Об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях незаконным и восстановлении в очереди в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Решение по делу № 2-362/2011 от 06.07.2011.



Дело № 2-362/2011                                                                        

                                           Р Е Ш Е H И Е

                            Именем Российской Федерации

г. Юрьев-Польский                                               06 июля 2011 г.

Юрьев-Польский районный суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Батина А.Л. при секретаре Приказчиковой М.В., с участием заявителя В.С.Д. и представителя администрации муниципального образования город Юрьев-Польский Киселева С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Власова С.Д. об оспаривании постановления администрации муниципального образования город Юрьев-Польский от 09 февраля 2010 г. № 19 об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях и восстановлении в очереди в качестве нуждающегося в жилых помещения,

                                     У С Т А Н О В И Л:

<данные изъяты> В.С.Д. обратился в суд с заявлением, в котором указал, что постановлением главы администрации муниципального образования город Юрьев-Польский от 09 февраля 2010 г. № 19 было отказано в удовлетворении его заявления от 01 февраля 2010 г. о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как <данные изъяты> по мотивам того, что имел обеспеченность жилой площадью, превышающую учетную норму.

Считая отказ незаконным, В.С.Д. просит постановление от 09 февраля 2010 г. № 19 отменить и восстановить его в очереди в качестве нуждающегося в жилых помещениях, в обоснование заявления сослался на непригодность дома для проживания, а также на то, что согласно Федеральному закону «О ветеранах» и Указу Президента РФ от 07 мая 2008 г. № 714 он имеет право на обеспечение жилой площадью из расчета <данные изъяты> кв.м.

В судебном заседании В.С.Д. заявление поддержал по названным основаниям.

Представитель администрации муниципального образования город Юрьев-Польский Юрьев-Польского района (далее - администрация МО) Киселев С.В. считал заявление необоснованным, а оспариваемое постановление правомерным.

Исследовав доказательства и выслушав судебные прения, суд приходит к следующему.

Как следует из пояснений сторон и справки Юрьев-Польского филиала ГАУ Владимирской области «Бюро Технической инвентаризации» от 18 января 2010 г. № 21, до подачи заявления от 09 февраля 2010 г. В.С.Д. на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма не состоял, на момент подачи этого заявления и принятия оспариваемого постановления администрации МО являлся единоличным собственником жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> и проживал в этом доме вместе со <данные изъяты> В.Е.С.

Постановлением № 19 от 09 февраля 2010 г. администрация МО на основании решения общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО от 08 февраля 2010 г. (протокол заседания комиссии № 2) отказала В.С.Д. в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Отказ обоснован тем, что В.С.Д. являлся собственником жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м., в котором проживали два человека, и, соответственно, имел обеспеченность жилой площадью <данные изъяты> кв.м., превышающую установленную по городу Юрьев-Польскому учетную норму <данные изъяты> кв.м. на одного человека.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в действующей редакции) предоставляется в виде меры социальной поддержки обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Жилищным кодексом Российской Федерации (ЖК РФ) в статье 57 предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу статьи 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Частью 1 статьи 51 ЖК РФ установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Такие же положения содержит пункт 3 Порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденного Законом Владимирской области от 6 мая 2005 г. № 49-ОЗ (в редакции Закона Владимирской области от 9 февраля 2007 г. № 11-ОЗ).

В статье 50 ЖК РФ определены понятия нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения, которые не являются равнозначными.

Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Устанавливается норма предоставления органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.

Решением Совета народных депутатов Юрьев-Польского района Владимирской области от 29 апреля 2005 г. № 32 «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма <данные изъяты> кв.м., учетная норма площади жилого помещения <данные изъяты> кв.м.

При разбирательстве дела подтверждено, что на время подачи заявления о постановке на учет и принятия оспариваемого постановления В.С.Д. являлся собственником жилого помещения и имел обеспеченность общей площадью свыше установленной по городу Юрьев-Польскому учетной нормы <данные изъяты> кв.м.

Приведенная В.С.Д. в обосновании заявления норма площади жилого помещения в размере <данные изъяты> кв.м. указана в подпункте 3 пункта 3 статьи 32.2 Федерального закона «О ветеранах» лишь в качестве одного из показателей для определения объема средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, но в качестве учетной нормы для инвалидов Великой Отечественной войны не названа.

Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 г. № 714 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 9 января 2010 г. № 30) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», нормативными актами Владимирской области учетная норма площади жилого помещения для инвалидов Великой Отечественной войны в размере <данные изъяты> кв.м. также не установлена.

Из актов и заключений от 04 июня 2006 г. и от 28 июля 2010 г. межведомственных комиссии по обследованию дома В.С.Д. следует, что дом требует капитального ремонта: собственнику рекомендовано произвести ремонт наружных несущих стен (замену нижних венцов сруба), замену отдельных переводов (несущих балок) пола, ремонт кровли в местах примыкания к вытяжным трубам, выполнить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.

Однако не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям и непригодным для проживания по основаниям, предусмотренным утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 «Положением о порядке признания помещения жилым помещением, жилого помещении непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», дом заявителя не признан.

Сведений о проживании в доме В.С.Д., лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. № 378, нет.

Таким образом, предусмотренных законом оснований для признания В.С.Д. нуждающимся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма на момент подачи заявления от 01 февраля 2010 г. и принятия оспариваемого постановления от 09 февраля 2010 г. № 19 не имелось.

Кроме того, частью 1 статьи 256 ГПК РФ установлено, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

По пояснениям В.С.Д., уведомление об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договора социального найма, и оспариваемое постановление он получил в феврале 2010 г.

Заявление об оспаривании постановления от 09 февраля 2010 г. № 19 подано В.С.Д. в суд только в июне 2011 г.

Данных об уважительности годичного пропуска срока на обращение в суд по обстоятельствам, связанным с личностью заявителя (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.) не представлено, направление В.С.Д. писем в различные несудебные организации об оказании содействия в улучшении жилищных условий и предоставлении средств на ремонт дома уважительной причиной для восстановления срока для обращения в суд не является.

Обстоятельства того, что по договору дарения от 20 апреля 2010 г. В.С.Д. подарил <данные изъяты> долю дома <данные изъяты> В.Е.С., а по договору дарения от 21 марта 2011 г. В.Е.С. подарил эту долю <данные изъяты> В.С.Д., правового значения для дела не имеют.

Следовательно, в удовлетворении заявления надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 198 и 258 ГПК РФ, суд

                                               Р Е Ш И Л:

Власову С.Д. в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления администрации муниципального образования город Юрьев-Польский от 09 февраля 2010 г. № 19 об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях и восстановлении в очереди в качестве нуждающегося в жилых помещения отказать.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Юрьев-Польский районный суд в течение десяти дней.

                                                  Судья А.Л. Батин

Решение вступило в законную силу 19 июля 2011 года.