РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(Дата обезличена) город Истра Московской области
Истринский городской суд Московской области
в составе председательствующего судьи Глумовой Л.А.
при секретаре ФИО11,
при участии :
от заявителей ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 - представитель по доверенности ФИО1,
от заинтересованного лица Администрации Истринского района - представитель по доверенности ФИО12,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 о признании незаконными действий Администрации Истринского муниципального района Московской области,
УСТАНОВИЛ:
В Истринский городской суд обратились ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 с заявлением о признании незаконными действий Администрации Истринского муниципального района Московской области в части утверждения решений по пунктам №(№) протокола (№) от (Дата обезличена) заседания комиссии при администрации Истринского муниципального района по координации земельных отношений на территории района; обязании отменить утверждения решений по указанным пунктам; обязании в месячный срок со дня вступления решения в силу обеспечить новое рассмотрение заявлений заявителей от (Дата обезличена) на комиссии по координации земельных отношений на территории района.
В обоснование заявленных требований заявители ссылаются на то, что ими (Дата обезличена) в Администрацию Истринского муниципального района были поданы заявления о предоставлении каждому земельного участка для целей, не связанных со строительством, в аренду на срок 49 лет. Заявители просили предоставить им земельные участки для целей развития территории и не связанных со строительством: для рекреационных целей, организации отдыха и реабилитации, благоустройства, с учетом зонирования территории и ограничений в обороте…, указывая, что являясь инвалидами, ветеранами, а также жителями города Москвы они нуждаются в отдыхе. Однако «после длительной волокиты заинтересованное лицо вынесло решения об отказе в дальнейшем рассмотрении заявлений на том основании, что ни одна из кандидатур не подходит для использования испрашиваемой территории в испрашиваемых целях».
Полагают, что утверждение решений, принятых на заседании комиссии согласно протокола от (Дата обезличена) заседания Комиссии по координации земельных отношений противоречит требованиям п.2 ст. 34 Земельного Кодекса, а также «Положению о порядке предоставления земельных участков гражданам…» (№) от (Дата обезличена) по Истринскому району, чем нарушены права заявителей.
В судебном заседании представитель заявителей по доверенностям ФИО1 требования поддержал в полном объеме.
Представитель Администрации Истринского района ФИО13 просил в удовлетворении требований отказать, поддержав представленный отзыв и указав, что в силу ст. ст. 83, 85, 94 Земельного Кодекса РФ земельные участки в составе рекреационных зон населенных пунктов являются участками общего пользования и предназначены для отдыха и туризма неопределенного круга лиц. Для указанных земель устанавливается особый правовой режим. Заявителями указаны различные виды использования земельных участков, которые могут находиться в трех разных категориях, порядок предоставления и правовой режим использования которых существенным образом изменяется в зависимости от категории земли на которой располагается земельный участок. На всех запрашиваемых земля при выборе определенного вида использования предполагается осуществление строительства. Для целей отдыха заявители в соответствии со ст. 1 ФЗ №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединениях граждан» могут использовать земельные участки под садоводство или дачное хозяйство.
Выслушав мнения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, дав юридическую оценку собранным по делу доказательствам, суд находит требования заявителей не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов по дела заявители ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 обратились в Администрацию Истринского муниципального района (Дата обезличена) с заявлениями о предоставлении им в аренду на 49 лет земельных участков:
площадью 4850 кв.м., расположенного вблизи (адрес) для ФИО4,
площадью 4500 кв.м., расположенного вблизи дер. Чесноково, с/пос Обушкинское в литерах «А-Б-В-Г-А» кадастровый квартал 50:08:050407 планшет ВИСХАГИ №2933 для ФИО3
площадью 5000 кв.м., расположенного вблизи (адрес) (№) для ФИО5,
площадью 4950 кв.м., расположенного вблизи (адрес) для ФИО2 и ФИО1
Указанные земли испрашивались заявителями для целей развития территорий и не связанных со строительством: для рекреационных целей, организации отдыха и реабилитации, благоустройства.
Обращения заявителей были рассмотрены на заседании Комиссии при Администрации Истринского муниципального района по координации земельных отношений на территории района, где согласно выпискам из протокола от (Дата обезличена) (№) по пунктам №(№), заявителям отказано в предоставлении в аренду указанных земельных участков. Данные решения утверждены Администрацией Истринского муниципального района, о чем заявителям сообщено в письме от (Дата обезличена) (№).
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Положением ст. 255 ГПК РФ установлено, что к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного суда от 10.02.2009г. №2 28, исходя из положений ст. 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В ходе рассмотрения дела оснований для удовлетворения заявления не установлено. Заявителями не предоставлено доказательств того, что оспариваемым решением нарушены права и свободы заявителей, а представителем Администрации Истринского района представлены доказательства того, что оспариваемое решение соответствует закону, иному нормативному правовому акту.
В силу статей 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду…
Согласно п. 4 указанной статьи не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Положениями статьи 34 ЗК РФ установлено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что Администрацией Истринского муниципального района утверждены решения комиссии по координации земельных отношений района об отказе заявителям в предоставлении земельных участков на том основании, что согласно ст. 85 Земельного кодекса РФ использование гражданином земельного участка под заявленные цели не предусмотрено.
Рекреационные цели - это цели, связанные с проведением отдыха, восстановлением сил и здоровья людей.
В соответствии со ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам. При этом, земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
Согласно п.2 ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся в том числе земли рекреационного назначения.
Положениями ст. 98 ЗК РФ определено, что к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. При этом, в состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Таким образом, предоставление гражданам земельных участков из земель населенных пунктов под рекреационные цели для организации личного отдыха - законом не предусмотрено.
Из материалов дела, Актов проверки соблюдения земельного законодательства и обзорных планов запрашиваемых заявителями участков следует, что все земельные участки входят в границы населенных пунктов (адрес) и предоставление их под цели, не связанные со строительством не соответствует целям использования земельных участков, так как они находится на землях населенного пункта и могут быть использованы исключительно под застройку и развитие населенного пункта. Кроме того, земельные участки площадью 4850 кв.м. и 4500 кв.м., расположенные вблизи (адрес) расположены вблизи водных объектов.
Согласно статье 83 Земельного Кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ) землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности регламентирован статьей 30 Земельного Кодекса РФ, в силу которой предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
При этом органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах. (п. 1.2 введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ)
В силу п. 4. предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка:
выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
(в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)
определение разрешенного использования земельного участка;
определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение);
(в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ)
принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
2) утратил силу. - Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ;
3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Согласно п. 11 предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства. (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ).
Таким образом, испрашиваемые заявителями земельные участки находятся в пределах населенных пунктов, относятся к землям населенных пунктов и в соответствии со ст. 83 ч. 1 ЗК РФ могут быть предоставлены только по правилам ст. 30 Земельного Кодекса РФ, а не статьи 34 Земельного Кодекса, на которую заявители ссылаются.
На основании изложенного, исследовав материалы по делу, изучив мнения лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу, что со стороны Администрации Истринского Муниципального района не было совершено действий, нарушающих права и свободы заявителя, не было создано препятствий осуществлению их прав и свобод. Принятое Администрацией Истринского муниципального района и обжалуемое заявителями решение основано на законе и соответствует требованиям Земельного Кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении заявления ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 о признании незаконными действий Администрации Истринского муниципального района Московской области в части утверждения решений по пунктам №(№) протокола (№) от (Дата обезличена) заседания комиссии при администрации Истринского муниципального района по координации земельных отношений на территории района; обязании отменить утверждения решений по указанным пунктам; обязании в месячный срок со дня вступления решения в силу обеспечить новое рассмотрение заявлений заявителей от (Дата обезличена) на комиссии по координации земельных отношений на территории района - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Московский областной суд через Истринский городской суд.
Председательствующий Л.А. Глумова
Мотивированный текст Решения изготовлен (Дата обезличена).