Дело № 2-1775/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Истра 18 мая 2011 года Истринский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Жуковой О.В., при секретаре Кардаш Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Громовой Р.Б. на действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, на решения ФГУ «Кадастровая Палата» об отказе в совершении кадастрового учета земельного участка, УСТАНОВИЛ: Громова Р.Б. обратилась в суд с жалобой на действия Управления Росреестра и ФГУ «Кадастровая палата». В обосновании своей жалобы заявитель указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный в ДНП "Наименование" Истринского муниципального района Московской области. 18.10.2010г. Барышев В.И., действующей от ее имени на основании доверенности, обратился в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок. До настоящего времени право собственности на земельный участок не зарегистрировано по причине возврата документов без рассмотрения и отказа в осуществлении кадастрового учета земельного участка. Полагает, что действия по оставлению заявление о регистрации права собственности без рассмотрения, а также отказ в проведении государственно кадастрового учета земельного участка не соответствуют требованиям действующего законодательства. Ее права, как собственника земельного участка нарушены, поскольку до настоящего времени заявитель лишена должным образом оформить документы в отношении земельного участка, и нарушены сроки рассмотрения и оформления документов кадастрового учета. Просит признать действия Управления Росреестра, выразившиеся в направлении уведомления о возврате документов без рассмотрения незаконными, признать решение ФГУ «Кадастровая палата» от 22.10.2010г. об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка незаконным, признать решение ФГУ «Кадастровая палата» от 15.03.2011г. об отказе в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка незаконными. В судебное заседание Громова Р.Б. и ее представитель Барышев В.И. явились, поддержали заявление. Представитель Управления Росреестра по доверенности Михеева Г.П. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявления, ссылаясь на законность действий Управления Росреестра. Представитель ФГУ «Кадастровая палата» в судебное заседание не явился, извещен должным образом. Письменный отзыв ФГУ «Кадастровая палата» не представило. Ранее, в предварительном судебном заседании, представитель ФГУ «Кадастровая палата» Костюк О.М. возражала против удовлетворения заявления. Суд, выслушав пояснения заявителя и ее представителя, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, находит жалобу подлежащей удовлетворению в части. Согласно ст.254 ГПК РФ 1. Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Согласно ст.255 ГПК РФ К решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно ст.246 ГПК РФ 3. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. Согласно ст. 249 ГПК РФ 1. Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Судом установлено, что заявителю на основании решения Истринского городского суда от 07.09.2010г. принадлежит земельный участок площадью 900 кв.м для ведения садоводства, расположенный по адресу (адрес), с/п (адрес), ДНП "Наименование" участок (№) (л.д.58-62). 18.10.2010г. уполномоченный представитель заявителя Барышев В.И. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Истринский отдел с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок (л.д.66). Одновременно с указанным заявлением было подано заявление о проведении кадастрового учета земельного участка (л.д.56-57). К заявление были приложены: - квитанция об оплате государственной пошлины, - доверенность, - заверенная надлежащим образом копия решения суда.(л.д.24). В тот же день - 18.10.2010г., Управление Росреестра обратилось с запросом о предоставлении кадастрового паспорта на земельный участок в ФГУ «Кадастровая палата», приложив к запросу заявление о постановке земельного участка на кадастровый учет, решение суда, доверенность.(л.д.54-55). 26.10.2010г. в адрес Управления Росреестра было направлено решение ФГУ «Кадастровая палата» от 22.10.2010г. №08/10-1706 об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости (л.д.52, 53). Причиной отказа явилось то, что необходимые для кадастрового учета документы по форме либо по содержанию не соответствуют требованиям Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». 29.10.2010г. представитель Барышев В.И. в интересах Громовой Р.Б. обратился с заявлением о приобщении дополнительных документов к ранее принятым: межевого плана, заявления от 29.10.2010г. о постановке земельного участка на кадастровый учет (л.д.50). 03.11.2010г. дополнительно представленные документы направлены Управление Росреестра в ФГУ «Кадастровая палата» для постановки земельного участка на кадастровый учет. По результатам рассмотрения заявления ФГУ «Кадастровая палата» принято решение от 14.12.2010г. №МО-10/РКФ/1-39804 о приостановлении осуществления постановки на кадастровый учет объекта недвижимости (л.д.31). Причиной приостановления явилось отсутствие копии решения суда. Также в тексте указано, что осуществление кадастрового учета приостанавливается на три месяца до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении. Решение может быть обжаловано в судебном порядке либо в порядке подчиненности в вышестоящий орган. Доказательства направления копии указанного решения заявителю либо ее представителю в материалах дела отсутствуют. 15 марта 2011 года ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка в связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учета земельного участка (л.д.27). На основании поступивших 21.04.2011г. из ФГУ «Кадастровая палата» документов Управление Росреестра возвратило документы без рассмотрения 21.04.2011г. (л.д.26) по причине отказа в осуществлении государственного кадастрового учета. Из материалов дела усматривается, что земельный участок Громовой Р.Б. до обращения с заявлением о регистрации права собственности не прошел государственный кадастровый учет. Сведения о нем, как о ранее учтенном земельном участке в государственный кадастр недвижимости не вносились, поскольку право собственности на него возникло после вситупления в законную силу решения Истринского городского суда - 18.09.2010г. Из материалов дела усматривается, что Управление Росреестра обратилось в ФГУ «Кадастровая палата» с запросом о предоставлении кадастрового паспорта на земельный участок в порядке информационного взаимодействия, предусмотренного положения ст. 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». К запросу было приложено заявление правообладателя о проведение кадастрового учета земельного участка. В рамках рассмотрения представленных в порядке информационного взаимодействия документов ФГУ приняло решение о приостановлении осуществления постановки на кадастровый учет объекта недвижимости. В соответствии ст. 26 Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" 1. Орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), если такое приостановление допускается в соответствии с правилами настоящей статьи. 2. Осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если: 1) имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения); 2) одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости); 3) местоположение помещения, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями частично или полностью совпадает с местоположением другого помещения (за исключением случая, если другое помещение является преобразуемым объектом недвижимости); 4) не представлены необходимые для кадастрового учета документы. 4. Решение о приостановлении должно содержать причину приостановления осуществления кадастрового учета с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 2 настоящей статьи. Если такое решение принято в соответствии с пунктом 1, 2 или 3 части 2 настоящей статьи, в нем указываются обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а также выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения этих обстоятельств и рекомендации по устранению данных причин. Если решение о приостановлении принято в соответствии с пунктом 4 части 2 настоящей статьи, такое решение должно содержать указание на все документы, которые отсутствуют и которые должны быть представлены для осуществления соответствующего кадастрового учета. 6. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении, направляет уведомление о принятии такого решения по указанному в соответствующем заявлении адресу электронной почты (при наличии в данном заявлении сведений о таком адресе). 7. Орган кадастрового учета обязан выдать решение о приостановлении соответствующему заявителю или его представителю лично под расписку либо не позднее рабочего дня, следующего за пятым рабочим днем со дня истечения установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона срока, направить такое решение посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в соответствующем заявлении почтовому адресу. В случае, если решение о приостановлении принято в соответствии с пунктом 1, 2 или 3 части 2 настоящей статьи, одновременно с указанным решением заявителю или его представителю для доработки возвращаются представленные вместе с соответствующим заявлением межевой план, технический план или акт обследования. До возврата указанных документов орган кадастрового учета изготавливает копии таких документов и заверяет их подписью уполномоченного должностного лица органа кадастрового учета. Поскольку нормами действующего гражданского законодательства не предусмотрен иной порядок рассмотрения заявления в случае его поступления в ФГУ в порядке информационного взаимодействия, то следует руководствоваться вышеуказанными нормами. При рассмотрении заявления Громовой Р.Б. о постановке земельного участка на кадастровый учет ФГУ «Кадастровая палата» обосновано приостановила кадастровый учет в связи с отсутствием правоустанавливающего документа заявителя на земельный участок - копии решения суда. Вместе с тем, нормы п.п. 6, 7 ст. 26 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» соблюдены не были: орган кадастрового учета при принятии решения о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка не предпринял действий к извещению заявителя о состоявшемся решении, тем самым лишив его возможности устранить недостатки заявления - представить заверенную копию решения суда. При таких обстоятельствах суд не может признать правомерным решение об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка в связи с истечением срока приостановления. Что касается действий Управления Росреестра, то никаких нарушений норм действующего законодательства судом не выявлено. Согласно ст. 16 Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" 1. Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации. 2. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявителем лично или посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее также в настоящей статье - посредством почтового отправления). Заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, могут быть представлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете. 4. Вместе с заявлением о государственной регистрации прав и другими представленными для государственной регистрации прав документами представляется, если иное не установлено федеральным законом, документ об уплате государственной пошлины. При личном обращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица также нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом. Лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица, предъявляет документ, удостоверяющий его личность, учредительные документы юридического лица или нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица, а представитель юридического лица, кроме того, документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени данного юридического лица, или нотариально удостоверенную копию этого документа, если иное не установлено федеральным законом. Если полномочия представителя органа государственной власти или органа местного самоуправления подтверждаются доверенностью, составленной на бланке данного органа, заверенной печатью и подписью руководителя данного органа, нотариальное удостоверение такой доверенности для ее представления вместе с соответствующим заявлением о государственной регистрации прав не требуется. 5. При получении правоустанавливающих документов на государственную регистрацию прав должностное лицо органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, вносит соответствующую запись в книгу учета документов с указанием даты и времени получения таких документов с точностью до минуты. Если заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, представлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества, в книге учета документов также указывается дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о соответствующем объекте недвижимости после завершения на основании указанного заявления государственного кадастрового учета недвижимого имущества. 6. Заявителю выдается расписка в получении документов на государственную регистрацию прав с их перечнем, а также с указанием даты и времени их представления с точностью до минуты. Расписка подтверждает получение документов на государственную регистрацию прав. 8. Днем приема заявления о государственной регистрации прав и иных документов, необходимых для государственной регистрации прав, является день получения таких заявления и документов соответствующим органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, за исключением случая представления заявления о государственной регистрации прав и иных документов, необходимых для государственной регистрации прав, одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества. В случае представления заявления о государственной регистрации прав и иных документов, необходимых для государственной регистрации прав, одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества днем приема заявления о государственной регистрации прав и иных документов, необходимых для государственной регистрации прав, является день внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о соответствующем объекте недвижимости. Согласно ст. 13 Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" 1. Государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав. 3. Государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации, если иные сроки не установлены федеральным законом, а ипотеки жилых помещений - не позднее чем в течение пяти рабочих дней с указанного дня. 4. Отказ в приеме документов, представленных для государственной регистрации прав, не допускается. 5. При отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, если заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, представлены или направлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан уведомить в письменной форме заявителя о возврате приложенных к заявлению о государственной регистрации прав документов без рассмотрения с указанием причины такого возврата в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета. В случае наличия соответствующего указания в заявлении уведомление и приложенные к заявлению документы выдаются заявителю или направляются ему посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении. При возврате указанных в настоящем пункте документов без рассмотрения одновременно должен быть возвращен документ, представленный с указанным заявлением о государственной регистрации прав и подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию прав. Данный документ может быть представлен при повторном представлении указанного заявления о государственной регистрации прав. Из материалов дела усматривается, что земельный участок, о регистрации прав на который подано заявление Громовой Р.Б., не прошел кадастровый учет. Управление Росреестра предприняты необходимые предписанные законом действия по получению кадастрового паспорта земельного участка. Поскольку органом кадастрового учета не проведена постановка земельного участка на кадастровый учет, то Управление Росреестра обоснованно возвратило документы без рассмотрения в соответствии с требованиями законодательства. Таким образом, действия Управления Росреестра соответствуют требованиям действующего законодательства, права и законные интересы заявителя не нарушают. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Жалобу Громовой Р.Б. удовлетворить частично. Признать недействительным решение ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области №МО-11/РКФ/1-55722 от 15 марта 2011 года об отказе в постановке земельного участка на кадастровый учет. Обязать ФГУ «Кадастровая палата» в течение 1 дня со дня получения вступившего в законную силу решения суда, уведомить Громову Р.Б. в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» о приостановлении кадастрового учета земельного участка, и в дальнейшем разрешить заявление Громовой Р.Б. в соответствии с требованиями законодательства. В удовлетворении жалобы Громовой Р.Б. на действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, на решение ФГУ «Кадастровая Палата» №08/10-1706 от 22.10.2010г. об отказе в совершении кадастрового учета земельного участка- отказать. Взыскать с ФГУ «Кадастровая палата» в пользу Громовой Р.Б. в качестве возмещения судебных расходов- 200 (двести) рублей. Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Истринский городской суд в течение 10 дней. Судья Истринского городского суда: О.В. Жукова