о сохранении жилого помещения в переоборудованном состоянии



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 февраля 2011 года гор.ИСТРА, МО

Истринский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Захаровой Е.А.,

при секретаре Коруновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лаврова В.А. к Администрации Истринского муниципального района Московской области о признании права собственности на самовольно возведенные строения,

у с т а н о в и л:

Лавров В.А., уточняя исковые требования, обратился в суд с иском к Администрации Истринского муниципального района Московской области о признании права собственности на самовольно возведенные строения, указывая, что (Дата умер отец истца - Лавров А.В.. После его смерти открылось наследство в виде домовладения состоящего из земельного участка, общей площадью 1160 кв.м. и жилого дома общей площадью 123,5 кв.м., расположенные по адресу: (....)», участок №, инвентарный номер №. Истец является наследником первой очереди, других наследников нет. (Дата он получил свидетельство о праве на наследство по закону на вышеуказанный жилой дом. Однако с момента фактического принятия наследства домовладение было им переоборудовано без получения соответствующего разрешения. Таким образом, согласно техническому паспорту им были переоборудованы: жилой дом лит.А, веранда лит.а, мансарда лит.а1, что повлекло изменение площади в техническом паспорте и кадастровом паспорте и сделало не возможным государственную регистрацию права собственности в установленном законом порядке. Согласно заключению эксперта Ульяновой Г.Г. препятствий к принятию переоборудованных строений: лит.А,а,а1 возведенных истцом в эксплуатацию нет. Права соседей переоборудованными строениями не нарушаются. Таким образом, истец пользуется земельным участком под жилым домом, что определяет его право бессрочного пользования данным земельным участком.

Просит суд прекратить за ним право собственности на домовладение состоящее из каркасно-засыпного строения, полезной площадью 31,0 кв.м., в том числе жилой 31,0 кв.м., расположенное по адресу: (....) участок №. Признать за ним право собственности на самовольное строение - жилой дом лит.А, веранда лит.а, мансарда лит.а1, общей площадью 123,5 кв.м., инвентарный №, расположенный по адресу: (....) участок №.

Представитель истца, по доверенности Кузнецов И.П., в судебном заседании поддержал уточненные требования, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации Истринского муниципального района Московской области по доверенности Донских Н.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения данных требований, просила в иске отказать, указав, что истцом не представлено доказательств принадлежности ему земельного участка.

В соответствии с п.1 ст.218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В силу п.3 ст.222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанными лицами, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

На основании ст.263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ). Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.

Судом установлено, что (Дата умер отец - истца Лавров А.В.. После его смерти открылось наследство в виде домовладения состоящего из одного строения полезной площадью 31,0 кв.м., в том числе жилой 31,0 кв.м. и служебных строений, расположенных по адресу: (....) участок №, инвентарный номер №. (л.д. №).

Истец является наследником первой очереди, других наследников нет. (Дата он получил свидетельство о праве на наследство по закону на вышеуказанное домовладение. Однако с момента фактического принятия наследства домовладение было им переоборудовано без получения соответствующего разрешения. Согласно технического паспорта им были переоборудованы: жилой дом лит.А, веранда лит.а, мансарда лит.а1, что повлекло изменение площади с 31,0 кв.м. до 133,9 кв.м. и сделало не возможным государственную регистрацию права собственности в установленном законом порядке, поскольку вновь возведенные строения являются самовольными постройками.

В обоснование заявленных требований истец ссылался на ст. 271 ГК РФ, в соответствии с которой при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.

Суд не может согласиться с данным доводом, поскольку, как следует из представленного в материалы дела договора от (Дата , наследодателю истца - Лаврову А.В. предоставлен земельный участок, на котором расположено спорное строение, в бессрочное пользование под строительство индивидуальной жилой дачи. Однако, в соответствии со ст. 20 ЗК РФ граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками. Право бессрочного пользования земельным участком не переходит по наследству.

Таким образом, в настоящее время истец не является титульным собственником земельного участка, на котором расположены спорные строения, а лишь имеет право пользования им.

Однако, по смыслу ст. 222 ГК РФ расширительному толкованию не подлежат.

В соответствии с п. 27 Постановления Пленума ВС РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 г. учитывая, что самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку.

Однако такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка, при соблюдении условий, установленных статьей 222 ГК РФ.

Таким образом, поскольку земельный участок, на котором возведены спорные самовольные строения, не принадлежит истцу на праве собственности либо пожизненном наследуемом владении, суд приходит к выводу о том что исковые требования Лаврова В.А. о признании права собственности на самовольно возведенные строения не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 218, ГК РФ, ст.ст. 222194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Лаврова В.А. о признании права собственности на самовольно возведенные строения - отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Истринский городской суд в течение 10-ти дней.

Председательствующий: