Дело №2-1296/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Г.Истра 17 мая 2011 года Истринский городской суд Московской области в составе Председательствующего судьи Жуковой О.В., при секретаре Кардаш Т.В. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Демьянчик Ольги Михайловны к КЭЧ 194, ТУ ФАУФИ, Администрации Истринского муниципального района о признании права собственности на жилое дом и земельный участок в порядке приватизации, УСТАНОВИЛ: Демьянчик О.М. обратилась в суд с иском к ГУ КЭЧ (№), ТУ ФАУФИ о признании права собственности на жилое помещение и земельный участок площадью 2500 кв.м для индивидуального жилищного строительства на землях населенных пунктов в порядке бесплатной приватизации. В обосновании заявленных требований истица указала, что является нанимателями жилого помещения, расположенного по адресу Московская область, Истринский район, д.(адрес), ул.(адрес), д.(№). 21.06.2010г. между Подтыкаловым В.Д., с одной стороны, и ГУ КЭЧ (№) Министерства обороны РФ заключен договор о передачи указанного жилого помещения в собственность. Проживающие совместно с ней супруг и сын отказались от своего права на приватизацию жилого помещения в ее пользу. Однако, зарегистрировать указанной договор истец не имеет возможности ввиду того, что в ЕГРП отсутствуют сведения о регистрации права оперативного управления КЭЧ. Поскольку ранее истица не участвовала в приватизации, занимаемое ею помещение приватизации подлежит, просит признать за ней право собственности в порядке приватизации на указанное помещение. Также истца указала, что жилой дом расположен на территории бывшего военного городка, принадлежавшего Министерству обороны РФ. В соответствии с Приказом (№) от 31.10.1996г. из списка военных городков был исключен городок (№) п/о (адрес). На основании Распоряжения ФАУФИ (№) от 12.07.2005г. «О закреплении имущества за 194 КЭЧ» все имущество военного городка и земельный массив был закреплен за вышеуказанной КЭЧ на праве оперативного управления. В соответствии с п.2 Распоряжения на КЭЧ возложена обязанность произвести оформление прав РФ на земельные участки до 01.06.2006г. Вместе с тем до настоящего времени КЭЧ не выполнила обязанности. Полагает, что бездействие КЭЧ препятствует ей оформить свои права на жилой дом и земельный участок в порядке бесплатной приватизации, и просит в соответствии с нормами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», Земельного кодекса РФ устранить нарушение ее права, признать право собственности на жилой дом и земельный участок. В судебное заседание истица явилась, поддержала заявление. По ходатайству истицы в судебном заседании (Дата обезличена) к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Истринского муниципального района. Представитель дминистрации истринского района муниципального района по доверенности Донских Н.В. возражала против удовлетворения исковых требований в части признания права собственности на земельный участок, ссылаясь на то, что он не описан в соответствии с требованиями действующего законодательства. Отсутствует акт согласования его границ. Кроме того, отсутствуют доказательства отнесения земельного участка к определенной категории и виду разрешенного использования. Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Суд, выслушав пояснения истицы, возражения ответчика, исследовав письменные материалы дела, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению в части. Судом установлено, что на основании договора социального найма (№) от 09.02.2089г. Демьянчик А.С. с семьей из двух человек: Демьянчик О.М. и Демьянчик Д.А., были предоставлены две комнаты по адресу Московская область, Истринский район, д.(адрес), ул.(адрес), д.(№) (л.д.7-9, 24). В материалах дела представлен технический паспорт жилого помещения- истица и ее семья занимают жилой дом площадью всех частей здания 72,7 кв.м, общей жилой площадью 59,5 кв.м, из нее жилой- 38,6 кв.м (л.д.16-23). Права на указанное жилое помещение не зарегистрированы (л.д.15). 21.07.2010г. между ФГКЭУ 194 и Демьянчик О.М. заключен договор о передачи квартиры в собственность (л.д.10). Проживающие в указанном жилой помещении на условиях социального найма Демьянчик А.С. и Демьянчик Д.А. от участия в приватизации отказались и дали свое согласие на приватизацию жилого помещения на имя Демьянчик О.М. (л.д.11, 12). В регистрации перехода права собственности к истица Управлением Федеральный службы государственной регистрации, кадастра и картографии было отказано, ввиду того, что за КЭЧ не зарегистрировано право оперативного управления на жилой дом. Согласно ст.217 ГК РФ Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное. В соответствии с ст.2 Закона РФ от 04.07.1991г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. В силу ст.11 указанного Закона Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. В соответствии с ст.6 Закона Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. В соответствии с ч.12 ст.1 Федерального закона «Об обороне» Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Спорное жилое помещение находится на балансе Министерства обороны КЭЧ (№) Долгопрудненского района МО, являясь государственной собственностью. Суд полагает, что отсутствие сведений о государственной регистрации права оперативного управления КЭЧ на указанное жилое помещение не может явиться препятствием для реализации прав граждан на приобретения права собственности на жилое помещение в порядке бесплатной приватизации, поскольку из Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» следует, что право лица, занимающего жилое помещение по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде не может быть поставлено в зависимость от субъективных факторов, от желание либо нежелания чиновников министерств и ведомств совершить действия, направленные на реализацию гражданами их прав. Ограничений в приватизации спорного жилого помещения, предусмотренных ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не имеется. Следовательно, требования истицы о признании права собственности на жилое помещение в порядке бесплатной приватизации подлежат удовлетворению. Истицей также заявлены требования о признании права собственности на земельный участок площадью 2500 кв.м для индивидуального жилищного строительства на землях населенных пунктов. Из материалов дела усматривается, что право собственности истица на жилое помещение до настоящего времени не возникло, поскольку в силу ст.219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Согласно ст.1 Федерального закона «Об обороне» 10. Земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности. 12. Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Обосновывая свои требования истцы ссылаются на то, что имеют права на приобретение в порядке бесплатной приватизации земельных участков при доме в силу ст.36 ЗК РФ. Согласно ст.36 ЗК РФ 1. Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Указанная норма права применяется к правоотношениям в совокупности с нормой п.1.1 ст. 36 ЗК РФ либо ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» в зависимости от времени приобретения права собственности на жилой дом. В соответствии с п.1.1 ст.36 ЗК РФ Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: 1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления. Указанная норма права применяется к правоотношениям, возникшим после введения в действие ЗК РФ. Согласно ст.3 Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" 9.1. Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Указанная норма права регулирует правоотношения, возникшие до введения в действие Земельного кодекса РФ. Поскольку право собственности истицы на жилой дом до настоящего времени не возникло, то нормы Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ», как и нормы ст.36 ЗК РФ к возникшим правоотношениям не применимы. Ссылку истца на положения ст. 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» в качестве подтверждения ее права на безвозмездное приобретение земельного участка, суд на находит несостоятельной, поскольку под приватизацией государственного и муниципального имущества законом понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц (ст. 1 Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"). Следует также отметить, что согласно ст.11.1 ЗК РФ Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Представленные в материалах дела карта границ земельных участков (л.д.25) указанным требованиям Закона не отвечает. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования удовлетворить частично. Признать за Демьянчик Ольгой Михайловной право собственности на жилой дом площадью всех частей здания- 72,7 кв.метров, общей площадью жилого помещения- 59,5 кв.метров, в том числе жилой площадью - 38,6 кв.метров, расположенный по адресу: Московская область, Истринский район, сельское поселение (адрес), д.(адрес), ул.(адрес), д.(№). В удовлетворении исковых требований в части признания права собственности на земельный участок площадью 2500 кв.м для индивидуального жилищного строительства, в категории земель- земли населенных пунктов- отказать. Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Истринский городской суд в течение 10 дней. Судья Истринского городского суда: О.В. Жукова