Дело (№) РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Г.Истра (Дата обезличена) Истринский городской суд Московской области в составе Председательствующего судьи Жуковой О.В. При секретаре Колесниковой Е.А., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Истринского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Истринский муниципальный район», Совету депутатов Истринского муниципального района о признании Положения о порядке представления земельных участков гражданам и юридическим лицам для целей, не связанных с строительством, от (Дата обезличена). недействительным, об обязанности разработать проект нормативно правового акта, устанавливающего процедуру и критерии предоставления земельных участков для садоводства, огородничества и дачного строительства и порядка рассмотрения заявок и принятия решений, об обязании вести регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных и дачных земельных участков, обязании вести списки граждан, подавших заявления о предоставлении земельных участков, утверждении списков и доведения до сведения заинтересованных лиц, УСТАНОВИЛ: Истринский городской прокурор, уточняя в порядке ст. 39 ГПК РФ, исковые требования, обратился в суд с иском к Администрации Истринского муниципального района о признании Положения о порядке предоставления земельный участков гражданам и юридическим лицам для целей, не связанных со строительством на территории Истринского муниципального района, утвержденного решением Совета депутатов Истринского муниципального района от (Дата обезличена). №11/7, недействительным и не подлежащим применению, об обязанности муниципального образования «Истринский муниципальный район» в лице Администрации Истринского муниципального района и Совета депутатов Истринского муниципального района разработать проект нормативного правового акта, устанавливающего процедуру и критерии предоставления земельных участков для садоводства, огородничества и дачного строительства на территории Истринского муниципального района, а также порядок рассмотрения заявок и принятия решений, соответствующих требованиям ст.34 ЗК РФ и Федерального закона от (Дата обезличена). №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», внести на рассмотрение Совета депутатов Истринского муниципального района и принять его, обязать муниципальное образование «Истринский муниципальный район» в лице Администрации Истринского муниципального района вести регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных и дачных земельных участков, обязанности муниципального образования «Истринский муниципальный район» в лица Администрации Истринского муниципального района вести списки граждан, подавших заявления о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, включать в отдельные списки граждан, имеющих в соответствии с законодательством РФ или законодательством субъектов РФ преимущественное право на получение садовых, огородных и дачных земельных участков, утверждать указанные списки и на систематизированной основе доводить их до сведения заинтересованных лиц. В обосновании истец указал, что Истринской городской прокуратурой по поручению прокуратуры Московской области проведена антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы предоставления земельных участков для садоводства, огородничества и дачного строительства. В ходе проверки выявлено отсутствие системного подхода к регулированию вопроса предоставления земельных участков для садоводства, огородничества и дачного строительства на территории Истринского муниципального района Московской области. Так, Решением Совета депутатов Истринского муниципального района от (Дата обезличена). №11/7 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам для целей, не связанных со строительством на территории Истринского муниципального района. Пунктом 2.3 Положения предусмотрено предоставление земельного участка с учетом очередности поступления заявлений о предоставлении одного и того же участка. Порядок предоставления земельных участков на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении земельного участка для садоводства, огородничества и дачного строительства, с учетом потребностей в таких земельных участках указанным Положением не регламентирован. Более того, нет ссылок на то, что обеспечение земельными участками должно осуществляться в порядке очередности, в связи с чем действующий нормативный правовой акт вступает в противоречие с нормами Земельного кодекса РФ и Федерального законом от (Дата обезличена). №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», согласно которым обеспечение граждан земельным участками осуществляется в соответствии с очередностью. В соответствии с п.2 ст.81 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается ЗК РФ, федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Федеральным законом регламентирован порядок предоставления указанных участков. Так, согласно ст.13 Закона обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органом местного самоуправления по месту жительства гражданин. Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении указанных участков, ведется органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Граждане, имеющие в соответствии с законодательством РФ или законодательством субъектов РФ преимущественное право на получение земельных участков, включаются в отдельный Список. Списки граждан, подавших заявления о предоставлении земельного участка и изменения в него утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных лиц. Орган местного самоуправления на основании утвержденного Списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного и дачного земельного участка, определяет потребность в указанных участках. Расчет производится исходя из норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования. По мнению истца, в нарушение вышеприведенных норм закона нормативно-правовыми актами органа местного самоуправления, в том числе Положением о порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам для целей, не связанных со строительством на территории Истринского муниципального района, регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных и дачных земельных участков, не предусмотрены. Кроме того, порядок и форма доведения до сведения заинтересованных лиц списка граждан, подавших заявление о предоставлении земельного участка, и изменений в указанных Списках нормативно-правовым актом органа местного самоуправления не определен. Списки льготных категорий граждан, состоящих на учете на получение садовых, огородных и дачных земельных участков и участков для ведения ЛПХ, опубликованы в газете «Истринские вести» (Дата обезличена)., однако, на систематической основе данные списки до сведения заинтересованных лиц не доводятся. Очередь граждан, нуждающихся в получении земельных участков для огородничества, отсутствует. Также не определен порядок утверждения списков граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках. Не установлено, каким лицом и в какой срок принимается решение об утверждении Списков и изменений в них. Указанные обстоятельства, по мнению истца, не позволяет производить расчет потребности в садовых, огородных или дачных участках. Учитывая ограниченность земли как природного ресурса, федеральным законом установлен особый порядок наделения граждан земельными участками для садоводства, огородничества и дачного строительства, одним из принципов которого является учет нуждающихся в предоставлении участков для указанных целей и обеспечение именно нуждающихся граждан земельными участками в порядке очередности. Одними из основных требований при предоставлении земельных участков являются разработка и принятие органами государственной власти или местного самоуправления специальных актов, устанавливающих процедуры и критерии предоставления таких земельных участков. Данные акты должны соответствовать тем общим к ним требованиям, которые определены статьей 34 Земельного кодекса РФ, а также не должны противоречить иным нормам Земельного кодекса РФ, прежде всего направленным на урегулирование отношений по возникновению прав на земельные участки. Таким образом, Администрацией Истринского муниципального района не обеспечено правовое регулирование управления и распоряжения находящимися в ее ведении земельными участками на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, не организован учет нуждающихся в обеспечении земельными участками и определение реальной потребности населения в земельных участках, а также информирование широкого круга граждан о возможности предоставления им земельных участков, чем нарушены права граждан - жителей района, на обеспечение садовыми, дачными и огородными земельными участками. Кроме того, имеет место отсутствие правового регулирования некоторых вопросов - правовые пробелы, являющиеся признаком коррупциогенности, а также и отсутствие системного подхода к регулированию вопроса предоставления земельных участков для садоводства, огородничества и дачного строительства на территории Истринского муниципального района. Одним из основных условий законности предоставления земельных участков является обеспечение равных возможностей гражданам при приобретении участков, а так же условие предоставления достаточно полной и достоверной информации. В соответствии с ч. 4 ст. 2 Земельного кодекса РФ, ч. 5 ст. 1 Закона Московской области от (Дата обезличена) N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области" органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты по земельным вопросам, решение которых находится в сфере их полномочий, а также по земельным вопросам, непосредственно отнесенным федеральным законодательством к сфере регулирования органов местного самоуправления. Статья 34 Земельного кодекса РФ обязывает органы местного самоуправления обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. По мнению истца, Администрацией Истринского муниципального района не урегулированы вопросы предоставления земельных участков. Отсутствие системногоподхода к регулированию вопроса предоставления земельных участков для садоводства, огородничества и дачного строительства на территории Истринского муниципального района создает причины и условия для коррупционных проявлений. (Дата обезличена) прокуратурой внесено представление Главе Истринского щипального района с требованием принять все необходимые меры по устранению допущенных нарушений закона и недопущению их впредь. В соответствии с ответом Администрации Истринского муниципального района от(Дата обезличена) (№) Администрация Истринского муниципального считает, что в связи с увеличившейся с изданием Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от (Дата обезличена) кадастровой стоимостью садовых, огородных и дачных земельных участков «ведение очереди на получение земельных участков нецелесообразно». По мнению прокуратуры, нельзя согласиться с данным утверждением Администрации Истринского муниципального района, поскольку оно прямо противоречит действующему законодательству, регламентирующему порядок предоставления земельных участков под рассматриваемые цели. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 13 ФЗ от (Дата обезличена) № 66-ФЗ: «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» закреплена обязанность органов местного самоуправления вести регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных и дачных земельных участков. При этом очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Следовательно, именно с самим фактом нахождения на очереди и подхода такового законодатель связывает возможность предоставленияземельных участков подрассматриваемые цели. Более того, данное утверждение Администрации Истринского муниципального района является надуманным и не отражает действительного положения вещей, поскольку согласно ответу Администрации Истринского муниципального района на запрос прокуратуры (исх. (№) от (Дата обезличена)) обращения граждан, заинтересованных в предоставлении садовых, огородных и дачных земельных участков, несмотря на увеличение кадастровой стоимости, в Администрацию Истринского муниципального в (Дата обезличена) поступают. В соответствии с ч. 1 ст. 28 ФЗ от (Дата обезличена) № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно. Таким образом, законодатель отказался от конкурсных процедур предоставления земельных участков под испрашиваемые цели в пользу предоставления земельных участков, исходя из очередности поступления заявлений заинтересованных лиц. Лишь предоставление земельных участков в соответствии с очередностью может обеспечить соблюдение положений ч. 1 ст. 34 ЗК РФ, согласно которой орган местного самоуправления обязан обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Предоставление садовых, огородных и дачных земельных участков предполагает использование их именно для этих целей, при этом законодателем предусмотрено право, а не обязанность возведения на садовом и дачном участке жилого строения. В связи с этим само по себе предоставление земельных участков с рассматриваемыми видами разрешенного использования предполагает их использование под цели, не связанные со строительством, а связанные с ведением садоводства, огородничества, дачного хозяйства. Следовательно, одним из видов предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, являетсяпредоставление земельных участков для садоводства, огородничества, подсобного хозяйства. В соответствии с ч. 2 ст. 81 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан. Нормой ЗК РФ, определяющей основные положения порядка предоставления органом местного самоуправления земельных участков под испрашиваемые цели, является ст.34 ЗК РФ, поскольку именно данной статьей регламентирован порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Согласно положениям данной нормы для обеспечения управления и распоряжения земельными участками, находящимися в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, органы местного самоуправления обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. В настоящее время в Истринском муниципальном районе акта, отвечающего требованиям действующего земельного законодательства и устанавливающего процедуры и критерии предоставления земельных участков для садоводства, городничества, дачного хозяйства, порядок рассмотрения заявок и принятия решений нет, что противоречит ст. 34 ЗК РФ. Более того, в Истринском муниципальном районе внастоящее действует утвержденное решением Совета депутатов Истринского муниципального района от (Дата обезличена) (№) Положение о порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам для целей, не связанных со строительством на территории Истринского муниципального района. Данное Положение, исходя из ст. 34 ЗК РФ и п. 1.2. Положения регламентирует в т.ч. порядок предоставления земельных участков для садоводства, огородничества и дачного хозяйства. При этом согласно п. 2.3. положения очередность подачи заявления учитывается только в случае подачи двух и более заявлений о предоставлении одного итого же земельного участка. Действующим жезаконодательством предусмотрена обязанность предоставлять земельные участки под садоводство, огородничество, дачное хозяйство, исходя из очередности не только при подаче двух и более заявлений о предоставлении одного и того же земельного участка, но и во всех иных случаях. Следовательно, исходя из системного подхода к оценке нормативных актов во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами, действующими в Истринском муниципальном районе, Положением не предусмотрено предоставление земельных участков, исходя из очередности подачи заинтересованными лицами соответствующих заявлений, а установлена иная, противоречащая земельному законодательству процедура. В соответствии с ст.ст. 12, 13 ГК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам, может быть признан судом недействительным и не подлежащим исполнению. Кроме того, в настоящее время необходимо принять акт, ответствующий действующему земельному законодательству и устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, а также порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Поскольку, по мнению прокуратуры, нормы п.2.3 Положения противоречат нормам Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», то следует признать указанное Положение в целом недействительным, и возложить на органы местного самоуправления обязанность принять нормативный акт соответствующий закону. Также истец полагает, что в соответствии с нормами оспариваемого Положения, Администрация Истринского муниципального района не ведет очередь граждан нуждающихся в получении земельных участков для садоводства, огородничество, дачное строительство, не доводит утвержденные списки граждан до сведения заинтересованных лиц, что прямо противоречит нормам вышеуказанного закона. Помощник прокурора Сорокина А.В. поддержала заявленные исковые требования. Представитель Администрации Истринского муниципального района по доверенности Крук Е.А. возражал против удовлетворения иска. Суд, выслушав пояснения истца, возражения ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему. Истринским городским прокурором заявлены в порядке искового производства требования как о признании Решения совета депутатов от (Дата обезличена) (№) недействительным и обязании принять определенной нормативный правовой акт, так и требования о признания бездействия Администрации Истринского муниципального района незаконным: об обязании вести регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных и дачных земельных участков, вести списки граждан, подавших заявления о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, включении в отдельный список граждан, имеющих преимущественное право на получение указанных земельных участков, утверждении списков и доведении их на систематической основе до сведения заинтересованных лиц. Согласно ст. 245 ГПК РФ Суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов; по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда. Согласно ст.251 ГПК РФ В соответствии с ст.253 ГПК РФ 1. Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. 2. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Согласно ст. 254 ГПК РФ 1. Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Согласно ст. 255 ГПК РФ К решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно ст. 258 ГПК РФ В исполнении ст. 34 ЗК РФ и в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом Истринского муниципального района Решением Совета депутатов Истринского муниципального района от (Дата обезличена) (№) утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам для целей не связанных со строительством на территории Истринского муниципального района. Указанное решение было опубликовано в газете «Истринские вести» (Дата обезличена) Из текста указанного нормативного правового акта усматривается, что оно регулирует правоотношения, возникающие при предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам для целей, не связанных со строительством на территории Итринского муниципального района (п.1.1). В порядке определенным настоящим положением, могут быть предоставлены земельные участки для следующих целей: - огородничества, - личного подсобного хозяйства (полевой земельный участок), - для благоустройства территории, установку объектов временного использования (киоски, палатки и пр. без устройства заглубленных фундаментов), - использование территории для ведения хозяйственной деятельности (организации спортивных площадок, мест складирования и иного функционального использования), - иных не связанных с строительством целей (п.1.2). Земельные участки, для целей не связанных со строительством, предоставляются гражданам или юридическим лицам в собственность или в аренду (п.1.3). Юридическим лицам в порядке, предусмотренным настоящим Положением не могут быть предоставлены земельные участки для ведения огородничества и личного подсобного хозяйства (п.1.4). Положение предусмотрен следующий порядок предоставления земельных участков: Юридические лица и граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков для вышеуказанных целей, обращаются с заявлением к Главе Администрации Истринского муниципального района. В заявлении указывают наименование заявителя, адрес, вид испрашиваемого земельного участка и цель его использования, местоположение земельного участка, площадь земельного участка. Кадастровый номер, категория и вид разрешенного использования указывается при их наличии (п.2.1). Заявление рассматривается на Комиссии при Администрации Истринского муниципального района по координации земельных отношений на территории района. В случае принятия Комиссией решения о возможности дальнейшего рассмотрения заявления, в целях соблюдения принципов публичности, открытости и прозрачности предоставления земельных участков, информация о предоставлении земельного участка заявителю публикуется органом местного самоуправления в официальном печатном средстве массовой информации газете «Истринские вести». В случае принятия решения Комиссией об отказе в дальнейшем рассмотрении заявления, заявителю Администрацией Истринского муниципального района направляется мотивированный отказ в месячный срок с момента поступления заявления в Администрацию. Как указано выше, Положение было принято в соответствии ст.34 ЗК РФ, Федеральным законом от (Дата обезличена) №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно ст. 34 ЗК РФ 1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. 2. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. 3. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. 4. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". 5. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. 6. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения. Указанные нормы права определяют общий порядок предоставления земельных участков, находящихся, в частности, в ведении органа местного самоуправления, для целей не связанными со строительством. Указанная статья была принята в развитии ст.28 ЗК РФ. В соответствии с ст.28 ЗК РФ 1. Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. 2. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Проанализировав вышеуказанные положения нормативных актом, суд приходит к выводу, что они ни только не противоречат друг другу, а напротив, нормы Положения дополняет нормы федерального закона, как того и требует ст. 34 ЗК РФ. И с указанным обстоятельством представитель истца в ходе судебного разбирательства согласился. Спор между Прокуратурой и Администрацией возник главным образом из-за норм п.2.3 Положения: истец полагает, что имеют место противоречия между указанной нормой и нормами Федерального закона 2 Федеральный закон от (Дата обезличена) N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Однако, с указанным доводом суд согласиться не может. Согласно п.2.3 Положения в случае подачи а Администрацию Истринского муниципального района более одного заявления о предоставлении одного и того же земельного участка, рассмотрение осуществляется с учетом очередности поступления заявлений. Статьей 13 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» определен порядок предоставления земельных участков для организации некоммерческих объединений: 1. Обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. 2. Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан. 3. Гражданин вправе в судебном порядке обжаловать решение об отказе в предоставлении земельного участка. 4. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования. Сопоставив норму п.2.3 Положения и нормы ст. 13 Федерального закона, суд приходит к выводу, что и в одном и в другом нормативном акте освещен порядок предоставления земельных участков для огородничества. Существенным отличаем актов в том, что в одном случае разрешается вопрос о предоставлении конкретного земельного участка (и под такое правовое регулирование, в частности, попадают землепользователи, в течение длительного времени разрабатывавшие определенный земельный участок), в другом случае гражданин претендует на земельный участок для ведения огородничества на территории Истринского муниципального района и является нуждающимся в его получении. Указанное обстоятельство, по мнению суда, и определяется различие в правовом регулировании порядка предоставления. Следует отметить, что согласно ст. 2 Федеральный закон от (Дата обезличена) N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" 1. Настоящий Федеральный закон использует нормы других отраслей права, комплексно регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов. Земельные отношения, возникающие в связи с созданием садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а также в связи с деятельностью таких объединений, настоящий Федеральный закон регулирует в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации. 2. Настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, создаваемым на территории Российской Федерации, а также по отношению к ранее созданным садоводческим, огородническим и дачным товариществам и садоводческим, огородническим и дачным кооперативам. Статьей 13 указанного Закона установлен порядок определения потребности в земельных участках для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Таким образом, в развитии ст.28 и ст. 81 ЗК РФ для определения порядка предоставления земельных участкам юридическим лицам - садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, принят Федеральный закон от (Дата обезличена) N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Следовательно, довод истца о том, что нормативный правовой акт должен соответствовать одновременно и ст.34 ЗК РФ и нормам Федерального закона от (Дата обезличена) N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", несостоятелен. При анализе норм Решения Совета депутатов Истринского муниципального района от (Дата обезличена) (№) следует исходить из норм Земельного кодекса РФ. Главами 14-18 Земельного кодекса РФ определены категории земель и виды разрешенного использования земельных участков одной категории, а также определены правовые акты, в соответствии с которыми участки предоставляются. Так, в соответствии с ст.81 ЗК РФ (глава 14 ЗК РФ) 3. Гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о личном подсобном хозяйстве. Согласно ст. 85 ЗК РФ (глава 15 ЗК РФ) 1. В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам. 11. Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки. Нормами указанных специальных глав Земельного кодекса РФ не предусмотрен порядок предоставления земельных участков для определенных целей: содержится отсылочная норма к ст. 28 ЗК РФ и иным федеральным законам. Статьей 28 ЗК РФ какой- либо порядок предоставления земельных участков не установлен. Следовательно, говорить о том, что п.2.3 Положение противоречит требованиям Земельного кодекса РФ, не представляется возможным. Разделом 2 оспариваемого Положения определен порядок предоставления земельных участков. Указанный Порядок в полной мере соответствует нормам ст. 34 ЗК РФ, а также согласуется с нормами Закона Московской области от (Дата обезличена) (№)-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области». Однако, заслуживает внимания довод истца о том, что информация о предоставлении земельных участков в нарушении норм обжалуемого Положения, а также ст. 13 Федерального закона от (Дата обезличена) N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" не доводится до сведения заинтересованных лиц, а регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, а также формирование и утверждение списков граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, списка граждан, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, как того требует ст. 13 Федерального закона от (Дата обезличена) N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", не производится. Из ответа на представление Истринского городской прокуратуры от (Дата обезличена) (л.д.15-16) следует, что Администрацией Истринского муниципального района ведется список граждан, имеющих преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков. Указанный список был опубликован в газете «Истринские вести» (Дата обезличена) В ответе от (Дата обезличена) на обращение Истринской городской прокуратуры Глава Истринского муниципального района указывает на то, что за истекший период (Дата обезличена) года в Администрацию поступило 3 заявления о постановке на очередь на получение земельного участка для ведения дачного строительства, 25 заявлений о предоставлении земельного участка для ведения огородничества (л.д.18). Также в ответе имеется ссылка на список граждан, состоящих в очереди на получение земельных участков для дачного строительства. В материалы дела представлен список граждан, желающих получить земельные участки для дачного строительства, и имеющих преимущественное право на их получение (л.д.31-36). Список граждан, желающих получить земельный участок, в общем порядке (а такие выписки из протоколов заседаний комиссии представлены) в соответствии с ст. 13 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», суду не представлен. В отзыве на исковые заявление представитель Администрации указал, что очередь на получение земельных участков под дачное строительство в Истринском районе ведется, и на сегодняшний день в ней состоят 68 человек. Постановка в очередь осуществляется на основании решения земельной комиссии. Списки были доведены до сведения граждан через опубликование в газете «Истринские вести». Очередь на предоставление земельных участков для ведения садоводства в настоящее время не формируется в связи с Решением Объединенной коллегии органов управления Москвы и Московской области от (Дата обезличена) (№). Заявлений от граждан, желающих вести огородничество на землях сельскохозяйственного назначения в Администрацию не поступает (л.д.29-30). Действительно, Решением Объединенной коллегии органов управления Москвы и Московской области от (Дата обезличена) (№) «Об основных направлениях градостроительного развития территории районов центрального части Московской области и г.Москвы» п.1.5 запрещено выделение новых земельных участков под коллективное садоводство. Однако, нормы указанного решения не отменяют нормы федерального законодательства, и а именно, ЗК РФ и Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Более того, решение Объединенной коллегии носит временный характер: Главархитектуре Московской области и Москомархитектуре предписано разработать Территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий районов центрального части Московской области, включающие градостроительные регламенты по использованию территорий, конкретизации режимов хозяйственной и градостроительной деятельности. Срок 2000-2002гг. (л.д.104-105). Также в материалах дела представлены Постановления Главы Администрации Истринского муниципального района о предоставлении гражданам - членам ОНП "Наименование" в собственность за плату земельного участка площадью 10160 кв.м в районе (адрес) для огородничества, в категории земель- земли населенных пунктов (л.д.149-161), а также в аренду сроком на 5 лет земельного участка площадью 11500 кв.м для ведения огородничества на землях населенных пунктов (л.д.162-167). Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона доказывает те обстоятельства, на которые ссылается. Проанализировав представленные документы, суд приходит к выводу, что в соответствии с нормами Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» граждане обращаются в Администрацию Истринского муниципального района с заявлениями о предоставлении земельных участков для ведения дачного строительства, огородничества, однако, в нарушении норм ст. 13 Закона регистрация и учет указанных заявлений не ведется, списки не формируются и не утверждаются. Представленный список граждан, желающий приобрести земельные участки для дачного строительства, представленный на л.д. 31-36, не может быть признанным соответствующим нормам вышеуказанного закона, поскольку никем не утвержден, и из него не ясно, по состоянию на какое число он составлен. При сопоставлении указанного списка с выписками из протоколов заседаний комиссии при Администрации Истринского муниципального района усматриваются разночтения в номерах очереди, и следовательно, по состоянию на иную дату имелись иные Списки. Кроме того, в материалы дела стороной ответчика не представлено доказательств доведения Списка граждан до сведения заинтересованных лиц, что нарушает как порядок, предусмотренный ст. 13 Федерального закона «О садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан», так и нормы п.2.2 Положения «О порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам для целей, не связанных со строительством на территории Истринского муниципального района». На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования удовлетворить частично. Обязать Муниципальному образованию «Истринский муниципальный район» в соответствии с Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» вести регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, а также формировать и утверждать список граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, список граждан, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, доводить списки до сведения заинтересованных граждан. В удовлетворении исковых требований в части признания Положения о порядке представления земельных участков гражданам и юридическим лицам для целей, не связанных с строительством, от (Дата обезличена) недействительным, об обязанности разработать проект нормативно правового акта, устанавливающего процедуру и критерии предоставления земельных участков для садоводства, огородничества и дачного строительства и порядка рассмотрения заявок и принятия решений- отказать. Решение может быть обжалован в Московский областной суд через Истринский городской суд в течение 10 дней. Судья Истринского городского суда: О.В. Жукова