о понуждении к совершению действий



Дело Номер обезличен

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дата обезличена

Истринский городской суд Московской области

в составе председательствующего судьи Асташкиной О.В.

при секретаре Беляковой Т.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Межрайонного природоохранного прокурора Московской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Сельскохозяйственное предприятие «название»» о понуждении к совершению определенных действий,

у с т а н о в и л:

Межрайонный природоохранный прокурор Московской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Сельскохозяйственное предприятие «название»» о понуждении к совершению определенных действий, а именно: разработать в порядке, установленном Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Санитарными правилами и нормами 2.2.1/2.Дата обезличена «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (в том числе с учетом требований п.п. 1.2, 1.4, 1.5, 2.1, 2.5, 2.11, 7.1.11) проект обоснования ориентировочного размера санитарно-защитной зоны предприятия и площадок временного складирования (буртования) отходов (навоза), отвечающий требованиям действующего законодательства и получить в Управлении Роспотребнадзора по Московской области решение и санитарно-эпидемиологическое заключение Главного государственного санитарного врача Московской области в срок до Дата обезличена

В обоснование заявленных требований истцы ссылались на то, что ими, в ходе проведения проверки соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а также законодательства об отходах производства и потребления, охране поверхностных водных объектов ответчиками, осуществляющими деятельность по разведению крупного рогатого скота и эксплуатации площадок для временного складирования (буртования) навоза, расположенных по адресу: ..., было установлено, что деятельность ООО «СП «название» не отвечает требованиям действующего законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и подлежит приведению в соответствие с действующим законодательством. За указанное правонарушение Дата обезличена в отношении ответчика возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 6.3 КоАП РФ, а также директору предприятия вынесено представление об устранении выявленных нарушений, однако до настоящего времени ответчики не разработали проект обоснования ориентировочного размера санитарно-защитной зоны, соответствующий требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, и в частности требованиям вышеуказанных санитарных норм и правил, а также юридическим лицом не получено санитарно-эпидемиологическое заключение на данный проект, в связи с чем, они просят суд обязать ООО «Сельскохозяйственное предприятие «название» выполнить указанные требования действующего санитарно-эпидемиологического законодательства.

Представитель истца помощник прокурора ФИО2, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме. И уточнил требования в части срока, просил установить срок ответчику до Дата обезличена с учетом заключенного ответчиком договора.

Представитель ответчика, по доверенности ФИО3, в судебном заседании иск не признал, указал, что в настоящее время они заключили договор на разработку этого проекта, поэтому оснований к понуждению совершения действий не имеется, при этом пояснить, почему после получения представления длительное время проект не разрабатывался, не смог. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, дав оценку собранным по делу доказательствам, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» от Дата обезличена N 7-ФЗ (в ред. от Дата обезличена) хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Судом установлено, что в ходе проведения проверки соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а также законодательства об отходах производства и потребления, охране поверхностных водных объектов ООО «СП «название», осуществляющими деятельность по разведению крупного рогатого скота и эксплуатации площадок для временного складирования (буртования) навоза, расположенных по адресу: ..., было установлено, что деятельность ООО «СП «название» не отвечает требованиям действующего законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и подлежит приведению в соответствие с действующим законодательством.

За указанное правонарушение Дата обезличена в отношении ответчика возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 6.3 КоАП РФ, а также директору предприятия вынесено представление об устранении выявленных нарушений, однако до настоящего времени ответчики не разработали проект обоснования ориентировочного размера санитарно-защитной зоны, соответствующий требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, и в частности требованиям вышеуказанных санитарных норм и правил, а также юридическим лицом не получено санитарно-эпидемиологическое заключение на данный проект л.д. Номер обезличен).

Пунктом 2 ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п.п. 2,3 ст. 42 ФЗ «Об охране окружающей среды» сельскохозяйственные организации, осуществляющие производство, заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции, иные сельскохозяйственные организации при осуществлении своей деятельности должны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.

В силу ст. 11 данного Федерального закона, юридические лица в
соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять
требования санитарного законодательства, а также постановлений,
предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений

осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.

Согласно п. 2 ст. 12 данного Федерального закона, при решении
вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и
сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных
зон, выборе земельных участков под строительство, а также при
проектировании, строительстве, реконструкции, техническом

перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных объектов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.

Согласно п.п. 1.2, 1.4 и 1.5 СанПиН 2.2.1/2.Дата обезличена «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - СанПиН), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от Дата обезличена Номер обезличен (с изменениями Номер обезличен, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от Дата обезличена N 61), требования настоящих СанПиН распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, других объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.).

Санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Согласно п. 2.1 указанных СанПиН, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1-6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

В соответствии с п. 2.5 данных СанПиН, организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.

Проектирование санитарно-защитных зон согласно п. 3.1 указанных СанПиН осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной. Обоснование размеров санитарно-защитной зоны осуществляется в соответствии с требованиям, изложенными в СанПиН.

Согласно п. 7.1.11 данных СанПиН, площадки буртования навоза относятся к 3 классу опасности объектов и производств агропромышленного комплекса и малого предпринимательства. Размер санитарно-защитной зоны составляет 300 метров.

Согласно проекту нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ от Дата обезличена Номер обезличенПС/07, ООО «Сельскохозяйственное предприятие «название» относится к предприятию 3 класса опасности с ориентировочной санитарно-защитной зоной 300 метров.

Таким образом, деятельность ООО «Сельскохозяйственное предприятие «название» противоречит требованиям природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также нарушает закрепленное и гарантированное ст. 42 ФИО4 и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» право каждого на благоприятную окружающую среду, и тем самым затрагивает экологические права неопределённого круга лиц, а также интересы Российской Федерации.

В обоснование своих возражений по заявленным требованиям, представитель ответчика ссылался на то, что в настоящее время они заключили договор на разработку проекта, поэтому оснований к понуждению совершения действий не имеется.

Но данные доводы не могут являться основанием для отказа в удовлетворении требований, поскольку внесенное Дата обезличена представление не исполнено ответчиками в месячный срок. Факт того, что выявленные правонарушения не устранены, а также отсутствие проекта санитарно-защитной зоны и санитарно-эпидемиологического заключения не отрицался представителем ответчика.

А при таких обстоятельствах, суд удовлетворяет требования Межрайонного природоохранного прокурора Московской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Межрайонного природоохранного прокурора Московской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить.

Обязать ООО «Сельскохозяйственное предприятие «название»» разработать в порядке, установленном Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Санитарными правилами и нормами 2.2.1/2.Дата обезличена «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (в том числе с учетом требований п.п. 1.2, 1.4, 1.5, 2.1, 2.5, 2.11, 7.1.11) проект обоснования ориентировочного размера санитарно-защитной зоны предприятия и площадок временного складирования (буртования) отходов (навоза), отвечающий требованиям действующего законодательства и получить в Управлении Роспотребнадзора по Московской области решение и санитарно-эпидемиологическое заключение Главного государственного санитарного врача Московской области в срок до Дата обезличена

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Истринский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий:

Мотивированное решение

составлено Дата обезличена

Судья: