Дело (Номер)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Истра (Дата) г.
Истринский городской суд Московской области
в составе председательствующего судьи Михайловой Е.А.
при секретаре ФИО0
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по ... к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, Администрации Истринского муниципального района, третье лицо Прокуратура Московской области об исправлении кадастровых ошибок в сведениях государственного кадастра недвижимости,
У с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с иском об исправлении кадастровых ошибок в сведениях государственного кадастра недвижимости.
В обоснование требований указал, что в феврале (Дата) года УФАКОН по ..., территориальным отделом по ... муниципальному району, проведен государственный кадастровый учет четырех земельных участков площадью 2500 кв.м. каждый, с категорией земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – под дачное строительство: площадью 2500 кв.м., по адресу: ..., ..., сельское поселение ..., вблизи ..., участки (Номер) (Номер) ,(Номер) ,(Номер) ,(Номер) . Земельным участкам были присвоены соответственно кадастровые номера (Номер) , (Номер) , (Номер) (Номер) . В результате кадастрового учета в государственный земельный кадастр внесены сведения о местоположении границ участков, выданы кадастровые планы, использовавшиеся для государственной регистрации прав на участки, предоставленные Постановлением Главы Истринского муниципального района от (Дата) г. (Номер) ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 При рассмотрении вопроса об обоснованности выполнения кадастровых процедур по внесению в кадастр сведений о границах участков ( в связи с информацией в поступившем в Управление представлении ... от (Дата) г. (Номер) об устранении нарушений земельного законодательства) Управлением выявлены ошибки в кадастровых сведениях о границах участков, которые получены с нарушением требований законодательства, действовавшего на момент проведения кадастрового учета участков. В частности, при анализе кадастровых сведений о границах участков выявлено следующее: на момент внесения в государственный земельный кадастр сведений о местоположении (координатах) границ участков для проведения кадастрового учета предусматривалось представление заявок, правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков, которые должны были оформляться надлежащим образом (статья 19 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»).
На момент кадастрового учета Участков полномочия по утверждению землеустроительной документации регламентировались приказом Управления от 11.04.2005 № 33 «О контроле за проведением землеустройства, рассмотрении и утверждении землеустроительной документации» (утратил силу в связи с изданием приказа Управления от 08.10.2007 № 126). Однако у Управления отсутствует информация об утверждении в вышеуказанном порядке и передаче в фонд данных землеустроительной документации (карты (планы) и материалы межевания участков, включающие надлежаще оформленные документы о согласовании местоположения границ участков), на основании которой должны были составляться документы о межевании (Описания), используемые для целей кадастрового учета участков. Кроме того, в составе кадастровых дел Участков отсутствуют надлежаще оформленные описания участков. Таким образом, границы Участков не могут рассматриваться определенными в установленном законом порядке, а содержащие сведения об указанных границах записи кадастра правомерными и надлежаще обоснованными. С учетом изложенного, согласно части 5 статьи 28 Закона о кадастре, территориальным отделом по ...у Управления принято решение о необходимости исправления кадастровых ошибок в сведениях об Участках, о чем информированы заинтересованные лица. Сведения об Участках вносились в кадастр не на основании документов, представлявшихся в соответствии со статьей 22 Закона о кадастре, а также не в порядке информационного взаимодействия, предусмотренного статьей 15 Закона о кадастре. Следовательно, исправление указанных кадастровых ошибок в сведениях об Участках должно осуществляться на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении таких ошибок, поскольку иной порядок исправления таких ошибок не предусмотрен Законом о кадастре.
Просит суд признать недействительными сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении (координатах) границ земельных участков с кадастровыми номерами (Номер) , (Номер) , (Номер) , (Номер) и обязать Управление исключить из государственного кадастра недвижимости указанные сведения порядке исправления кадастровых ошибок.
В судебном заседании представитель Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по ... по доверенности ФИО5 исковые требования поддержал в полном объеме.
Заинтересованные лица ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом извещены, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Третье лицо представитель ... по доверенности Иванова Н.А. по вопросу удовлетворения заявленных требований полагалась на усмотрение суда.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 25.2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»
1. Государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
2. Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ:
акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
3. Обязательным приложением к представляемому в соответствии с настоящей статьей документу является кадастровый паспорт соответствующего земельного участка.
4. Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок осуществляется также в случае, если:
сведения о площади земельного участка, содержащиеся в представленном в соответствии с настоящей статьей документе, не соответствуют данным кадастрового паспорта такого земельного участка;
кадастровый паспорт такого земельного участка не содержит сведений о таком земельном участке в полном объеме, в том числе сведений о местоположении границ такого земельного участка, либо данные сведения нуждаются в уточнении (в том числе если в этом паспорте указано, что площадь такого земельного участка ориентировочная, сведения о таком земельном участке не позволяют однозначно определить такой земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, сведения о таком земельном участке подлежат уточнению и тому подобное).
5. Не допускается государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если такой земельный участок в соответствии с федеральным законом не может быть предоставлен в частную собственность.
6. Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок не допускается.
7. Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по правилам настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены следующие документы:
свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
один из документов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.
Представление предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта документа не требуется в случае, если право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с ч.4 ст.28 закона о кадастре, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в кадастр, являются документы, представленные в соответствии со ст. 22 Закона о кадастре), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в кадастр, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда.
Требования к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, утверждены приказом Росземкадастра от 02.10.2002 № П/327 зарегистрирован в Минюсте России 13.11.2002, регистрационный № 3911), в соответствии с которым документы о межевании, представляемые для постановки земельных участков на кадастровый учет, а также для внесения в государственный земельный кадастр уточненных сведений о ранее учтенных земельных участках, оформляются в виде описаний земельных участков. При этом описание представляет собой документ, оформляемый на основании материалов межевания и (или) иной землеустроительной документации о формировании вновь образуемых земельных участков или уточнении сведений о ранее учтенных земельных участках.
Территориальное землеустройство, предусматривающее выполнение работ по установлению границ земельных участков на местности и подготовку материалов межевания земельных участков, должно осуществляться в соответствии с ЗК РФ, Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве», Положением о проведении территориального землеустройства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 № 396, Инструкцией по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08.04.1996. Технические условия и требования проведения территориального землеустройства содержались, в частности, в Методических рекомендациях по проведению устройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства и Методических рекомендациях по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003, что разъяснялось письмом Росземкадастра от 10.04.2003 № СС/270. В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Кодекса и пунктом 10 Положения при проведении землеустройства (в том числе при определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании) обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства. В соответствии со статьей 22 Закона о землеустройстве землеустроительная документация в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы формируются в землеустроительное дело. Исходя из пунктов 9.2, 16.1 Инструкции и пункта 18.1 Методических рекомендации, сформированное по завершению межевых работ землеустроительное дело должно содержать извещения о вызове собственников, владельцев и пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков для участия в действиях по межеванию земель, доверенности лицам, уполномоченным собственниками, владельцами, пользователями земельных участков, на участие в межевании, акт согласования границ земельного участка, подписанный исполнителем землеустроительных работ. В соответствии с пунктами 9, 17 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 514, карты (планы) и материалы межевания объектов землеустройства утверждаются Федеральной службой земельного кадастра России и ее территориальными органами после получения заказчиком землеустроительной документации необходимых согласований. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие проведение землеустройства, обязаны бесплатно передавать в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, 1 экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в месячный срок со дня ее утверждения.
Из материалов дела усматривается, что (Дата) года УФАКОН по ..., территориальным отделом по Истринскому муниципальному району, проведен государственный кадастровый учет четырех земельных участков площадью 2500 кв.м. каждый, с категорией земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – под дачное строительство: площадью 2500 кв.м., по адресу: ..., ..., ... ..., участки (Номер) ,(Номер) ,(Номер) ,(Номер) . Земельным участкам были присвоены соответственно кадастровые номера (Номер) , (Номер) , (Номер) , (Номер) . В результате кадастрового учета в государственный земельный кадастр внесены сведения о местоположении границ участков, выданы кадастровые планы, использовавшиеся для государственной регистрации прав на участки, предоставленные Постановлением Главы Истринского муниципального района от (Дата) г. (Номер) ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 При рассмотрении вопроса об обоснованного выполнения кадастровых процедур по внесению в кадастр сведений о границах участков УФАКОН выявлены ошибки в кадастровых сведениях о границах участков, которые получены с нарушением требований законодательства, действовавшего на момент проведения кадастрового учета участков.
В Управлении отсутствует информация об утверждении в законном порядке и передаче в фонд данных землеустроительной документации, материалы межевания участков, включающие надлежаще оформленные документы о согласовании местоположения границ участков, на основании которых должны были составляться документы о межевании, используемые для целей кадастрового учета участков. Кроме того, в составе кадастровых дел Участков отсутствуют надлежаще оформленные описания участков.
Таким образом, границы участков не могут рассматриваться как определенные в установленном законом порядке, а содержащие сведения об указанных границах записи кадастра правомерными и надлежаще обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Управления Федерального агентства кадастра недвижимости по ... – удовлетворить.
Признать недействительными сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении (координатах) границ земельных участков с кадастровыми номерами (Номер) , (Номер) , (Номер) , (Номер) .
Обязать Управление Федерального агентства кадастра недвижимости по ..., территориальный отдел по ...у, исключить из государственного кадастра недвижимости указанные сведения порядке исправления кадастровых ошибок.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Истринский городской суд в течение 10-ти дней.
Федеральный судья