Дело Номер обезличен
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дата обезличена года ... МО
Истринский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Чугуновой М.Ю.,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО12, действующей так же в интересах несовершеннолетних ФИО4, ФИО10 к ОАО «ФИО13, ТУ ФАУФИ по ..., 3-и лица УФРС по Московской области, Администрация Истринского муниципального района, ФИО2 о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
у с т а н о в и л:
Истец обратилась в суд с иском к ФГУП «НИИЭМ», ТУ ФАУФИ по ..., 3-и лица: УФРС по ..., Администрация Истринского муниципального района, ФИО2 о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, указывая, что в данном жилом помещении, общей площадью 17,1 кв.м.. ФИО2 является нанимателем, на основании ордера Номер обезличен, выданного Дата обезличена года. Спорное жилое помещение было предоставлено государственным предприятием ФГУП «НИИЭМ» в связи с трудовыми отношениями на основании ордера без ограничения сроков проживания. Здание, в котором находится жилое помещение, было построено под нужды общежития, находиться в государственной собственности, и принадлежит на праве хозяйственного ведения ФГУП «ФИО14», что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества до сегодняшнего дня не передано в муниципальную собственность, в связи с чем, она лишена права бесплатной приватизации жилого помещения. Здание бывшего общежития, как объект жилищного фонда подлежало передаче в муниципальную собственность, поскольку данный объект относиться к муниципальной собственности в силу приложения Номер обезличен к ФИО3 РФ Номер обезличен от Дата обезличенаг., далее, Распоряжение Правительства РФ Номер обезличенр от Дата обезличена года, гласит об указании всем федеральным государственным унитарным предприятиям, имеющим на балансе объекты жилищно-коммунального хозяйства, завершить до Дата обезличена года передачу указанных объектов в муниципальную собственность. До настоящего времени обязанность по передаче здания - бывшего общежития в муниципальную собственность не выполнена. Переписка с ФГУП «НИИЭМ» и Федеральным агентством ведется на протяжении длительного времени, но положительные результаты отсутствуют. В данное время нарушены ее Конституционные права (положения статей 35 и 40 Конституции РФ), согласно статье 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане в РФ, занимающие жилые помещения в муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность. Таким образом, ее право на бесплатную приватизацию ограничено и поставлено в зависимость от добросовестности исполнения обязанностей предприятия и государственных органов. Также ее право на бесплатную приватизацию ограничено относительно прав граждан проживающих в общежитиях государственных и муниципальных предприятий и переданных в ведения органов местного самоуправления, к отношениям, пользования жилыми помещениями, которых в соответствии со статьей 7,ФЗ « О введении в действии Жилищного Кодекса РФ», применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма и граждане в соответствии со статьей 2 Закона РФ « О приватизации жилищного фонда в РФ» вправе приобрести их в собственность. На данный момент бывшее общежитие должно находиться в муниципальной собственности. При разрешении вопроса о правомерности распространения на то или иное жилое помещение особого правового режима, нельзя ограничиваться лишь формальным подтверждением целевого назначения данного помещения и следует проверять факты, обосновывающие, в каждом конкретном случае такое распространение. А факты таковы: здание предназначено для поквартирного заселения, спорное жилое помещение является изолированным, имеет обособленный выход в общий коридор, в квартире отдельный санузел, отдельный душ, с момента эксплуатации помещения заселялись преимущественно семьями. Данные обстоятельства подтверждены планами БТИ. Многие семьи, проживающие в доме, давно утратили трудовые отношения с ФГУП «НИИЭМ». Также с момента заселения между собственником и жильцами существуют отношения, характерные для договора социального найма; они пользуются квартирой и вносят оплату за пользованиями жилыми помещениями и коммунальным услугам. Помещений культурно-бытового назначения в здании не имеется. Мебелью, специальным оборудованием, инвентарем, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан, дом не укомплектован. Ранее правом приватизации она не пользовалась.
ФИО5 указала, что в спорном жилом помещении так же зарегистрированы и проживают: ее муж ФИО2, несовершеннолетние дети- ФИО4, Барчуков Матвей Сергеевич. ФИО2 в судебное заседание явился, пояснил, что исковые требования истицы признает, в приватизации принимать участие не желает. Истица просила суд признать за ней, несовершеннолетними ФИО4, ФИО10 право общей долевой собственности по 1/3 доли в праве собственности за каждым, в порядке бесплатной приватизации на жилое помещение - квартиру Номер обезличен, в доме расположенном по адресу: ... общей площадью 17,1 кв.м., жилой площадью 10,4 кв.м., подсобной 6,7 кв.м., обозначенной литерой А, имеющей инвентарный номер Номер обезличен, и в случае если права прежнего собственника были зарегистрированы в ЕГРП, то в резолютивной части решения о признании права собственности, необходимо указать, что данное решение является основанием для прекращения права прежнего собственника, а также резолютивная часть решения установившего право собственника лица на недвижимость, должна содержать указание на то, что решение суда в соответствии с ч.1 ст.17 ФЗ РФ «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним» является основанием для регистрации права собственности истца на конкретное жилое помещение в Регистрационной службе ст.28, 20 ФЗ РФ «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним».
Истец ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика ОАО «ФИО15» по доверенности ФИО6 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещена, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, не возражала относительно удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика ТУ ФАУФИ по МО в судебное заседание не явился о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представитель 3-его лица УФРС по ... в судебное заседание не явился о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представитель 3-его лица Администрации Истринского муниципального района ... в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, представленные сторонами, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года, а также жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 июня 2006 г. N 6-П положение части первой статьи 4 настоящего Закона, в силу которого не подлежат бесплатной приватизации (в пределах установленного законом общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда) жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 г., признано не соответствующим Конституции РФ.
Определением Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. N 316-О установлено, что положение статьи 4 настоящего Закона, запрещающее приватизацию находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения, - в той мере, в какой оно распространяется на жилищный фонд, находящийся вне территорий соответствующих учреждений социальной защиты населения, - не может применяться судами, другими органами и должностными лицами.
В силу ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
В соответствии со ст. 7 ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Судом установлено, что ФИО5 постоянно зарегистрирована и проживает в жилом помещении площадью всех частей здания 17,1 кв.м., общей площадью 17,1 кв.м., из нее жилая 10,4 кв.м., подсобной 6,7 кв.м., по адресу: .... Так же в спорной квартире зарегистрированы и проживают: ФИО2, несовершеннолетние: ФИО4, ФИО10 Указанное жилое помещение было предоставлено ФИО2, на основании ордера Номер обезличен, выданного Дата обезличена года, государственным предприятием ФГУП «ФИО16» в связи с трудовыми отношениями без ограничения сроков проживания. ФИО2 от участия в приватизации отказался, о чем в материалах дела имеется заявление.
В настоящее время истец несет все расходы по содержанию жилого помещения, оплачивает коммунальные услуги и квартплату, надлежащим образом выполняет обязанности нанимателя жилого помещения. Здание бывшего общежития, как объект жилищного фонда подлежало передаче в муниципальную собственность, поскольку данный объект относиться к муниципальной собственности в силу приложения № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991г.
Распоряжение Правительства РФ № 1453-р от 17.10.2002 года, гласит об указании всем федеральным государственным унитарным предприятиям, имеющим на балансе объекты жилищно-коммунального хозяйства, завершить до 31 декабря 2004 года передачу указанных объектов в муниципальную собственность. До настоящего времени обязанность по передаче здания - бывшего общежития в муниципальную собственность не выполнена. Переписка с ФГУП «ФИО17» и Федеральным агентством ведется на протяжении длительного времени, но положительные результаты отсутствуют. В данное время нарушены Конституционные права истца (положения статей 35 и 40 Конституции РФ).
Согласно статье 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане в РФ, занимающие жилые помещения в муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность. Таким образом, ее право на бесплатную приватизацию ограничено и поставлено в зависимость от добросовестности исполнения обязанностей предприятия и государственных органов. Также ее право на бесплатную приватизацию ограничено относительно прав граждан проживающих в общежитиях государственных и муниципальных предприятий и переданных в ведения органов местного самоуправления, к отношениям, пользования жилыми помещениями, которых в соответствии со статьей 7 ФЗ «О введении в действии Жилищного Кодекса РФ», применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма и граждане в соответствии со статьей 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» вправе приобрести их в собственность.
Согласно выписке здание общежития внесено в реестр федерального имущества как имущество Государственной казны РФ. В соответствии с действующим законодательством жилые помещения, находящиеся в государственной собственности подлежат приватизации.
Тот факт, что до настоящего времени передача общежития, в котором расположено спорное жилое помещение в муниципальную собственность не завершена, отсутствие договора социального найма, а также решение органа местного самоуправления об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления указанных документов.
Учитывая, что жилые помещения в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и были переданы в ведение органов местного самоуправления утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяются нормы жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Кроме того, суд обращает внимание, что ограничений в приватизации спорной квартиры, предусмотренных Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской федерации», не имеется.
Руководствуясь ст. 217 ГК РФ, ст.ст. 2,4,11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст. 7 ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ», ст.ст.56,194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО12, действующей так же в интересах несовершеннолетних: ФИО4, ФИО10 - удовлетворить.
Признать за ФИО12, ФИО4, ФИО10 право общей долевой собственности по 1/3 доли в праве собственности за каждым на жилое помещение – однокомнатную квартиру, инвентарный номер 052:020-5370/1/114, обозначенную в техническом паспорте лит.А, площадью всех частей здания 17,4 кв.м., в том числе общая площадь жилого помещения 17,1 кв.м., из нее жилой 10,4 кв.м., подсобная 6,7 кв.м., расположенную по адресу: ...
Решение является основанием для прекращения права собственности Российской Федерации на указанный объект права.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Истринский городской суд в течение десяти дней.
Председательствующий: