Дело № 2-231/2012 Р Е Ш Е H И Е Именем Российской Федерации г. Юрьев-Польский 10 мая 2012 г. Юрьев-Польский районный суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Батина А.Л. при секретаре Коршак М.В., с участием истца Прогонновой С.Н. и представителей ответчика Коноплевой С.В. и Семеновой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прогонновой С.Н. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Юрьев-Польском районе о включении периодов работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии и о назначении досрочной трудовой пенсии, У С Т А Н О В И Л: 17 января 2012 г. Прогоннова С.Н. подала в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Юрьев-Польском районе Владимирской области (далее - УПФ) заявление о назначении досрочной трудовой пенсии в связи <данные изъяты>летним стажем <данные изъяты> деятельности. Решением от ДД.ММ.ГГГГ № УПФ отказало в установлении пенсии, не включив истцу в стаж <данные изъяты> и иной деятельности по охране <данные изъяты> (далее - <данные изъяты> деятельность) периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней в льготном исчислении) в должности <данные изъяты> отделения в больнице <данные изъяты> помощи <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней) в должности <данные изъяты> отделения <данные изъяты> Юрьев-Польской <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяц <данные изъяты> дней) в должности <данные изъяты> отделения <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дня) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> лет <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней) в должности <данные изъяты> <данные изъяты> а также период нахождения в отпуске <данные изъяты> до достижения им возраста полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дня), без которых этот стаж на момент обращения за назначением пенсии составлял лишь <данные изъяты> года <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней. Общий трудовой стаж истца на день обращения за пенсией составлял <данные изъяты> лет <данные изъяты> дней. Исключение названных периодов из стажа <данные изъяты> деятельности истца УПФ мотивировало отсутствием документального подтверждения работы в должности <данные изъяты> <данные изъяты> в <данные изъяты> <адрес> в течение всего периода работы в этой <данные изъяты> (приказ о приеме на работу в должности <данные изъяты> а приказ об увольнении - с должности <данные изъяты>), а также тем, что в Списке должностей и учреждений, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, не предусмотрены должности <данные изъяты> и <данные изъяты>, учреждение <данные изъяты> с наименованием <данные изъяты>». Считая, что названные периоды работы исключены из стажа необоснованно, истец обратилась в суд с иском о включении этих периодов в стаж <данные изъяты> деятельности, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, и о назначении досрочной трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ В судебном заседании стороны свои позиции поддержали. Исследовав доказательства и выслушав судебные прения, суд полагает иск удовлетворить по следующим основаниям. Работа истца в спорные периоды подтверждена записями в трудовой книжке, приказами о приеме на работу и увольнении, справками, материалами пенсионного дела. В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 319-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Пунктом 2 этой же статьи установлено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список и Правила № 781). Подпунктом Б пункта 5 Правил № 781 и прилагаемым к этим Правилам Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, определено, что право на такой зачет стажа работы имеют медицинские сестры хирургических отделений больниц. Ранее аналогичный льготный зачет стажа врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля был предусмотрен Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет». Из приказа по <данные изъяты> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16) видно, что с этой даты Прогоннова С.Н. была принята на работу в <данные изъяты> в должности <данные изъяты>, карточками-справками (л.д. 18, 19) подтверждено, что истец работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ именно в этой должности, а не в должности <данные изъяты> Сведений о переводе ее с должности <данные изъяты> на должность <данные изъяты> не имеется. Исходя из этого, суд считает доказанным, что весь период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Прогоннова С.Н. работала в должности <данные изъяты> <данные изъяты> в <данные изъяты> <адрес> и этот период в льготном исчислении (<данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней в соответствии с подпунктом Б пункта 5 Правил № 781) подлежит включению в стаж <данные изъяты> деятельности. Допущенная в приказе от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17) неточность об освобождении ее от занимаемой должности <данные изъяты> не должна препятствовать пенсионному обеспечению истца в соответствии с фактически выполнявшейся работой. Список № 781 должностей с наименованиями <данные изъяты>, <данные изъяты> и учреждения <данные изъяты> с наименованием <данные изъяты> не предусматривает. Вместе с тем работа истца в данных должностях осуществлялась во время действия иных нормативных актов. Назначение врачам и другим работникам здравоохранения пенсий при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках) и не менее 30 лет в городах было установлено Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 ""О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", которое не применяется территории Российской Федерации только с 1 октября 1993 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 953. Утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (подраздел 1 раздела II), были предусмотрены больничные учреждения всех типов и наименований, фельдшеры - все независимо от наименования должности. В силу пункта 2.9 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 г. № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» в лечебно-профилактических учреждениях, указанных в подразделе 1 раздела II данного Перечня, пенсии за выслугу лет назначаются, в частности, фельдшерам - всем независимо от наименования должности. Зачет в стаж лечебной деятельности работы врачей и среднего медицинского персонала лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений независимо от наименования должностей предусматривало и Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» (в редакции Постановления Правительства РФ от 27 августа 1992 г. № 634). Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1066, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитывались периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1066. Приказом Министерства здравоохранения СССР от 25 июня 1981 г. № 693 «О внесении изменений в действующие штатные нормативы медицинского и другого персонала учреждений здравоохранения» были утверждены изменения наименований должностей в действующих штатных нормативах медицинского и другого персонала учреждений здравоохранения (приложение 1), в соответствии с которыми должность диспетчера-фельдшера подлежала переименованию в должность фельдшера или медицинской сестры по приему вызовов и передаче их выездной бригаде. Однако из записи № в трудовой книжке Прогонновой С.Н. (л.д. 12) и приказа от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25) следует, что с ДД.ММ.ГГГГ она была переведена на работу в должности с устаревшим и не подлежащим применению наименованием - <данные изъяты> По приказу <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 28) Прогоннова С.Н. была переведена на должность <данные изъяты> <данные изъяты>, т.е. на должность с наименованием, также не соответствующим вышеназванному Приказу Минздрава СССР от 25 июня 1981 г. № 693. Уволена с работы в <данные изъяты> Прогоннова С.Н. была с должности <данные изъяты> <данные изъяты> приказом по <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 29). В суд представлена справка <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой записи № и № в трудовой книжке Прогонновой С.Н. сделаны не верно: вместо должности <данные изъяты> должна была быть указана должность <данные изъяты> по приему вызовов и передаче их выездной бригаде, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Прогоннова С.Н. работала <данные изъяты> в <данные изъяты> <данные изъяты> (л.д. 91). Совместным информационным письмом Министерства труда и социального развития РФ от 27 сентября 2000 г. № 3948/1-17 и Пенсионного фонда РФ от 29 сентября 2000 г. № 06-25/8625 было разъяснено, что при исчислении специального стажа, имевшего место до 1 ноября 1999 г. и дающего право на пенсию за выслугу лет, применяется Номенклатура должностей, утвержденная Приказом Минздрава России от 15 октября 1999 г. № 377 (последующими изменениями и дополнениями), и Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 г. № 395 (с последующими изменениями и дополнениями). В указанной Номенклатуре должностей в разделе средний медицинский персонал именованы должности фельдшера и фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации Приказом от 31 мая 2006 г. № 435 установило тождество наименований должностей "фельдшер выездной бригады", "фельдшер скорой помощи", "фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи", "фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой медицинской помощи" и "фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи" наименованию должности "фельдшер", предусмотренному Списком № 781. При таких обстоятельствах, принимая во внимание содержащуюся в Постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П правовую позицию Конституционного Суда РФ, согласно которой приобретенные пенсионные права должны быть сохранены, а изменение ранее действовавшего порядка исчисления трудового стажа не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования, суд считает, что спорные периоды работы истца в должностях диспетчера-фельдшера и выездного фельдшера подлежат включению в стаж лечебной деятельности истца. Очевидные ошибки <данные изъяты>, связанные с неправильным наименованием должностей, на которых в эти периоды работала Прогоннова С.Н., не должны влиять на фактическую и правовую сущность выполненной истцом работы, связанной с осуществлением <данные изъяты> деятельности, и служить препятствием для реализации приобретенных пенсионных прав. В Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 г. № 395 (с последующими изменениями и дополнениями) в качестве учреждений здравоохранения были названы здравпункты (врачебные, фельдшерские) предприятий промышленности. Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066, в разделе средний медицинский персонал содержал должность фельдшера. Хотя утвержденные этим же Постановлением Правила в пункте 1 предусматривали зачет в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работы по охране здоровья населения работу в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в фельдшерских здравпунктах, являвшихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций), однако ни Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1066, ни утвержденные им Правила не имели силы закона и не могли ограничивать применение статьи 81 действовавшего с 1 января 1992 г. до 1 января 2002 г. Закона “О государственных пенсиях в Российской Федерации” рамками лечебной деятельности только в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не ограничивает стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения рамками работы в государственных и муниципальных учреждениях. Абзац 5 пункта 6 действующих в настоящее время Правил № 781 (в редакции Постановления Правительства РФ от 26 мая 2009 г. № 449), предусматривающий зачет в стаж лечебной деятельности работу в фельдшерских здравпунктах, являющихся структурными подразделениями организаций, также не связывает этот зачет с принадлежностью здравпунктов именно государственным или муниципальным организациям. В данном случае суд считает необходимым руководствоваться содержащимся в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. № 25 разъяснением о том, что до установления соответствующего правового механизма педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Таким образом, факт того, что <данные изъяты>» не являлся государственной или муниципальной организацией, не служит правовым основанием для исключения работы истца в должности <данные изъяты> этого <данные изъяты> из стажа лечебной деятельности. <данные изъяты>» имеет лицензию Департамента здравоохранения администрации Владимирской области на осуществление медицинской деятельности, рабочую программу здравпункта по производственному контролю за соблюдением и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий (л.д. 31 - 36, 44 - 46). Прямое отношение работы в должности <данные изъяты> <данные изъяты>» к осуществлению <данные изъяты> деятельности подтверждено также должностной инструкцией <данные изъяты> и Перечнем оказываемых услуг, согласно которым, <данные изъяты> <данные изъяты> обеспечивает инфекционную безопасность для работников, осуществляет все этапы сестринского процесса при уходе за пациентами, выполняет профилактические и лечебно-диагностические манипуляции и процедуры, оказывает работникам предприятия неотложную и доврачебную медицинскую помощь, вводит лекарственные препараты, применяет консервативные методы лечения больных, проводит лечебные процедуры, организует профилактические прививки, ведет амбулаторный прием, проводит осмотр водителей перед выездом в рейс, проводит санитарно-просветительную работу по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни (л.д. 37, 38 - 40). Как видно из представленных документов, Прогоннова С.Н. имеет соответствующее <данные изъяты> образование по специальности <данные изъяты>, <данные изъяты>, во время работы в <данные изъяты> она регулярно проходила курсы повышения квалификации по специальностям <данные изъяты> приказом по <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> ей присвоена <данные изъяты>, квалификационная комиссия <данные изъяты> также подтверждала ей <данные изъяты> по специальности <данные изъяты>л.д. 15, 47 - 53). Следовательно, работа Прогонновой С.Н. в должности <данные изъяты> <данные изъяты>» относится к <данные изъяты> деятельности и подлежит включению в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии. Поскольку с зачетом спорных периодов Прогоннова С.Н. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имела не менее <данные изъяты> лет стажа <данные изъяты> деятельности, с этой даты ей должна быть назначена досрочная трудовая пенсия. Руководствуясь статьей 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Прогонновой С.Н. удовлетворить. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Юрьев-Польском районе Владимирской области включить Прогонновой С.Н. в стаж <данные изъяты> и иной деятельности по <данные изъяты> населения для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 319-ФЗ) следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> <данные изъяты> в <данные изъяты> <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> отделения <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> отделения <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> <данные изъяты> Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Юрьев-Польском районе Владимирской области назначить Прогонновой С.Н. с ДД.ММ.ГГГГ досрочную трудовую пенсию в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 319-ФЗ). Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Юрьев-Польский районный суд в течение месяца. Судья А.Л.Батин Решение вступило в законную силу 15 июня 2012 года.