Решение о восстановлении на работе



Дело Номер обезличен

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Быстрый Исток 26 марта 2010 года

Быстроистоксий районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Илларионова С.А.

при секретаре Матыцыной Е.Л.,

с участием заместителя прокурора Быстроистокского района Чешель В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску П Алтайского края в интересах В о восстановлении на работе, взыскании денежных средств за вынужденный прогул и компенсации морального вреда

У С Т А Н О В И Л :

П Алтайского края в интересах В обратился в суд с иском к Б Алтайского края о восстановлении на работе, взыскании денежных средств за вынужденный прогул и компенсации морального вреда.

В обоснование исковых требований П указал, что в ходе проверки соблюдения трудового законодательства в муниципальных образованиях, в том числе Б установлено, что В с 13.09.2006 года занимала в Б высшую муниципальную должность и являлась упр. 08.02.2010 года В была уволена в связи с сокращением штата работников по п. 2 ст. 81 ТК РФ.

Согласно решению Быстроистокского районного собрания депутатов Номер обезличен от Дата обезличена года, утвердившим структуру администрации района, одним из органов администрации района являлось управление делами, где В занимала должность упр

30.10.2009 года решением районного собрания депутатов Номер обезличен структура администрации района изменена - управление делами из структуры администрации исключено. Во вновь образованной структуре администрации района вместо управления делами образовано организационно-хозяйственный отдел.

Распоряжением главы администрации района Номер обезличенл от Дата обезличена года сокращена с 01.02.2010 года должность управляющей делами администрации района (в связи с нахождением В в очередном отпуске она была уволена Дата обезличена согласно распоряжению Номер обезличенл).

Названное сокращение вызвано введением новых единиц в штатное расписание администрации района (распоряжение Номер обезличенл от Дата обезличена года главы администрации района).

В соответствии с ч. 2 ст. 3 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

На основании ч. 3 ст. 81, ч. 1 ст. 180 ТК РФ всем муниципальным служащим, за исключением упр В были предложены имеющиеся вакансии, соответствующие их квалификации. Согласно уведомления о сокращении штата В была предложена должность Б администрации Б Алтайского края.

В соответствии с распоряжением главы администрации района Номер обезличенл и Номер обезличенл управление делами администрации района, преобразовано в организационно-хозяйственный отдел, однако В должность заведующей названным отделом, соответствующая ее квалификации и являющаяся вакантной не предложена.

На основании ст. 180 ТК РФ при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 81 ТК РФ увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Таким образом, глава Б Алтайского края уволил В с нарушением порядка увольнения (расторжение трудового договора по инициативе работодателя) в связи с сокращением штата работников администрации района.

Кроме того, в нарушение требований ст. 11 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» муниципальная служащая В, должность которой сокращается и которой была предложена вновь введенная в штатное расписание должность Б, не ознакомлена с должностной инструкцией по предлагаемой ей муниципальной должности.

В соответствии со ст. 13 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» к основным правам муниципального служащего относится ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы.

Поскольку В не работала в период с Дата обезличена года по Дата обезличена года, то с Б подлежит взысканию 25000 руб. в качестве денежной компенсации за вынужденный прогул.

Кроме того, В претерпела нравственные страдания, поскольку ее письменное обращение к главе администрации о необходимости ее ознакомления с должностными инструкциями по вновь предложенной должности Б, осталось. Также, В страдала от того, что ей не предложили должность заведующего организационно-хозяйственным отделом, которая соответствовала уровню ее знаний и квалификации. В качестве компенсации морального вреда просила взыскать 50000 руб.

В судебном заседании истица и процессуальный истец, исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, уточнив, что взыскание за период вынужденного прогула необходимо произвести с ответчика за период с 09.02.2010 года по день вынесения решения суда.

Представитель ответчика Б Алтайского края С, действующая на основании доверенности, исковые требования В полагала необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Суду пояснила, что все муниципальные служащие Б должности которых были сокращены, были предупреждены о предстоящем сокращении за 2 месяца, как того требует действующее трудовое законодательства РФ.

Муниципальному служащему В занимавшей до сокращения должности упр Быстроистокского района Алтайского края, была предложена имеющаяся вакантная должность – Б. Однако В занимать предложенную ей вакантную должность отказалась, в связи с чем, Дата обезличена года с ней был прекращен трудовой договор по основанию, предусмотренному п. 2 ст. 81 ТК РФ.

В возражениях на исковое заявление и пояснениях, данных в судебном заседании, ответчик указал, что вновь созданный организационно-хозяйственный отдел, не является правопреемником управления делами администрации района. Исполнение обязанностей начальника организационно-технического отдела предполагает наличие у лица, занимающего данную должность технического либо экономического образования, в то время как В педагог по образованию.

Аналогичные возражения высказаны главой района М и представителем ответчика по доверенности ЛП

Изучив материалы гражданского дела, заслушав пояснения истицы, заключение прокурора, представителей ответчика, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1, ч.3 ст.392 Трудового Кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

В силу ст. 391 Трудового Кодекса РФ непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы.

Основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя предусмотрены ст. 81 Трудового Кодекса РФ.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового Кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

В судебном заседании из пояснений сторон, материалов дела установлены следующие фактические обстоятельства дела.

Стороны состояли в трудовых отношениях с 13.09.2006 года. Указанное обстоятельство подтверждается трудовой книжкой истицы, а также распоряжением главы Б Алтайского края СИ Номер обезличенЛ от Дата обезличена года о приеме на работу В в должности упр на высшую муниципальную должность муниципальной службы л.д. 8, 50)

Распоряжением Номер обезличенл от Дата обезличена года истица уволена с работы с Дата обезличена года на основании п. 2 ст. 81 ТК РФ по сокращению штата работников организации. Указанное обстоятельство подтверждается распоряжением главы Б М Номер обезличенл от Дата обезличена года, копией трудовой книжки истицы л.д. 10).

В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ на ответчике, как работодателе, лежит обязанность доказать наличие законного основания увольнения истицы и соблюдение установленного порядка увольнения работника – В

Расторжение трудового договора с работником по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ - сокращение численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, является правомерным при наличии следующих условий:

- если сокращение численности работников или штата действительно (реально) имело место;

- работник не имеет преимущественного права на оставление на работе;

- работник заранее, не менее чем за 2 месяца до увольнения, предупрежден персонально и под роспись о предстоящем увольнении по сокращению численности или штата;

- при рассмотрении вопроса об увольнении работника участвовал выборный орган первичной профсоюзной организации;

- невозможно перевести работника с его согласия на другую работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу).

При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (часть 3 ст. 81 ТК РФ). Также, необходимо иметь в виду, что расторжение трудового договора с работником по п. 2 ч. 1 ст. 81 Кодекса возможно при условии, что он не имел преимущественного права на оставление на работе (статья 179 ТК РФ) и был предупрежден персонально и под расписку не менее чем за два месяца о предстоящем увольнении (часть вторая статьи 180 ТК РФ).

Положения вышеприведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации предусматривают обязанность работодателя при увольнении работника в связи с сокращением численности или штата работников организации предлагать ему другую имеющуюся у работодателя в данной местности работу (вакантную должность) в той же организации, соответствующую квалификации работника, а при отсутствии такой работы - иную имеющуюся в организации вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его образования, квалификации, опыта работы и состояния здоровья.

Как установлено в судебном заседании из пояснений сторон, материалов дела, решением Быстроистокского районного собрания депутатов Номер обезличен от Дата обезличена года утверждена структура Б Алтайского края.

Согласно решению районного Собраниям Депутатов от Дата обезличена года Номер обезличен о структуре Б подписанного главой района Дата обезличена года, одним из органов администрации района (п. 6 раздела III) являлось Управление делами. Указанный орган возглавляла В, занимавшая должность упр

Дата обезличена года решением районного собрания депутатов Номер обезличен структура администрации района изменена - управление делами из структуры администрации исключено. Во вновь образованной структуре администрации района образован Организационно-хозяйственный отдел (п. 6 изложен в следующей редакции «Организационно-хозяйственный отдел»).

Распоряжением главы Б Номер обезличенл от Дата обезличена года произведено сокращение штатных единиц штатного расписания администрации района. С 01.02.2010 года, в том числе сокращена и должность управляющей делами администрации района.

На основании решения районного Собрания депутатов Быстроистокского района Алтайского края от Дата обезличена года Номер обезличен «О внесении изменений в решение районного Собрания депутатов от Дата обезличена года Номер обезличен «О структуре администрации Быстроистокского района», главой администрации района Дата обезличена года издано распоряжение Номер обезличен л «О введении новых единиц в штатное расписание администрации района», в том числе и о создании Организационно-хозяйственного отдела (п. 1.3. Распоряжения) л.д. 18).

Таким образом, в судебном заседании нашло свое подтверждение, что в период времени с октября 2009 года по февраль 2010 года в Б произошло изменение структуры администрации и сокращение штата работников. Указанное обстоятельство подтверждается и штатным расписанием Б по состоянию на Дата обезличена года.

С учетом вышеизложенного суд, не принимает во внимание доводы В и процессуального истца о том, что вновь образованный в структуре Б организационно-хозяйственный отдел является фактическим правопреемником упраздненного Управления делами администрации.

Из имеющихся материалов дела усматривается, что В в установленном законом порядке Дата обезличена года была предупреждена персонально и под роспись не менее чем за два месяца о предстоящем увольнении, которое последовало Дата обезличена года.

Работодателем в лице Б были выполнены требования ч. 3 ст. 81 ТК РФ, а именно, В была предложена вакансия Б, относящаяся к старшей группе должностей муниципальной службы, от которой она отказалась в связи с тем, что ее не ознакомили с должностной инструкцией л.д. 9).

В судебном заседании установлено, и подтверждено ответчиком, что Б не имела возможность реального трудоустройства истицы на другие должности. Как следует из штатного расписания администрации Б Быстроистокского района Алтайского края от Дата обезличена года, списка вакантных должностей и работ в администрации района на Дата обезличена года, на момент увольнения В имелось 4 вакантные должности в структуре администрации района с учетом предложенной истице л.д. 34).

Законодательством не предусмотрены конкретные сроки (периоды) в которые работодатель должен предлагать работникам вакантные должности. Поэтому, в соответствии со ст.180 ч. 2 ТК РФ работникам могут быть предложены вакантные должности с момента предупреждения о предстоящем увольнении по сокращению штата и до их увольнения, то есть в течение 2 месяцев.

Согласно представленному ответу на запрос суда в Б в период с Дата обезличена года по Дата обезличена года имелось так же только 4 вакантные должности, как и на момент увольнения. Вакантных нижеоплачиваемых работ (технический и обслуживающий персонал) в администрации района в указанный период времени так же не было л.д. 84).

Исходя из положений ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 25-ФЗ от 02.03.2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации» для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы (ч. 2 ст. 9 данного Федерального закона).

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона Алтайского края № 143-СЗ от 07.12.2007 года «О муниципальной службе в Алтайском крае» типовыми квалификационными требованиями к уровню профессионального образования и стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности для замещения должностей муниципальной службы являются:

для главных должностей муниципальной службы - высшее профессиональное образование и стаж муниципальной службы на должностях не ниже ведущей группы либо государственной службы на должностях не ниже старшей группы не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее четырех лет;

для старших и младших должностей муниципальной службы - образование не ниже среднего профессионального без предъявления требований к стажу работы по специальности.

Из представленных ответчиком должностных инструкций по имевшимся в Б вакантным должностям с момента предупреждения об увольнении и на день увольнения В усматривается, что для занятия вакантной должности начальника организационно-хозяйственного отдела (главная муниципальная должность) необходимо наличие экономического либо технического образования. Для занятия старшей должности муниципальной службы: ведущего специалиста отдела по экономическому развитию, программному и документационному обеспечению, наличие образования не ниже среднего профессионального по специальностям, связанным с информационными технологиями и вычислительной техникой, без предъявления требований к стажу работы; для занятия должности главного специалиста организационно-хозяйственного отдела администрации района, наличие образования не ниже среднего профессионального по специальностям, связанным с государственным или муниципальным управлением, политологией, либо наличие педагогического образования, без предъявления требований к стажу работы по специальности; для занятия должности ведущего специалиста – ответственного секретаря административной комиссии администрации района, наличие образования не ниже среднего профессионального по специальности «юриспруденция», без предъявления требований к стажу работы по специальности л.д. 56, 60, 62, 65).

Как усматривается из материалов дела В имеет высшее педагогическое образование (учитель русского языка и литературы), а также стаж работы, необходимый для замещения должности муниципальной службы от высшей, до младшей. При этом суд принимает во внимание, что в период с Дата обезличена года по Дата обезличена года В прошла краткосрочное обучение в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Сибирская академия государственной службы» по программе «Организационно-правовые аспекты деятельности органов местного самоуправления и муниципальной службы» в объеме 78 часов.

Таким образом, работодатель в лице Б предложил В при проведении процедуры сокращения численности штата работников, все имеющиеся у него должности, соответствующие квалификации (квалификационным требованиям) истицы. Факт предложения истице должности главного специалиста организационно-хозяйственного отдела администрации района, отвечающей ее квалификационным требованиям, не оспаривался В и подтверждается наличием уведомления о сокрушения штата работников.

Между тем, истица В суду пояснила, что работодатель с учетом ее квалификации и ранее занимаемой должности управляющей делами администрации, должен был предложить ей должность начальника организационно-хозяйственного отдела, а не главного специалиста.

Судом в судебном заседании так же установлено, что В не была членом профсоюзной организации, в связи с чем, у нее не имелось правовых оснований для выполнения положений ч. 2 ст. 82 ТК РФ и ст. 373 ТК РФ. Не имелось у В и преимущественного права на оставлении на работе при сокращении численности штата работников, предусмотренного ст. 179 ТК РФ.

Таким образом, в судебном заседании не нашел свое подтверждение факт нарушения работодателем установленного порядка увольнения истицы, поскольку В была уволена с занимаемой должности в соответствии с требованиями закона, порядок увольнения истицы ответчиком не нарушен, о предстоящем увольнении она была предупреждена за два месяца, преимущественного права на оставление на работе не имела, вакантных должностей в Б (с учетом отказа от предложенной должности главного специалиста организационно-хозяйственного отдела), соответствующих ее квалификации, не имелось.

Не могут быть приняты во внимание доводы истицы и процессуального истца о том, что причиной отказа от предложенной должности главного специалиста организационно-хозяйственного отдела явилось не предоставление работодателем должностной инструкции по предложенной должности, поскольку обязанностью работодателя в силу положений ч. 3 ст. 81 ТК РФ является лишь предложение конкретной вакансии. Иных обязанностей на работодателя действующее трудовое законодательство в указанной части не возлагает. При этом мотивы отказа работника от предлагаемой вакантной должности (за исключением состояния здоровья) значения не имеют.

Кроме того, в силу п. 1 ч. 1 ст. 11 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей и условиями продвижения по службе.

Указание процессуального истца на отсутствие в период увольнения В утвержденного муниципального правового акта на уровне Быстроистокского района, которым определяются квалификационный требования для замещения должностей муниципальной службы, не влияет на трудовые права истицы, в связи с чем данное обстоятельство, не может быть основанием для восстановления последней в ранее занимаемой должности.

Поскольку увольнение В с работы проведено без нарушения трудового законодательства, в порядке, предусмотренном для сокращения штата работников, то исковые требования удовлетворению не подлежат.

Если при разрешении спора о восстановлении на работе суд признает, что работодатель имел основание для расторжения трудового договора, но в приказе указал неправильную либо не соответствующую закону формулировку основания и (или) причины увольнения, суд в силу ч. 5 ст. 394 ТК РФ обязан изменить ее указать в решении причину и основание увольнения в точном соответствии с формулировкой Кодекса или иного федерального закона, исходя из фактических обстоятельств, послужившим основанием для увольнения.

Так, в распоряжении от Дата обезличена года Номер обезличен л о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) и записью в трудовой книжке В от Дата обезличена года указано, что В уволена по сокращению штата работников организации, пункт 2 статьи 81 Трудового Кодекса Российской Федерации, в то время, как указанное основание для увольнения предусмотрено в пункте 2 части 1 статьи 81 Трудового Кодекса РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, районный суд

Р Е Ш И Л:

В иске П Алтайского края в интересах В о восстановлении на работе, взыскании денежных средств за вынужденный прогул и компенсации морального вреда, отказать.

Уточнить формулировку основания увольнения В по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового Кодекса Российской Федерации, сокращение штата работников организации.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней, через Быстроистокский районный суд.

Судья С.А. Илларионов