Гражданское дело № 2-640/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
"..." г.ИСТРА, МО
Истринский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Гордиенко Е.С.,
при секретаре Ночовской Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сизова Н.А. к ОАО «Научно-исследовательский институт Электромеханики», ТУФА по УГИМ в Московской области, администрация Истринского муниципального района Московской области, третьи лица: Сизова М.В., Сизов Н.Н. о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ
Истец Сизов Н.А. обратился в суд с иском к ОАО «Научно-исследовательский институт Электромеханики», ТУФА по УГИМ в Московской области, администрация Истринского муниципального района Московской области, третьи лица: Сизова М.В., Сизов Н.Н. о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, указывая, что с "..." года проживает и является нанимателем жилого помещения, общей площадью **** кв. м., расположенном по адресу: (...). Здание, в котором находится жилое помещение, было построено под нужды общежития, находиться в государственной собственности, и принадлежит на праве хозяйственного ведения ОАО НИИЭМ, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества. Однако до сегодняшнего дня не передано в муниципальную собственность, в связи с чем истцы лишены права бесплатной приватизации жилого помещения. Здание бывшего общежития как объект жилищного фонда подлежало передаче в муниципальную собственность, поскольку данный объект относиться к муниципальной собственности в силу приложения № к Постановлению Верховного Совета РФ № от "...", далее, Распоряжение Правительства РФ №1453-р от 17.10.2002 года гласит об указании всем федеральным государственным унитарным предприятиям, имеющим на балансе объекты жилищно-коммунального хозяйства, завершить до 31 декабря 2004 года передачу указанных объектов в муниципальную собственность. До настоящего времени обязанность по передаче здания - бывшего общежития в муниципальную собственность не выполнена. Переписка с ОАО НИИЭМ и Федеральным агентством ведется на протяжении длительного времени, но положительные результаты отсутствуют. По мнению истца, в данное время нарушено его Конституционные права (положения статей 35 и 40 Конституции РФ), поскольку, согласно статье 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане в РФ, занимающие жилые помещения в муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность. Таким образом, по мнению истца, его право на бесплатную приватизацию ограничено и поставлено в зависимость от добросовестности исполнения обязанностей предприятия и государственных органов. Также, по мнению истца, его право на бесплатную приватизацию ограничено относительно прав граждан, проживающих в общежитиях государственных и муниципальных предприятий и переданных в ведения органов местного самоуправления, к отношениям, пользования жилыми помещениями которых, в соответствии со статьей 7 ФЗ «О введении в действии Жилищного Кодекса РФ» применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма, и граждане, в соответствии со статьей 2 Закона РФ « О приватизации жилищного фонда в РФ» вправе приобрести их в собственность. По утверждению истцов, на данный момент бывшее общежитие должно находиться в муниципальной собственности. При разрешении вопроса о правомерности распространения на то или иное жилое помещение особого правового режима нельзя ограничиваться лишь формальным подтверждением целевого назначения данного помещения и следует проверять факты, обосновывающие в каждом конкретном случае такое распространение. А факты таковы: здание предназначено для поквартирного заселения, спорное жилое помещение является изолированным, имеет обособленный выход в общий коридор, в квартире отдельный санузел, отдельный душ, с момента эксплуатации помещения заселялись преимущественно семьями. Истцы считают, что данные обстоятельства подтверждены планами БТИ. Многие семьи, проживающие в доме, давно утратили трудовые отношения с ОАО НИИЭМ. Также с момента заселения между собственником и жильцами существуют отношения, характерные для договора социального найма: они пользуются квартирой и вносят оплату за пользованиями жилыми помещениями и коммунальным услугам. Помещений культурно-бытового назначения в здании не имеется. Мебелью, специальным оборудованием, инвентарем, необходимым для проживания, занятий и отдыха граждан, дом не укомплектован. Истец утверждает, что ранее правом приватизации он не пользовался.
Просит суд признать за ним право собственности на жилое помещение (квартиру) №, расположенную по адресу: Московская область, (...), в порядке приватизации.
В судебное заседание истец Сизов Н.А. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, письменным заявлением просил рассмотреть дело в его отсутствие
Представитель ответчика ОАО НИИЭМ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, письменным заявлением просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика ТУФА по УГМИ по МО в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представитель 3-го лица Администрации Истринского муниципального района Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Исследовав письменные доказательства по делу, представленные сторонами, суд находит заявленные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года, а также жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 июня 2006 г. N 6-П положение части первой статьи 4 настоящего Закона, в силу которого не подлежат бесплатной приватизации (в пределах установленного законом общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда) жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 г., признано не соответствующим Конституции РФ.
Определением Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. N 316-0 установлено, что положение статьи 4 настоящего Закона, запрещающее приватизацию находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения, - в той мере, в какой оно распространяется на жилищный фонд, находящийся вне территорий соответствующих учреждений социальной защиты населения, - не может применяться судами, другими органами и должностными лицами.
В силу ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
В соответствии со ст. 7 ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Судом установлено, что истец постоянно зарегистрирован и проживает в жилом помещении - квартире №, площадью **** кв.м., по адресу: Московская область, (...). Указанное жилое помещение предоставлено жене истца Сизовой (...), на основании договора найма жилого помещения (№), которая нотариально отказалась от участия в приватизации (№), в данном жилье также проживает сын Сизов Н.Н., который нотариально отказался от участия в приватизации (№). С момента предоставления и по настоящее время истец несет все расходы по содержанию жилого помещения, оплачивают коммунальные услуги и квартплату, надлежащим образом выполняют обязанности нанимателя жилого помещения.
Здание бывшего общежития, как объект жилищного фонда подлежало передаче в муниципальную собственность, поскольку данный объект относиться к муниципальной собственности в силу приложения № к Постановлению Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991г.
Далее, Распоряжение Правительства РФ №1453-р от 17.10.2002 года гласит об указании всем федеральным государственным унитарным предприятиям, имеющим на балансе объекты жилищно-коммунального хозяйства, завершить до 31 декабря 2004 года передачу указанных объектов в муниципальную собственность.
До настоящего времени обязанность по передаче здания - бывшего общежития в муниципальную собственность не выполнена. Переписка с ОАО НИИЭМ и Федеральным _ агентством ведется на протяжении длительного времени, но положительные результаты отсутствуют. Таким образом, в настоящее время нарушены Конституционные права (положения статей 35 и 40 Конституции РФ) истцов.
Согласно статье 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане в РФ, занимающие жилые помещения в муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность. Таким образом, право истца на бесплатную приватизацию ограничено и поставлено в зависимость от добросовестности исполнения обязанностей предприятия и государственных органов. Кроме того, право истца на бесплатную приватизацию ограничено относительно прав граждан, проживающих в общежитиях государственных и муниципальных предприятий и переданных в ведения органов местного самоуправления, к отношениям пользования жилыми помещениями которых, в соответствии со статьей 7 ФЗ «О введении в действии Жилищного Кодекса РФ», применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма, и граждане, в соответствии со статьей 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», вправе приобрести их в собственность.
Согласно выписке здание общежития внесено в реестр федерального имущества как имущество Государственной казны РФ. В соответствии с действующим законодательством жилые помещения, находящиеся в государственной собственности, подлежат приватизации.
Тот факт, что до настоящего времени передача общежития, в котором расположено спорное жилое помещение, в муниципальную собственность не завершена, отсутствие договора социального найма, а также решение органа местного самоуправления об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления указанных документов.
Учитывая, что жилые помещения в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий и переданных в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяются нормы жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Кроме того, суд обращает внимание, что ограничений в приватизации спорной квартиры, предусмотренных Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской федерации», не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Сизова Н.Н. к ОАО «Научно-исследовательский институт Электромеханики», ТУФА по УГИМ в Московской области, администрация Истринского муниципального района Московской области, третьи лица: Сизова М.В., Сизов Н.Н. о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации -удовлетворить.
Признать за Сизовым Н.А. право собственности на жилое помещение - **** квартиру №, инвентарный номер: №, обозначенную в техническом паспорте БТИ лит.****, площадью всех частей здания **** кв.м., в том числе общая площадь жилого помещения **** кв.м., из нее жилая **** кв.м., подсобная **** кв.м., расположенную по адресу: Московская область, (...)
Решение является основанием для прекращения права собственности Российской Федерации на указанный объект права.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Истринский городской суд, постановивший судебный акт, в течение десяти дней.
Председательствующий