о признании права собственности в порядке приватизации, сохранении жилого помещения в переоборудованном состоянии



Дело (№)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(Дата) г.Истра МО

Истринский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Захаровой Е.А.,

при секретаре Коруновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьменко В.В., Кузьменко Т.С., Кузьменко А.С. к ООО «ПМСК», Администрации Истринского муниципального района, Администрации сельского поселения Павло-Слободское, третье лицо ТУ ФАУФИ по Московской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, сохранении жилого помещения в переоборудованном состоянии,

у с т а н о в и л:

Истцы, уточняя требования, обратились в суд с иском к ответчикам о признании права собственности на жилое помещение, сохранении жилого помещения в переоборудованном состоянии. В обоснование иска указали, что они постоянно проживают с (Дата) года в квартире, расположенной по адресу: (адрес) на основании ордера от (№). В настоящее время жилой дом принадлежит ООО «ПМСК». На обращение в МУП Истринского района «Агентство приватизации и недвижимости», им было отказано в приватизации спорной квартиры, так как жилое помещение не относится к муниципальной собственности. При приватизации имущественного комплекса, принадлежащего ООО «ПМСК», жилищный фонд, в том числе дом, в котором они проживают, не подлежал включению в перечень приватизируемых объектов недвижимости. Они занимают изолированное жилое помещение на условиях социального найма в здании, ранее использовавшемся как общежитие государственного предприятия, и в нарушение закона не переданном в муниципальный жилищный фонд, но являющимся муниципальной собственностью в силу прямого указания закона. Считают, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и переданные в иную форму собственности, утрачивают статус общежитий в силу закона, и к ним переменяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления указанных документов.

Просили суд признать за ним право собственности на жилое помещение в порядке приватизации, расположенное по адресу: (адрес) а также сохранить жилое помещение в переоборудованном состоянии.

Истец Кузьменко В.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования.

Кузьменко Т.С., Кузьменко А.С. в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие, заявленные требования поддержали (л.д.(№)).

Представитель истцов по доверенности Гросс Д.Л. поддержал заявленные требования, пояснив, что приватизация спорного жилого помещения ответчиком произведена с нарушением закона и не порождает никаких прав и обязанностей. Все имущество в виде жилых помещений ответчик обязан был передать в муниципальную собственность. Просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Администрация Истринского муниципального района в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения извещен надлежащим образом, ранее просил дело рассмотреть в его отсутствие, полагаясь на законное решение суда (л.д. (№)).

Представитель Администрации Павло-Слободского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Представитель ООО «ПМСК» в судебном заседании возражал против заявленных требований, указав что они являются собственником спорного жилого помещения, в связи с чем приватизация не возможна. Спорное жилое помещение никогда не являлось государственной собственностью, поскольку было построено на денежные средства ответчика, а следовательно, участия в приватизации не принимало. Кроме того перепланировка квартиры была произведена без соблюдения норм закона.

Представитель третьего лица ТУ ФАУФИ по Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, дав юридическую оценку собранным по делу доказательствам, суд находит иск не подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо собственность одного их совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Судом установлено, что на основании ордера (№) от (Дата) истцам, в индивидуальное пользование, было предоставлено жилое помещение - квартира (№), расположенная по адресу: (адрес)

(Дата) состоялось заседание согласительной комиссии по определению состава имущества государственно-кооперативного предприятия Истринская МПМК и ее реорганизации, по решению которой в составе имущества Истринской МПМК отсутствует государственная доля собственности (л.д.(№)

Решением Комитета по управлению имуществом Московской области (№) от (Дата) утверждено решение комиссии по приватизации предприятия в том, что в составе имущества Истринский МПМК отсутствует государственная доля собственности. Этим же решением отменено решение «Мособлкомимущества» от (Дата) (№) «О приватизации трудовым коллективом предприятия Истриснкая МПМП», в связи с отсутствием государственной доли собственности в имуществе предприятия (л.д. (№)).

Судом установлено, что жилое помещение, в отношении которого подано исковое заявление, принадлежит ООО «ПМСК» на праве собственности (Свидетельство о государственной регистрации права от «(Дата) серия (адрес)).

Данное жилое помещение было построено в (Дата) году за счет собственных средств Истринского «МПМК».

В составе имущества Истринского «МПМК» отсутствует государственная доля собственности, что подтверждается протоколом заседания согласительной комиссии по определению состава имущества государственно-кооперативного предприятия Истринское «МПМК» и ее реорганизации от (Дата) (№) согласованный с комитетом финансам и налоговой политике при Администрации Московской области (копия приложена к материалам дела).

Отсутствие государственной доли собственности в имуществе Истринского «МПМК подтвержден и Комитетом по управлению имуществом Московской области (Решение от (Дата) (№) присутствует в материалах дела).

Также при приватизации имущества принадлежащего Истринской МПМК были соблюдены права работников данной организации, а именно: на общем собрании трудового коллектива Истринской «МПМК» от (Дата). было принято добровольное решение работниками о приватизации имущества, в том числе и Кузьменко СА. (Приложение (№)).

Учитывая вышеизложенные документы Истринское «МПМК» было преобразовано в АОЗТ «ПМСК» без нарушения действовавшего на момент преобразования законодательства, а именно: Постановление ВС РФ от 01.07.1993 № 5309-1 «Об особенностях преобразования в акционерные общества кооперативно-государственных предприятий, организаций и их объединений в агропромышленном комплексе», Постановление Правительства РФ от 29.03.1994г. № 1798 «Об особенностях преобразования в акционерные общества кооперативно-государственных предприятий, организаций и их объединений в агропромышленном комплексе».

Данный факт также подтверждается решением Арбитражного суда Московской области от «21» марта 2001 года.

Следовательно, нежилое помещение, находящиеся по адресу: (адрес), никогда не относилось к государственной или муниципальной собственности, а является частным жилищным

фондом (ст. 19 ЖК РФ), т.к. находится в собственности юридического лица и построено за счет его средств.

Поэтому в отношении вышеуказанного жилого помещения не подлежит применению ст.217 ГК РФ, ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ».

В исковом заявлении Истцы утверждают, что занимают жилое помещение на основании договора социального найма, но данный довод противоречит закону, т.к. жилое помещение по адресу: (адрес) согласно ст. 19 ЖК РФ, относится к частному жилищному фонду, а в соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

К спорным отношениям не подлежит применению и ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004г.№ 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», поскольку спорное жилое помещение никогда не было в ведении органов местного самоуправления, а следовательно к возникшим отношениям не применимы нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.

Согласно ст. 7 ФЗ от 29.12.04г. № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Таким образом, право истцов на приобретение указанных жилых помещений в собственность в порядке приватизации возможно было бы только после изменения правового статуса общежития, при этом данное общежитие сохранило статус специализированного жилого помещения, договоров социального найма с истцами не заключалось, в связи с чем, правоотношения, возникающие из договора соцнайма не могут быть применимы, кроме того, доказательств передачи общежития в муниципальную собственность г. Истры истцами суду не представлено.

Также не подлежит удовлетворению требование истцов о сохранении жилого помещения в переоборудованном (перепланированном) состоянии.

В соответствии со ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

В силу ст.29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного ст.26 ч.6 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировка, представлявшегося в соответствии с п.3 ч.2 ст.26 настоящего Кодекса.

На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

В обоснование заявленного требования истцы ссылались на то, что переоборудование жилого помещения согласовано с Управлением Архитектуры и Управлением Роспотребнадзора.

В соответствии со ст.ст. 26, 27 ЖК РФ Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет:

1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);

6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование.

Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае:

1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов;

2) представления документов в ненадлежащий орган;

3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

Однако, истцами не представлено разрешения собственника на произведенное переоборудование, не представлено документов, предусмотренных ст. 26 ЖК РФ, также как и не представлено доказательств, что сохранение жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии не нарушает прав и законных интересов граждан и не создает угрозу их жизни или здоровью.

Учитывая изложенное, суд находит требования истцов не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Кузьменко В.В., Кузьменко Т.С., Кузьменко А.С. о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, сохранении жилого помещения в переоборудованном состоянии - отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Истринский городской суд в течение десяти дней.

Председательствующий: