборной должности <данные изъяты> истец была утверждена Юрьев-Польским районным комитетом ВЛКСМ (протокол бюро РК ВЛКСМ № 16 от 10 августа 1982 г.), во время нахождения в этой должности являлась работником РК ВЛКСМ, заработную плату и пособие по уходу за ребенком получала в РК ВЛКСМ, освобождена с этой должности бюро РК ВЛКСМ в связи с переводом на работу в педагогическое училище, записи о приеме на работу и увольнении в трудовой книжке совершены РК ВЛКСМ.

Таким образом, Ципкина Е.В. являлась освобожденным ответственным выборным работником, получавшим заработную плату за счет бюджета комсомольского органа - Юрьев-Польского РК ВЛКСМ, а присутствие в наименовании должности словосочетания «педагогического училища» указывает лишь на первичную комсомольскую организацию, в которой истец выполняла свои должностные обязанности.

На основании изложенного суд находит доказанным, что истец работала на должности, подлежащей включению в стаж педагогической деятельности в соответствии с подпунктом а) пункта 1 и пунктом 4 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397.

Принимая во внимание изложенную в Постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П правовую позицию Конституционного Суда РФ, заключающуюся в том, что приобретенные пенсионные права должны быть сохранены, а изменение ранее действовавшего порядка исчисления трудового стажа не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично), суд считает, что работа в должности <данные изъяты> педагогического училища должна быть включена в стаж педагогической деятельности истца для назначения досрочной трудовой пенсии вне зависимости от того, что полностью предусмотренные упомянутым Положением 2/3 от требуемого стажа педагогической деятельности (16 лет 8 месяцев) были выработаны истцом уже после прекращения действия Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397.

Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Россицской Федерации» в пункте 1 статьи 19 установлено, что трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

К настоящему делу положения, предусмотренные пунктом 4 данной статьи, не относятся.

Поскольку с зачетом работы в должности <данные изъяты> Ципкина Е.В. на момент обращения за пенсией имела требуемые 25 лет стажа педагогической деятельности (3 года 18 дней + 12 лет 4 месяца 14 дней + 10 лет 8 месяцев 29 дней), с 8 сентября 2010 г. ей должна быть назначена досрочная трудовая пенсия.

Истцом также заявлено требование о взыскании документально подтвержденных судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей и юридических услуг в сумме <данные изъяты> рублей.

В силу части 1 статьи 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в частности, расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы, связанные с рассмотрение дела (статья 94 ГПК РФ).

Частью 1 статьи 100 ГПК РФ установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Так как оказанные истцу юридические услуги заключались только в оформлении искового заявления, суд считает необходимым и разумным присуждение этих расходов в сумме <данные изъяты> рублей. В возмещении остальной части этих расходов следует отказать.

Расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика полностью в сумме <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь статьей 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Юрьев-Польском районе Владимирской области зачесть Ципкиной Е.В. в стаж педагогической деятельности для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 319-ФЗ) периоды работы в должности <данные изъяты> с 10 августа 1982 г. по 27 августа 1985 г. и в должности <данные изъяты> с 15 августа 1993 г. по 27 декабря 2005 г. и с 1 января 2006 г. по 21 ноября 2006 г.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Юрьев-Польском районе Владимирской области назначить Ципкиной Е.В. с 8 сентября 2010 г. досрочную трудовую пенсию в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 319-ФЗ).

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в пользу Ципкиной Е.В. <данные изъяты> рублей в возмещение судебных расходов.

В остальной части требований о возмещении судебных расходов Ципкиной Е.В. отказать.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Юрьев-Польский районный суд в течение десяти дней.

Судья А.Л. Батин

Решение вступило в законную силу 31 декабря 2010 года.