Дело № 2-428/2011 Р Е Ш Е H И Е Именем Российской Федерации г. Юрьев-Польский 29 сентября 2011 г. Юрьев-Польский районный суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Батина А.Л. при секретаре Кемпинской О.М., с участием заявителей С.Е.В., Л.Е.В., Л.В.Н., В.О.Г., Г.О.В., Д.А.Р., С.Л.А., Ф.Е.В., К.Н.С., Б.Н.К., И.С.А. и Р.В.В., представителя заявителей адвоката Овсепян Е.С. и представителя администрации муниципального образования Юрьев-Польский район Коробченко Е.В., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлениям С.Е.В., Л.Е.В., Л.В.Н., Б.Н.А., В.О.Г., Г.О.В., Д.А.Р., С.Л.А., Ф.Е.В., К.Н.С., Б.Н.К., И.С.А., и Р.В.В. о признании недействующим постановления администрации муниципального образования Юрьев-Польский район от 21 июня 2011 г. № 822 в части реорганизации муниципального общеобразовательного учреждения «Энтузиастская основная общеобразовательная школа» путем присоединения к нему муниципального общеобразовательного учреждения «Городищенская основная общеобразовательная школа» с образованием филиала, реализующего программы начального общего образования, У С Т А Н О В И Л: Администрация муниципального образования Юрьев-Польский район является учредителем муниципальных общеобразовательных учреждений «Энтузиастская основная общеобразовательная школа» в <адрес> (далее - Энтузиастская ООШ) и «Городищенская основная общеобразовательная школа» в <адрес> (далее - Городищенская ООШ). Постановлением администрации муниципального образования Юрьев-Польский район от 21 июня 2011 г. № 822 «О реорганизации муниципального общеобразовательного учреждения «Энтузиастская основная общеобразовательная школа» муниципальное учреждение «Энтузиастская основная общеобразовательная школа» реорганизована путем присоединения к нему муниципальных общеобразовательных учреждений «Подолецкая основная общеобразовательная школа», «Городищенская основная общеобразовательная школа» и «Беляницинская основная общеобразовательная школа» с образованием филиалов соответственно № 1, 2, 3, реализующих программы начального общего образования». Постановление опубликовано в районной газете. В соответствии с этим постановлением Подолецкая, Городищенская и Беляницинская ООШ утратили правовой статус основных общеобразовательных школ и стали, соответственно, филиалами № 1, 2 и 3 Энтузиастской ООШ, в которых осуществляется программа начального обучения с 1 по 4 классы. Учащиеся с 5 по 9 классы обучаются в Энтузиастской ООШ, доставка их с места жительства в школу в <адрес> и обратно производится школьными автобусами. Жители <адрес>, дети и внуки которых являются школьниками, С.Е.В., Л.Е.В., Л.В.Н., Б.Н.А., В.О.Г., Г.О.В., Д.А.Р., С.Л.А., Ф.Е.В. и К.Н.С., обратились в суд с заявлением о признании упомянутого постановления администрации муниципального образования Юрьев-Польский район от 21 июня 2011 г. № 822, как нормативного правового акта, недействующим со дня его принятия в части реорганизации Энтузиастской основной общеобразовательной школы» путем присоединения к нему муниципального общеобразовательного учреждения «Городищенская основная общеобразовательная школа» с образованием филиала № 2, реализующего программу начального общего образования, так как оспариваемое ущемляет их права и свободы на охрану здоровья, на общедоступность образования, на право защиты детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, противоречит Постановлению Правительства Российской Федерации № 871 от 17 декабря 2001 г. «О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности» и приказу Министерства образования Российской Федерации № 103 от 16 января 2002 г., согласно которым не допускается реструктуризация основных общеобразовательных учреждений с контингентом обучающихся числом более 40 человек и расположенных далее 3 километров до другого общеобразовательного учреждения, тогда как число учащихся Городищенской ООШ составляло 41 человек, а расстояние до Энтузиасткой ООШ составляет 5,5 километров, в нарушение закона принято без предварительной экспертной оценки. С аналогичным заявлением в суд обратились также Б.Н.К., И.С.А. и Р.В.В. Дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения. В судебном заседании заявители и их представитель адвокат Овсепян Е.С. заявления поддержали по названным основаниям, указали также на недостатки в организации доставки детей в Энтузиастскую школу и обратно, на плохое состояние дороги, недостатки в организации образовательного процесса и питания в Энтузиасткой ООШ. Изложенные в письменном отзыве возражения против удовлетворения заявлений администрация муниципального образования Юрьев-Польский район мотивировала тем, что оспариваемое постановление вынесено с соблюдением закона и полномочий администрации, не нарушает права детей на образование и безопасность. Представитель администрации муниципального образования Юрьев-Польский район Коробченко Е.В. в судебном заседании эту позицию поддержал, пояснил, что указанные заявителями недостатки носят организационный характер, связанный с новым режимом работы Энтузиастской ООШ, и устраняются. Исследовав доказательства и выслушав судебные прения, суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования (статья 3 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1). Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования (статья 5 Закона «Об образовании»). Пунктом 1 статьи 11, статье 12 Закона «Об образовании» предусмотрено, муниципальное образование может быть учредителем муниципального образовательного учреждения, являющегося юридическим лицом. Создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений отнесены к компетенции муниципальных образований подпунктом 3 пункта 1 статьи 31 Закона «Об образовании». В силу статьи 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. К полномочиям администрации муниципального образования «Юрьев-Польский район» создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений отнесено в соответствии с подпунктом 31 пункта 1 статьи 35 Устава муниципального образования Юрьев-Польский район. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2011 г. № 871 «О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности» одобрена подготовленная Министерством образования Российской Федерации концепция реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, проводимой с целью развития образования на селе, создания условий для обеспечения доступности и высокого качества образования, принято предложение Министерства образования Российской Федерации о проведении в 2002 - 2004 годах эксперимента по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений в сельской местности, на Министерство образования и науки Российской Федерации возложено научно-методическое обеспечение проведения эксперимента. Приказом первого заместителя Министра образования Российской Федерации от 16 января 2002 г. № 103 руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации приказано принять данное постановление к руководству. В разделе «Образовательные учреждения основного общего образования» концепции указано, что при реструктуризации основные общеобразовательные школы с контингентом обучающихся более 40 человек сохраняются, общеобразовательное учреждение основного общего образования с контингентом обучающихся 40 и менее человек при наличии организационно-транспортных условий и расположенного вблизи (до 3 км) другого общеобразовательного учреждения с большим контингентом обучающихся может быть реорганизовано. Вместе с тем из раздела «Введение» концепции следует, что ею определены основные направления реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, на период 2002 - 2010 гг., т.е. концепция имела срок действия на период 2002 - 2010 гг. Нормативных правовых актов, запрещающих муниципальным органам реорганизацию общеобразовательных учреждений в сельской местности или содержащих условия реорганизации, аналогичные изложенным в приведенном разделе концепции, на момент принятия оспариваемого постановления не было. Расстояние и время перевозки учащихся из <адрес> в Энтузиастскую ООШ не превышает нормативов, предусмотренных пунктом 2.1.7 СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" (предельный радиус транспортного обслуживания для обучающихся II и III ступени (ученики 5 - 9 классов относятся к II ступени) не свыше 15 километров и не более 30 минут). Приказом начальника управления образования муниципального образования Юрьев-Польский район от 01 февраля 2005 г. № 16 утверждена программа реструктуризации сети общеобразовательных учреждений Юрьев-Польского района, расположенных в сельской местности. Этой программой была предусмотрена реорганизация Городищенской, Беляницинской и Подолецкой ООШ в филиалы Энтузиасткой ООШ в 2011 году. В названной программе Городищенская ООШ отнесена к группе школ, обслуживающих мелкие населенные пункты, имеющих контингент обучающихся ниже установленного норматива, минимальный уровень ресурсного обеспечения и выраженное сокращение контингента обучающихся. Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в пункте 2 статьи 13 предусмотрено, что принятие органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения. 22 апреля 2011 г. постановлением администрации муниципального образования Юрьев-Польский район № 500 была создана комиссия по проведению оценки последствий принимаемых решений по реорганизации и ликвидации муниципальных образовательных учреждений, утверждены ее состав и положение о комиссии. Из справки управления образования муниципального образования Юрьев-Польский район для проведения предварительной экспертной оценки последствий реорганизации Энтузиастской ООШ путем присоединения к ней Подолецкой, Городищенской и Энтузиастской ООШ с образованием филиалов и заключения комиссии по итогам экспертной оценки, общее количество учащихся Городищенской ООШ на конец 2010 -2011 учебного года и в перспективе на 3 года составляло 40 человек, из них в 5 - 9 классах 26 человек, средняя наполняемость классов составляла 5,2 человека, через 3 года данный показатель уменьшится до 4,4 человека. Наполняемость классов остается низкой несмотря на принятые меры по их объединению. В 2010 - 2011 учебном году вместо 5-ти классов-комплектов в Городищенской ООШ имелось только 3, обучение в объединенных классах-комплектах является одной из причин, не способствующих получению качественного образования. Возможность реорганизации вызвана необходимостью оптимизации сети образовательных учреждений района с целью обеспечения доступного качественного образования детям, обучающимся в сельских общеобразовательных учреждениях, создания условий, соответствующих современным требованиям, предъявляемым к организации и содержанию учебно-воспитательного процесса, расходов в части субвенций областного бюджета на реализацию образовательных программ в соответствии с Законом Владимирской области от 24 ноября 2010 г. № 336 «О региональном нормативе расходов для реализации основных общеобразовательных программ общеобразовательными учреждениями на 2011 год». Реорганизация позволит использовать материально-технические, информационные, кадровые ресурсы Энтузиастской ООШ в качестве базовой, будет способствовать обеспечению единых требований к деятельности педагогических работников и образовательного учреждения в целом, повышению уровня профессиональной компетенции педагогов. В результате реорганизации права детей на получение образования не будут нарушены в случае организации подвоза детей транспортом Энтузиастской ООШ. Данных, опровергающих проведение предварительной экспертной оценки, не имеется, отсутствие в справке и заключении дат их составления само по себе факта проведения и результата этой оценки не исключает. Как следует из представленных документов, в 2011 году введено в эксплуатацию новое здание Энтузиастской ООШ, имущество реорганизованной Городищенской ООШ передано на баланс Энтузиастской ООШ, в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности муниципального общеобразовательного учреждения «Городищенская основная общеобразовательная школа» путем реорганизации. Приказом директора Энтузиасткой ООШ от 1 августа 2011 г. назначены педагогические и другие работники этой ООШ и ее филиалов. Наличие у Энтузиастской ООШ автобусов для перевозки школьников подтверждено соответствующей справкой. По показаниям свидетеля К.А.В. дорога на маршруте движения школьных автобусов в <адрес> зимой местами переметается снегом, становится скользкой и опасной для движения. Свидетели Б.О.В. и Л.Е.А. подтвердили указанные заявителями недостатки в организации доставки, обучении и питании детей в Энтузиастской ООШ. Согласно акту № 2 от 23 августа 2011 г. специальной проверки маршрута движения автобусов, по которым осуществляется перевозка учащихся Энтузиастской ООШ, составленному должностными лицами дорожных служб и ГИБДД, маршрут движения автобусов, по которым осуществляется перевозка учащихся Энтузиастской ООШ (<адрес>) соответствует требованиям безопасности дорожного движения. На представленных заявителями фотографиях этого маршрута видно, что на участках крутого подъема и сужения дороги имеются соответствующие предупреждающие знаки и знаки преимущества встречного транспорта, переход дороги у школы обозначен знаком и дорожной разметкой. Достоверных данных о том, что на этом маршруте нельзя перевозить учеников на школьных автобусах и невозможно обеспечить при перевозке их безопасность, не имеется. На основании изложенного суд полагает, что оспариваемое постановление принято администрации муниципального образования Юрьев-Польский район правомерно, в рамках своих полномочий, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не нарушает права и свободы гражданина и не препятствует в осуществлении гражданином его прав и свобод, правовые основания для признания его незаконным и недействующим отсутствуют. Указанные заявителями и свидетелями недостатки устранимы и основанием для удовлетворения их заявления не являются. Таким образом, в удовлетворении заявлений о признании оспариваемого постановления недействующим следует отказать. Руководствуясь статьей 198, 253 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: С.Е.В., Л.Е.В., Л.В.Н., Б.Н.А., В.О.Г., Г.О.В., Д.А.Р., С.Л.А., Ф.Е.В., К.Н.С., Б.Н.К., И.С.А. и Р.В.В. в удовлетворении заявлений о признании недействующим постановления администрации муниципального образования Юрьев-Польский район от 21 июня 2011 г. № 822 в части реорганизации муниципального общеобразовательного учреждения «Энтузиастская основная общеобразовательная школа» путем присоединения к нему муниципального общеобразовательного учреждения «Городищенская основная общеобразовательная школа» с образованием филиала, реализующего программы начального общего образования, отказать. Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Юрьев-Польский районный суд в течение десяти дней. Судья А.Л. Батин Решение вступило в законную силу 10 ноября 2011 года.