Дело № 2-256/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г.Юрьев-Польский 2 мая 2012 года Юрьев - Польский районный суд Владимирской области в составе председательствующего - судьи Бакрина М.Ю., при секретаре Гогиной Т.Ю., с участием прокурора Стигеевой К.С., представителя ответчика - Селиверстова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. Владимирского природоохранного прокурора к сельскохозяйственному производственному кооперативу (далее СПК) «Шихобалово» об обязании получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в срок до 1 февраля 2013 года, У С Т А Н О В И Л : И.о. Владимирского природоохранного прокурора обратился в суд с иском к СПК «Шихобалово» об обязании получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в срок до 1 февраля 2013 года. В обоснование исковых требований указано, что основным видом деятельности СПК «Шихобалово» является сельскохозяйственное производство. В собственности СПК «Шихобалово» имеются нежилые помещения, расположенные в одноименном населенном пункте и в <адрес>, которые используются хозяйством под размещение животноводческих ферм, механической мастерской, площадки зернотока. В <адрес> имеются 4 фермы и 2 животноводческих комплекса, в <адрес> - одна ферма. Фермы и животноводческие комплексы оборудованы вытяжными вентиляциями, являющимися источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, поскольку в производственном процессе от жизнедеятельности животных образуются и поступают в атмосферу: аммиак, метан, пыль меховая и пр.. В помещении мастерской размещается сварочный пост и кузница, первый оборудован вытяжной вентиляцией, являющейся источником выброса оксидов железа и марганца. Кузница оборудована кузнечным горном, работающим на угле, выброс загрязняющих веществ происходит через дымовую трубу, а именно в атмосферный воздух поступают следующие загрязняющие вещества: оксиды азота и углерода. Площадка зернотока в <адрес> оборудована четырьмя зерносушильными комплексами (КЗС), в процессе эксплуатации которых в атмосферу через дымовые трубы поступают загрязняющие вещества: оксиды азота и углерода. Каждый КЗС оборудован вытяжной вентиляцией, через которую в атмосферу выбрасывается пыль зерновая. При проведении в декабре 2011 года проверки установлено, что СПК «Шихобалово» осуществляет свою деятельность в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В судебном заседании прокурор Стигеева К.С. исковые требования поддержала по вышеуказанным основаниям. Представитель ответчика Селиверстов О.В. иск признал, пояснив, что для получения разрешения необходимо произвести замеры на КЗС, а это возможно лишь по окончании уборки. Представитель третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований - Управления Росприроднадзора по Владимирской области в судебное заседание не прибыл, представлен отзыв с просьбой удовлетворить иск и рассмотреть дело без их участия, срок получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух предлагается установить до ДД.ММ.ГГГГ - в соответствии с их предписанием. Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав представленные доказательства, надлежит придти к следующему. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц или Российской Федерации. Осуществление СПК «Шихобалово» деятельности в отсутствие указанной выше разрешительной документации ведет к причинению вреда окружающей среде и нарушению прав граждан. Тем самым также нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Поэтому, предусмотренные законом основания для обращения прокурором в суд с рассматриваемым иском, наличествуют. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. В силу ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: - соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; - обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; - презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; - обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; - допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; - ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Согласно ст.34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду должна осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. В силу ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются, в частности, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. Согласно ч.1 ст.23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов устанавливаются нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов. В соответствии с ч.4 указанной статьи Закона, выбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Согласно п.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источников допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Пунктом 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.марта 2000 года № «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» установлено, что выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ), согласно п.8 того же Положения, обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности). Проведенной Владимирской природоохранной прокуратурой проверкой и в суде было установлено, что в собственности СПК «Шихобалово», занимающегося сельскохозяйственным производством, имеются нежилые помещения, которые используются хозяйством под размещение животноводческих ферм, механической мастерской, площадки зернотока. Фермы и животноводческие комплексы оборудованы вытяжными вентиляциями, являющимися источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, поскольку в производственном процессе от жизнедеятельности животных поступают в атмосферу: аммиак, метан, пыль меховая и пр.. В помещении мастерской размещается сварочный пост и кузница, первый оборудован вытяжной вентиляцией, являющейся источником выброса оксидов железа и марганца. Кузница оборудована кузнечным горном, работающим на угле, вследствие чего через дымовую трубу в атмосферный воздух поступают следующие загрязняющие вещества: оксиды азота и углерода. Площадка зернотока оборудована четырьмя КЗС, в процессе эксплуатации которых через дымовые трубы в атмосферу поступают загрязняющие вещества: оксиды азота и углерода, а также через вытяжную вентиляцию в атмосферу выбрасывается пыль зерновая. СПК «Шихобалово» осуществляет свою деятельность при отсутствии разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Согласно приказу председателя СПК «Шихобалово» от ДД.ММ.ГГГГ ответственным за негативное воздействие на окружающую среду назначен <данные изъяты> Селиверстов О.В. Из объяснения последнего видно, что при эксплуатации вышеуказанных объектов осуществляется выброс в атмосферу вредных (загрязняющих) веществ, разрешения на выброс которых в СПК «Шихобалово» не имеется. Постановлением государственного инспектора отдела экологического контроля Управления Росприроднадзора по Владимирской области от 22 декабря 2011 года в связи с данными нарушениями <данные изъяты> СПК «Шихобалово» Селиверстов О.В. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ. 11 января 2012 года председателю СПК «Шихобалово» Владимирским природоохранным прокурором внесено представление об устранении нарушений законодательства, в котором указывалось на недопустимость деятельности в отсутствие утвержденного проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Между тем, в настоящее время СПК «Шихобалово» по - прежнему осуществляет свою сельскохозяйственную производственную деятельность в отсутствие разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Таким образом, приведенный анализ позволяет прийти к выводу о том, что иск и.о. Владимирского природоохранного прокурора является обоснованным. Определяя предельный срок для получения ответчиком разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ до 1 февраля 2013 года, как об этом просит автор искового заявления, суд учитывает его разумность и достаточность для выполнения комплекса мероприятий, необходимых для получения такого разрешения, в том числе о которых пояснял и представитель ответчика, а также то, что он не лишает ответчика возможности получить данное разрешение в более короткое время. В связи с этим иск и.о. Владимирского природоохранного прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования и.о. Владимирского природоохранного прокурора удовлетворить. Обязать СПК «Шихобалово» получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в срок до 1 февраля 2013 года. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Юрьев-Польский районный суд в течение месяца. Судья: М.Ю. Бакрин Решение вступило в законную силу 05 июня 2012 года.