Дело № 12-22/2011 Р Е Ш Е Н И Е г. Юрьев - Польский 15 июня 2011 года Судья Юрьев - Польского районного суда Владимирской области Никулин П.Н., с участием представителей администрации муниципального образования /далее МО/ Небыловское Юрьев-Польского района Владимирской области Анисимова С.Б. и Синотовой И.В., <данные изъяты> К.Э.З., рассмотрев жалобу администрации МО Небыловское Юрьев-Польского района Владимирской области на постановление по делу об административном правонарушении, У С Т А Н О В И Л : Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 г. Юрьев - Польский и Юрьев - Польского района Владимирской области от 19 мая 2011 года администрация МО Небыловское Юрьев-Польского района Владимирской области подвергнута административному наказанию по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Названным постановлением администрация МО Небыловское признана виновной в том, что не выполнила в установленный срок - до 01.04.2011 года требования законного предписания № 46 от 10.09.2010 года <данные изъяты> К.Э.З. по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, а именно : 1) по периметру населенных пунктов администрации МО Небыловское: <адрес>, не выполнила устройство защитных противопожарных полос; 2) в населённых пунктах: <адрес> не выполнила устройства наружного противопожарного водоснабжения; 3) в населенных пунктах: <адрес> не установила средства звуковой сигнализации для оповещения людей о пожаре; 4) во всех населенных пунктах, кроме <адрес>, не создала добровольные пожарные дружины; 5) в населенных пунктах: <адрес> не установила телефонную связь. <данные изъяты> А.С.Б. обратился в суд с жалобой на данное постановление, мотивируя её тем, что поскольку данное муниципальное образование не имеет населенных пунктов расположенных в лесных массивах, то и выполнять устройство защитных противопожарных полос по их периметру не обязано. Необходимости в устройстве наружного противопожарного водоснабжения также не имеется, поскольку во всех населенных пунктах МО Небыловское имеются водоёмы и подъездные пути к ним, а отсутствие пирсов на них обусловлено недостаточностью средств. Работы по установке средств звуковой сигнализации для оповещения людей о пожаре находятся в стадии завершения. Законом не отнесено к полномочиям органов местного самоуправления создание добровольных пожарных дружин, поэтому создавать таковые администрация МО Небыловское не обязана. Все населенные пункты МО Небыловское /кроме <адрес>/ оснащены беспроводной радиосвязью /установлены таксофоны/. Поэтому полагали необходимым обжалуемое постановление мирового судьи отменить, освободить администрацию МО Небыловское от административной ответственности, ограничившись в её адрес устным замечанием. В судебном заседании Анисимов С.Б. и Синотова И.В. жалобу поддержали по указанным основаниям. <данные изъяты> К.Э.З. в суде с жалобой не согласился, считал её не обоснованной, а вынесенное в отношения администрации МО Небыловское Юрьев-Польского района мировым судьей постановление законным. В своих показаниях подтвердил выявленные в ходе проверки, установленные при составлении протокола и вынесении в отношении администрации МО Небыловское постановления по делу об административном правонарушении обстоятельства допущенных ей нарушений. Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях /далее КоАП РФ/ административным правонарушением признается невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", одним из вопросов местного значения поселения является обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Решение вопросов местного значения межпоселенческого характера осуществляется населением и(или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно (статья 2 настоящего Федерального закона). Как усматривается из материалов дела, в период с 03.09.2010 г. по 10.09.2010 года <данные изъяты> К.Э.З. проведена внеплановая выездная проверка населенных пунктов МО Небыловское, по результатам которой 10.09.2010 года вынесено предписание N 46, которым на администрацию МО Небыловское Юрьев-Польского района Владимирской области возложена обязанность выполнить ряд мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности в срок до 01.04.2011 года. 26.04.2011 года <данные изъяты> К.Э.З. проведена проверка исполнения предписания N 46 от 10.09.2010 года, в ходе которой выявлено, что ни один из пунктов указанного предписания в установленный срок выполнен не был, в связи с чем 27.04.2011 года в отношении администрации Мо Небыловское был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, по которому мировым судьёй 19.05.2011 г. вынесено обжалуемое постановление. Первое требование предписания № 46 от 10.09.2010 года о необходимости устройства по периметру населенных пунктов МО Небыловское защитных противопожарных полос основано на п. 112 Правил Пожарной Безопасности в РФ /далее ППБ-01-03/, утвержденных приказом МЧС РФ № 313 от 18 июня 2003 года, согласно которому для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). По справке начальника управления архитектуры и градостроительства администрации МО Юрьев-Польский район от 06.05.2011 г. и письму начальника территориального отдела «Юрьев-Польское лесничество» от 23.05.2011 г. на территории МО Небыловское отсутствуют населенные пункты, расположенные в лесных массивах. Данную информацию <данные изъяты> Т.А.А. и <данные изъяты> Т.И.А., допрошенные как свидетели, в своих показаниях в суде подтвердили. Из этого следует, что п. 112 ППБ-01-03 на населенные пункты МО Небыловское не распространяется, а значит обязанность по устройству защитных противопожарных полос по их периметру на администрацию МО Небыловской со ссылкой в предписании на данный пункт возложена быть не может. Поэтому, рассматриваемое требование предписания № 46 от 10.09.2010 года законным признано быть не может, что исключает возможность привлечения администрации МО Небыловское к административной ответственности за его невыполнение. Второе требование предписания № 46 от 10.09.2010 года о необходимости устройства в населённых пунктах: <адрес> наружного противопожарного водоснабжения основано на п. 3, п. 94 ППБ-01-03, утвержденных приказом МЧС РФ № 313 от 18 июня 2003 года, а также ст. 63, п. 5 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Пунктом 2 статьи 63 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к первичным мерам пожарной безопасности отнесено обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения. В пункте 2 статьи 62 настоящего Федерального закона указано, что в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Положениями ст. 19 Федерального закона "О пожарной безопасности" определены полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. В соответствии с пунктом 94 ППБ 01-03, утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года N 313, при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Как следует из материалов дела, до настоящего времени предусмотренные Правилами пожарной безопасности площадки (пирсы) на водоемах <адрес> для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года не возведены, что является нарушением требований пожарной безопасности, предусмотренных п. 94 ППБ 01-03. По смыслу приведенных выше положений федерального законодательства и иных нормативных правовых актов федерального значения ответственность за несвоевременное выполнение указанных требований может быть возложена на органы местного самоуправления сельского поселения, призванные создавать в целях пожаротушения условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. Отсутствие возможностей решать вопросы местного значения, принимая для этого все зависящие от администрации МО Небыловское меры, из материалов дела не усматривается. Препятствий для обеспечения бюджетного финансирования поставленных перед органом местного самоуправления задач не имеется, поскольку оно могло быть достигнуто своевременно с учетом грамотного подхода к определению перечня установленных законом и иными нормативными правовыми актами обязанностей в области соблюдения требований пожарной безопасности. Поэтому вывод суда первой инстанции о наличии в действиях администрации МО Небыловское состава административного правонарушения за не исполнение данного требования, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, является правильным. Довод жалобы в этой части являются не обоснованными и во внимание судом не принимаются. Третье требование предписания № 46 от 10.09.2010 года о необходимости устройства в населённых пунктах: <адрес> средств звуковой сигнализации для оповещения людей о пожаре основано на п. 3, п. 114 ППБ-01-03, утвержденных приказом МЧС РФ № 313 от 18 июня 2003 года, а также ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". В силу пункта 7 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к первичным мерам пожарной безопасности отнесено обеспечение связи и оповещения населения о пожаре. Статьёй 19 Федерального закона "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов отнесено, в том числе организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре. Согласно п. 114 ППБ-01-03 на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны. Администрацией МО Небыловское не представлено в суд никаких доказательств своевременного надлежащего исполнения обоснованного приведенными нормами права требования предписания, что свидетельствует о правильной квалификации её действий мировым судьёй по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ. Доводы жалобы о том, что в настоящее время выполнение рассматриваемого требования находится на стадии завершения на сделанные судом выводы никак не влияет. Четвертое требование предписания № 46 от 10.09.2010 года о необходимости создания во всех населённых пунктах, кроме села Красное Заречье, добровольных пожарных дружин основано на п. 3, п. 7, п. 9, п. 116 ППБ-01-03, утвержденных приказом МЧС РФ № 313 от 18 июня 2003 года, а также ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Следуя пунктам 8 и 9 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к первичным мерам пожарной безопасности отнесено обеспечение организации обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганды в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний, а также социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами. Исходя из положений ст. 19 Федерального закона "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе, создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах. Очевидно, что отсутствие добровольных пожарных дружин на территории МО Небыловское /кроме <адрес>/ свидетельствует о недостаточной работе администрации МО Небыловское в этом направлении. Вместе с тем, создание добровольных пожарных дружин, как это определено рассматриваемым требованием, выходит за рамки полномочий органа местного самоуправления и противоречит самому смыслу этого понятия, раскрытом в ст. 2 Федерального закона «О добровольной пожарной охране» от 06.05.2011 г. № 100-ФЗ, предполагающему принцип добровольности членства в дружине, а не по властно-распорядительному указанию органа местного самоуправления, что также прямо отражено в ст. 3 названного закона. Поэтому, это требование предписания № 46 от 10.09.2010 года, при буквальном его толковании, сформулировано не корректно и применительно к приведенным положениям закона не исполнимо в связи с отсутствием у администрации МО Небыловское соответствующих властных полномочий по его реализации, что свидетельствует о его неправомерности и исключает возможность привлечения администрации к ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Пятое требование предписания № 46 от 10.09.2010 года о необходимости установки в населенных пунктах: <адрес> телефонной связи основано на п. 3 ППБ-01-03, утвержденных приказом МЧС РФ № 313 от 18 июня 2003 года, а также ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Пунктом 7 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к первичным мерам пожарной безопасности отнесено обеспечение связи и оповещения населения о пожаре. Как отмечалось выше, статьёй 19 Федерального закона "О пожарной безопасности" среди полномочий органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов предусмотрено также организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре. В рассматриваемом требовании заместителя главного государственного инспектора Юрьев-Польского района по пожарному надзору акцент сделан на телефонную связь, однако в п. 118 ППБ-01-03 прямо указано, что населенные пункты и отдельно расположенные объекты должны быть обеспечены исправной телефонной или радиосвязью для сообщения о пожаре в пожарную охрану. Не разрешается переводить линии связи "01" в таксофонах на платное обслуживание. Указание в этом пункте на такой вид связи, как радиосвязь предполагает её, как альтернативу телефонной, поэтому безальтернативное требование по установке только телефонной связи противоречит содержанию данной нормы, поскольку не предусматривает возможность обеспечения радиосвязью и ограничивает правомочия органа местного самоуправления в этом вопросе. По сообщению администрации МО Небыловское его населенные пункты: <адрес> ещё в 2009 г. оснащены беспроводной спутниковой радиосвязью /установлены таксофоны/, а у жителей <адрес> имеются мобильные телефоны. Получается, что адресованное администрации МО Небыловское требование об установке только телефонной связи не соответствует положениям приведенного п. 118 ППБ-01-03, поэтому, как законное его рассматривать нельзя, а значит не выполнение данного требования, не влечёт за собой предусмотренной ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ ответственности. Обобщая изложенное выше, можно сделать вывод о том, что нельзя признать законным и обоснованным указание в исследуемом предписании на необходимость выполнения его 1, 4 и 5 требований. Вместе с тем данное обстоятельство не освобождает привлеченное юридическое лицо от административной ответственности, поскольку данные пункты предписания № 46 от 10.09.2010 года не являются единственными из вмененных администрации МО Небыловское, которые она не выполнила к установленному сроку. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что администрация МО Небыловское обоснованно признана виновной в том, что не выполнила в установленный срок - до 01.04.2011 года законный требования предписания № 46 от 10.09.2010 года <данные изъяты> К.Э.З. по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, а именно : 1) в населённых пунктах: <адрес> не выполнила устройства наружного противопожарного водоснабжения; 2) в населенных пунктах: <адрес> не установила средства звуковой сигнализации для оповещения людей о пожаре, что является основанием для привлечения её к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Факт совершения данного административного правонарушения подтверждается исследованными в суде протоколом об административном правонарушении № 79 от 27.04.2011 года, предписанием № 46 от 10.09.2010 года, актом мероприятия по контролю № 69 от 26.04.2011 года, предписанием ОДН № 34 от 26.04.2011 года, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 КоАП РФ. Таким образом, действия администрации МО Небыловское, даже с учетом сделанных при рассмотрении её жалобы выводов, мировым судьёй квалифицированы правильно по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ. При таких обстоятельствах, мотивировочная часть постановления мирового судьи подлежит изменению, в части исключения из неё выводов том, что администрация МО Небыловское не выполнила в установленный срок - до 01.04.2011 года требования законного предписания № 46 от 10.09.2010 года <данные изъяты> К.Э.З. по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, а именно : 1) по периметру населенных пунктов администрации МО Небыловское: <адрес>, расположенных по адресу: <адрес>, не выполнила устройство защитных противопожарных полос; 2) во всех населенных пунктах, кроме <адрес>, не создала добровольно-пожарные дружины; 3) в населенных пунктах: <адрес> не установила телефонную связь. В остальном обжалуемое постановление мирового судьи является законным и обоснованным. Административное наказание администрации МО Небыловское Юрьев-Польского района назначено в минимальных пределах санкции, установленной ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств по делу и требований статьи 4.1 КоАП РФ и снижению не подлежит. Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ суд не усматривает. На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ судья, Р Е Ш И Л : Жалобу администрации муниципального образования Небыловское Юрьев-Польского района Владимирской области удовлетворить частично. Постановление мирового судьи судебного участка № 1 г. Юрьев - Польский и Юрьев-Польского района Владимирской области от 19 мая 2011 года изменить: из мотивировочной части исключить вывод о том, что администрация МО Небыловское не выполнила в установленный срок - до 01.04.2011 года требования законного предписания № 46 от 10.09.2010 года <данные изъяты> К.Э.З. по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, а именно : 1) по периметру населенных пунктов администрации МО Небыловское: <адрес>, расположенных по адресу: <адрес>, не выполнила устройство защитных противопожарных полос; 2) во всех населенных пунктах, кроме <адрес>, не создала добровольно-пожарные дружины; 3) в населенных пунктах: <адрес> не установила телефонную связь, в остальной части указанное постановление оставить без изменения. Судья П.Н. Никулин Решение вступило в законную силу 15.06.2011 г.