об обязании передать жилые помещения на баланс муниципального образования



                                                      Дело № 2-3075/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(Дата обезличена)       г. Истра, МО

Истринский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Захаровой Е.А.,

при секретаре Коруновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Истцов к Администрации муниципального образования городское поселение г. Истра, ФГУП «Всероссийский электротехнический институт имени В.И. Ленина», Территориальному управлению Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в г. Москве, Администрации Истринского муниципального района, Администрации г/пос. Истра о признании незаконным Постановления от 25.03.2002 г. №605/3, акта межведомственной комиссии от 22.03.2002 г., обязании балансодержателя передать жилые помещения на баланс и в собственность муниципального образования городского поселения Истра Московской области, обязании муниципального образования г. Истры принять жилые помещения и заключить договора социального найма с гражданами,

у с т а н о в и л:

Истцы обратились в суд с иском к ответчикам о признании незаконным Постановления от 25.03.2002 г. №605/3, акта межведомственной комиссии от 22.03.2002 г., обязании балансодержателя передать жилые помещения на баланс и в собственность муниципального образования городского поселения Истра Московской области, обязании муниципального образования г. Истры принять жилые помещения и заключить договоры социального найма с гражданами.

В обоснование заявленных требований истцы указали, что они зарегистрированы и постоянно проживают в жилых помещениях, квартирах, расположенных по адресу: (адрес). Спорные жилые помещения были предоставлены истцам Государственным предприятием ФГУП ВЭИ им. Ленина в связи с трудовыми отношениями на основании ордеров без ограничения сроков проживания. За время проживания в квартирах многие истцы утратили трудовые отношения с предприятием, обзавелись семьями. На протяжении всего периода проживания истцы производят оплату жилищно-коммунальных услуг, являются добросовестными нанимателями. Спорный дом был построен как общежитие и принадлежит на праве хозяйственного ведения ФГУП ВЭИ им. Ленина. В данное время в данном доме не проживают специалисты от предприятия.

27.06.2000 г. Главой Истринского муниципального района было издано Постановление № 1001/6 о переводе жилых помещений общежития в жилищный фонд квартирного типа для дальнейшего использования как коммунальные квартиры. Истцы за счет своих личных денежных средств установили отдельные счетчики, произвели перепланировку квартир в 1, 2-х, 3-х комнатные квартиры, в квартирах произвели ремонт, установили новые плиты, сантехнику, в каждой квартире отдельный санузел, душ, из каждой квартиры обособленный выход в коридор. Дом был принят по акту комиссии о приемке законченного реконструкцией общежития ВНИЦ ВЭИ в жилой дом коммунального типа от 07 февраля 2001 г. Директор ВНИЦ ВЭИ им. Ленина обратился к Главе Истринского муниципального района с просьбой о принятии (адрес) на баланс муниципального образования. Однако дом до настоящего времени на баланс муниципального образования не принят, что нарушает права истцов на приватизацию занимаемых ими жилых помещений.

Постановлением Главы Администрации Истринского муниципального района от 25.03.2002 г. № 605/3 отменено Постановление от 27.06.2000 г. № 1001/6.

Просят суд признать незаконными Постановление от 25.03.2002 г. № 605/3, акт межведомственной комиссии от 22.03.2002 г.

Обязать ФГУП ВЭИ им. Ленина передать жилые помещения на баланс и в собственность Администрации г/пос. Истра.

Обязать Администрацию г/пос. Истра принять жилые помещения на баланс и заключить договора социального найма с гражданами, проживающими в жилых помещениях.

В судебном заседании истцы, их представитель по доверенности Андрейчева Л.М. поддержали заявленные требования в полном объеме, и просили суд их удовлетворить.

Представитель ответчика ФГУП ВЭИ им. Ленина по доверенности Поляков А.А. возражал против удовлетворения исковых требований, т.к. удовлетворение исковых требований влечет за собой вмешательство в хозяйственную деятельность предприятия. Кроме того сообщил, что в настоящее время готовятся все необходимые документы для передачи жилого дома на баланс Администрации муниципального образования г/пос. Истра. Согласие балансодержателя на передачу дома в муниципальную собственность имеется.

Представитель ответчика Администрации г/пос.Истра по доверенности Мортяков А.В. не возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что муниципальное образование - г/п Истра согласно на принятие спорного дома в муниципальную собственность.

Представитель ответчика Администрации Истринского муниципального района в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебных заседаниях не возражал против удовлетворения требований истцов в части передачи дома в муниципальную собственность, против удовлетворения требований о признании незаконными Постановления Главы Администрации и Акта межведомственной комиссии возражал, ссылаясь на пропуск срока исковой давности и отсутствием доказательств, что оспариваемые акты вынесены с нарушением закона.

Представитель ответчика ТУ ФАУГИ по г. Москве в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, дав юридическую оценку собранным по делу доказательствам, приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям и в следующем объеме.

В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 Объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.

До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

Объекты, переданные в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах), могут быть по решению их Верховных Советов, Советов народных депутатов переданы в муниципальную собственность административно-территориальных образований, входящих в их состав.

В соответствии с Приложением 3 к вышеуказанному Постановлению, к объектам муниципальной собственности относятся:

жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения;

жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты, перечисленные в данном приложении;

объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;

другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации).

В соответствии со ст. 154 п.11 ФЗ № 122 от 22.08.2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных Законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

Установить, что в федеральной собственности может находиться:

имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;

имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации;

имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.

Установить, что передача имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации осуществляется в следующем порядке.

Положения абзацев шестого и седьмого части 11 статьи 154, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагают - в системе действующего правового регулирования - необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий (Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 N 828-О-П).

Находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:

если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.06.2006 N 8-П положения абзацев девятого, десятого и одиннадцатого части 11 статьи 154 в части, устанавливающей порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, признаны не противоречащими Конституции РФ, поскольку данные законоположения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают необходимость волеизъявления субъекта Российской Федерации на такую передачу.

Находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в федеральной собственности или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или муниципальную собственность в случае:

если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, федеральными государственными и муниципальными унитарными предприятиями, федеральными государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Положения части 11 статьи 154, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации имущества, находящегося в муниципальной собственности, предполагают необходимость волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие исполнительному органу государственной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, осуществляющему полномочия собственника имущества, принимать решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в собственность Российской Федерации в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления на такую передачу (Определение Конституционного Суда РФ от 07.12.2006 N 542-О).

Предложения о передаче имущества направляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления:

федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность;

уполномоченным исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации.

Передача в федеральную собственность из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности и в собственность субъекта Российской Федерации из муниципальной собственности имущества, не включенного в указанные предложения, не допускается.

Предложения о передаче имущества рассматриваются органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в течение 90 дней со дня поступления указанных предложений.

(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

Положения абзаца девятнадцатого части 11 статьи 154, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагают - в системе действующего правового регулирования - необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий (Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 N 828-О-П).

Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

Решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Указанными в настоящей части решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иного имущества.

Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений как юридических лиц, а также регистрация права государственной или муниципальной собственности на их имущественные комплексы как объекты недвижимости при передаче имущества не требуется.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности.

Права на находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности объекты недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании указанных в настоящей части решений, подписанных передаточных актов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Передача имущества, закрепленного за государственными или муниципальными учреждениями или предприятиями, может быть осуществлена исключительно с согласия указанных учреждений или предприятий. В этом случае от передающей стороны передаточный акт подписывается уполномоченным лицом предприятия или визируется уполномоченным лицом учреждения.

Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями.

Установить, что к правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с настоящей частью, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в том числе определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи.

Судом установлено, что истцы зарегистрированы и постоянно проживают в жилых помещениях, квартирах, расположенных по адресу: (адрес), что подтверждается выписками из домовой книги (л.д. 79-105) и лицевыми счетами (л.д. 106 - 132). Спорные жилые помещения предоставлены истцам ФГУП ВЭИ им. Ленина в связи с трудовыми отношениями на основании ордеров без ограничения сроков проживания.

27.06.2000 г. Главой Истринского района Московской области Щербой А.Н. было вынесено Постановление № 1006/6 «О переводе жилых помещений общежития (адрес) жилищный фонд квартирного типа» (л.д. 133). Переустроенный и реконструированный спорный дом был принят по Акту комиссии о приемке законченного реконструкцией общежития ВНИЦ ВЭИ в жилой дом коммунального типа (л.д. 139). 09.07.2001 г. зам. директора ВНИЦ ВЭИ им. Ленина Секлетов С.В. обратился с письмом к Главе Истринского муниципального района Щербе А.Н. о принятии спорного дома на баланс Истринского муниципального района (л.д. 140). Однако, 25.03.2002 г. Главой Истринского муниципального района Щербой А.Н. было вынесено Постановление № 605/3 «Об утверждении акта межведомственной комиссии от 22 марта 2002 г. и отмене Постановления Главы Истринского района № 1001/6 от 27.06.2000 г. (л.д. 142-143).

18.03.2011 г. Глава городского поселения Истра Савельев Ю.В. обратился с письмом к жителям (адрес), в котором сообщил, что муниципальное образование г/(адрес) готово принять в муниципальную собственность здание-общежитие по (адрес) (л.д. 184). В свою очередь, генеральный директор ФГУ ВЭИ им. Ленина Коваленко Ю.А. обратился к Главе городского поселения Истра Савельеву Ю.В., с письмом от 06.12.2011 г. № 01/618 «о передаче в муниципальную собственность объектов недвижимости», в котором выразил готовность передать общежитие по (адрес) муниципальную собственность (л.д. 250).

ТУ ФАУГИ по (адрес), неоднократно уведомлялся о проведении судебных заседаний по вопросу передачи спорного жилого дома в муниципальную собственность, однако судебные заседания игнорировали, возражения на иск в суд не представили, в связи с чем, суд приходит к выводу, что ТУ ФАУГИ по (адрес) не имеет возражений к передаче (адрес) в (адрес) в муниципальную собственность.

И, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от (Дата обезличена) (№), который устанавливает правила и порядок передачи имущества в муниципальную собственность, а также учитывая согласие муниципального образования на принятие, а балансодержателя на передачу спорного дома в муниципальную собственность г/п Истра, суд считает, что требования истцов о передаче в муниципальную собственность (адрес), подлежат удовлетворению.

Вместе с тем заключение межведомственной комиссии не является нормативным актом органа местного самоуправления, соответственно оно не может быть оспорено на основании Главы 24 ГПК РФ, в связи с чем в удовлетворении требований в данной части суд отказывает.

Также не подлежит удовлетворению требование истцов о признании незаконным Постановление Главы Истринского муниципального района № 605/3 от 25 марта 2002 г., поскольку оно вынесено в пределах полномочий главы муниципального образования, в соответствии с действующим законодательством, кроме того, ответчиками сделано заявление о применении в отношении данного требования срока исковой давности.

Обжалуемое Постановление принято 25 марта 2002 года, срок исковой давности истек 25 марта 2005 года, тогда как истцы с данным требованием обратились в суд 02 сентября 2011 года, т.е. за пределами срока исковой давности, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

Также не подлежит удовлетворению требование истцов об обязании Администрацию г/п Истра заключить с ними договоры социального найма, т.к. в настоящее время процедура передачи спорного дома в муниципальную собственность не завершена, в связи с чем данное требование заявлено преждевременно.

        На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

             Исковые требования Истцов о признании незаконным Постановления от 25.03.2002 г. №605/3, акта межведомственной комиссии от 22.03.2002 г., обязании балансодержателя передать жилые помещения на баланс и в собственность муниципального образования городского поселения Истра Московской области, обязании муниципального образования г. Истры принять жилые помещения и заключить договора социального найма с гражданами - удовлетворить частично.

Обязать ФГУП «Всероссийский электротехнический институт имени В.И. Ленина» передать здание общежития, находящегося по адресу: (адрес) в муниципальную собственность городского поселения Истра Московской области.

Обязать Администрацию городского поселения Истра принять в муниципальную собственность здание общежития, находящегося по адресу: (адрес).

В удовлетворении требований о признании незаконным Постановление от 25.03.2002 г. №605/3, акт межведомственной комиссии от 22.03.2002 г., обязании заключить договоры социального найма - отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Истринский городской суд в течение десяти дней.

         

Председательствующий: