Дело № 2-280/2011
Р Е Ш Е H И Е
Именем Российской Федерации
г. Юрьев-Польский 16 мая 2011 г.
Юрьев-Польский районный суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Батина А.Л. при секретаре Приказчиковой М.В., с участием представителя заявителя Т.В.Г. и представителя муниципального образования город Юрьев-Польский Гогиной Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Т.Д.А. о признании постановления администрации муниципального образования город Юрьев-Польский от 04 октября 2010 г. № 90 об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях незаконным и постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,
У С Т А Н О В И Л:
Участник Великой Отечественной война и <данные изъяты> умершего инвалида Великой Отечественной войны Т.Д.А. ДД.ММ.ГГГГ г. рождения являлась собственником жилого дома по адресу: <адрес>.
По договору дарения от 22 июля 2008 г. она продала этот дом <данные изъяты> Т.В.Г., но продолжает проживать в нем.
После продажи дома другого жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма Т.Д.А. не имеет.
20 сентября 2010 г. она подала в администрацию муниципального образования город Юрьев-Польский Юрьев-Польского района заявление о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения.
04 октября 2010 г. администрацией муниципального образования город Юрьев-Польский Юрьев-Польского района (далее администрация МО) на основании решения общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО от 30 сентября 2010 г. (протокол заседания комиссии № 17) принято постановление № 190 об отказе Т.Д.А. в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Отказ мотивирован тем, что Т.Д.А. является членом семьи собственника дома, в которой проживает, имеет обеспеченность площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, с момента продажи ею дома не прошел пятилетний срок, указанный в статье 53 ЖК РФ.
Т.Д.А. обратилась в суд с заявлением о признания постановления от 04 октября 2010 г. № 190 незаконным и об обязании администрации МО принять ее на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Заявление обосновано тем, что отчуждение дома она провела не с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а в связи с тем, что дом постройки 1955 г изношен, требует капитального ремонта, в нем печное отопление, нет воды и туалета. Из-за возраста и болезней она уже не в силах содержать этот дом. Членом семьи собственника дома она не является.
В судебном заседании ее представитель Т.В.Г. заявление поддержал по названным основаниям.
Представитель администрации МО Гогина Г.В. считала отказ правомерным.
Исследовав доказательства и выслушав судебные прения, суд приходит к следующему.
Правовое положение Т.Д.А. как участника Великой Отечественной войны и члена семьи умершего инвалида Великой Отечественной войны подтверждено соответствующими удостоверениями.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 2 и подпунктом 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 21 декабря 2009 г. № 327-ФЗ) предусмотрено, что участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на однократное предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) Федерального закона «О ветеранах» мерой социальной поддержки для семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Пунктом 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами собственника жилого помещения.
Такое же положение содержит подпункт а) пункта 3 Порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденного Законом Владимирской области от 6 мая 2005 г. № 49-ОЗ (в редакции Закона Владимирской области от 9 февраля 2007 г. № 11-ОЗ).
Решением Совета народных депутатов Юрьев-Польского района от 29 апреля 2005 г. в соответствии с частью 5 статьи 50 ЖК РФ установлена учетная норма площади жилого помещения 10 кв.м.
Как видно из свидетельства о государственной регистрации права собственности, общая площадь дома, в котором проживает заявитель, составляет <данные изъяты> кв.м.
Согласно статье 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Таким образом, обязательным признаком члена семьи собственника жилого помещения является совместное проживание с собственником жилого помещения.
Паспортными данными собственника дома Т.В.Г. и заявителя Т.Д.А. подтверждено, что они проживают в разных жилых помещениях.
Собственник дома Т.В.Г. в суде пояснил, что совместно с Т.Д.А. они не проживают и общего хозяйства не ведут.
Исходя из этого суд считает подтвержденным, что членом семьи собственника дома Т.Д.А. ни на время подачи заявления о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ни в дальнейшем не была.
Не является она и нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи такого нанимателя, что администрацией не оспаривается.
Статьей 53 ЖК РФ установлено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Аналогичную норму содержит пункт 5 приведенного Порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Однако сам по себе факт продажи дома не свидетельствует о том, что отчуждение было осуществлено именно с целью ухудшения жилищных условий и приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Свидетельство о праве на наследство по закону <данные изъяты> доли дома, принадлежавшей <данные изъяты> заявителя Т.Г.А., умершему ДД.ММ.ГГГГ, Т.Д.А. получила 31 марта 2008 г.
Из пояснений представителя заявителя, технического паспорта дома, акта его обследования и заключения межведомственной комиссии видно, что дом бревенчатый, неблагоустроен, в нем печное отопление, нет воды, туалета, с северной стороны фасада имеется выпирание нижних венцов, отдельные переводы и стропильные конструкции крыши имеют видимые следы поражения жучком, фронтон крыши имеет видимые следы протечек, имеется общий уклон полов, дом нуждается в капитальном ремонте стропильной конструкции крыши, переводов пола и нижних венцов наружной стены.
Справкой клинико-экспертной комиссии Юрьев-Польской ЦРБ подтверждено, что Т.Д.А. <данные изъяты> и нуждается в посторонней помощи.
Исходя из совокупности этих обстоятельств и данных о возрасте заявителя, суд полагает подтвержденным, что продажа дома была вызвана техническим состоянием дома, нуждавшегося в ремонте и не имевшего необходимой, по состоянию здоровья и возраста заявителя, благоустроенности, а не намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Названными доказательствами опровергаются доводы администрации МО о намеренном ухудшении жилищных условий с целью получения жилого помещения по договору социального найма.
Поэтому суд приходит к выводу о неправомерности отказа в принятии Т.Д.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Учитывая преклонный возраст, состояние здоровья, юридическую неосведомленность заявителя, время, необходимое для подготовки документов о состоянии дома, суд считает, что установленный статьей 256 ГПК РФ срок на подачу заявления пропущен по уважительным причинам и этот срок восстанавливает.
Для реализации права заявителя на предоставление меры социальной поддержки, предусмотренной приведенной выше нормой Федерального закона «О ветеранах» и Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 9 января 2010 г. № 30) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», следует признать оспариваемое постановление незаконным и обязать администрацию МО принять Т.Д.А. со дня подачи заявления с 20 сентября 2010 г. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Руководствуясь статьями 198 и 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Т.Д.А. удовлетворить.
Постановление администрации муниципального образования город Юрьев-Польский Юрьев-Польского района от 04 октября 2010 г. № 190 об отказе в принятии Т.Д.А. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признать незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования город Юрьев-Польский Юрьев-Польского района принять Т.Д.А. с 20 сентября 2010 г. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Юрьев-Польский районный суд в течение десяти дней.
Судья А.Л. Батин
Решение вступило в законную силу 27 мая 2011 года.