Решение о возложении обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии



Дело Номер обезличен

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

04 мая 2010 года Быстроистокский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Илларионова С.А.,

при секретаре Матыцыной Е.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МН к ГУ Алтайского края о признании недействительным решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, возложении обязанности включить в льготный стаж, дающий право на досрочную пенсию, периодов работы, возложении обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л :

МН обратилась в суд с иском к ГУ Алтайского края с иском о признании недействительным решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, возложении обязанности включить в льготный стаж, дающий право на досрочную пенсию, периодов работы, возложении обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии.

В обосновании заявленного требования указала, что 10 февраля 2010 года, она обратилась в ГУ с заявлением о назначении досрочной пен­сии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установ­ленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Вместе с заявлением ей в ГУ были представле­ны следующие документы: трудовая книжка, справка, выданная Быстроистокской средней школой, в которой уточняется особый характер или условие труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии и подтверждающая постоянную занятость на льготной работе.

На основании представленных документов, со ссылкой на Постановление Правительст­ва РФ от 29.10.2002 года № 781 и Постановление № 79 от 01.02.2001 года, ответчиком было принято решение, что ее стаж в связи с осуществлением педагогической деятельности составил 15 лет 2 месяца 16 дней, что подтверждается решением об отказе в установлении пенсии от 03.03.2010 г. № 25.

При этом, согласно указанному решению ответчика, в специальный стаж не засчи­тан период работы с 01.01.2001 г. по 10.02.2010 г. в должности Д, а период работы в должности Х с 15.08.1986 года по 01.09.1988 г. ответчик даже не рассматривал.

Полагает, что указанные периоды работы с 01.01.2001 г. по 10.02.2010 г. в должности Д и ПД, а также в должности Х в ... с 15.08.1986 г. по 13.10.1988 г. долж­ны быть включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

В предварительном судебном заседании МН уточнила исковые требования, указав, что в период с 01.01.2001 года по 10.02.2010 года она работала педагогом дополнительного образования. Также указала, что в период работы в должности Х, согласно записям № 7 и 8 в трудовой книжке подлежит включению промежуток время с 15.08.1986 года по 01.09.1988 года.

Представитель ответчика МО в судебном заседании против удовлетворения требований истицы возражала, ссылаясь на то, что период работы истицы в должности Х не может быть зачтен в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии. Указанным Списком должность Х не предусмотрена. До принятия ФЗ от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей определялось с учетом соответствующего Списка профессий и должностей работников народного образования, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, а также Списка должностей, работа в которых засчитывалась в выслугу, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. №1067 (в редакции постановления от 01.02.2001г. № 79). Данными Списками должность Х также не предусмотрена. В связи с тем, что должность Х не предусмотрена Списками профессий и должностей ни до 01 января 2002 г. ни после, по мнению ответчика, правовых оснований для включения периода работы в данной должности в специальный стаж работы истицы не имеется.

Аналогичные пояснения в предварительном судебном заседании даны представителем ответчика по доверенности ТЛ

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, свидетелей МЛ, СЛ, К, суд пришел к следующему.

Из трудовой книжки истицы следует, что МН работала в должности Х с 15.08.1986 года по 01.09.1988 года в ....

10.02.2010 года истица обратилась в ГУ Алтайского края с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность не менее 25 лет.

Решением ГУ № 25 от 03.03.2010 года истице было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия выработанного стажа педагогической деятельности 25 лет.

Доводы истицы о том, что у нее имеется право на назначение досрочной трудовой пенсии, в связи с педагогической деятельностью суд находит обоснованными.

Согласно ст.66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Аналогичная позиция содержится и в Положении о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, в Постановлении СМ СССР от 24.08.1990 года. № 848 «О порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий», в Положении о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР (утв. приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 года № 190), в Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 года № 555). Только при отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи, либо не содержатся записи об отдельных периодах работы в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и другие документы, содержащие сведения о периодах работы.

Таким образом, суд принимает во внимание содержащиеся в трудовой книжке истицы записи о ее работе в должности Х за период с 15.08.1986 года по 01.09.1988 года в ....

Так же судом учитывается и то обстоятельство, что согласно справке уточняющей особый характер работы или условия труда, выданной истице М МН с 15.08.1986 года была назначена Быстроистокским районным отделом народного образования Х с полным рабочим днем на полную ставку. Из сведений, содержащейся в информации, уточняющей содержание работы МН в должности Х в период с 15.08.1986 года так же усматривается, что она осуществляла работу в соответствии с нормативными документами по деятельности школы по нескольким направлениям: нравственное воспитание, военно-патриотическое воспитание, трудовое воспитание, эстетическое и физическое воспитание.

Свидетели СЛ, МЛи К также подтвердили что в указанный период времени МН занималась воспитательной работой в должности старшей пионервожатой с учащимися 1-7 классов, работала на полную ставку, осуществляя педагогическую деятельность с детьми и классными руководителями.

Судом принимается во внимание и то обстоятельство, что согласно справке уточняющего особый характер работы или условий труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии, с 07.06.1987 года по 13.10.1988 года МН находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет. Указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях). Следовательно, он (период) подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Федеральным законом № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определены основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закреплено достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет, одновременно предусмотрено право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии.

В соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 27 названного Федерального закона Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста

Таким образом, действующим пенсионным законодательством в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста определено осуществление педагогической деятельности 25 лет и более в учреждениях для детей.

В настоящее время для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.

Указанным Списком (раздел «Наименование должностей») должность пионервожатой не предусмотрена. Также не предусматривалась данная должность и нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Законом Российской Федерации от 20.11.1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшими до 01 января 2002 года.

В то же время согласно п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности. Согласно п. 4 Положения период работы в должности «пионервожатая» засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Указанное Положение отменено постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 года с 01.10.1993 года оно не применяется.

Таким образом, истица работала в должности Х (15.08.1986 года по 01.09.1988 года) в период действия Положения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.

С учетом положений ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст.18,19 и ч.1 ст.55 Конституции Российской Федерации, суд пришел к выводу, что указанный период работы истицы подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии, а позиция ответчика является следствием неправильного толкования норм права.

Данный вывод суда основан на том, что изменение пенсионного законодательства не должно ставить истицу в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше. Судом принята к вниманию правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 29.01.2004г. №2-П, согласно которой в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового пенсионного регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, за указанной категорией лиц сохраняются. Положения ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст.18,19 и ч.1 ст.55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Согласно постановлению Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 01.11.1999г. засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 года № 463.

В соответствии с п.3 Постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

Таким образом, истица имеет право на включение в ее специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, периода работы старшей пионервожатой. Иное поставило бы ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции и вышедшими на пенсию до изменения пенсионного законодательства и повлекло бы нарушение ее конституционного права на социальное обеспечение.

При указанных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу, что педагогический стаж МН за период с 25.08.1980 года по 31.12.2000 года с учетом стажа в должности Х и зачтенного ответчиком педагогического стажа в размере 15 лет 2 месяцев 16 дней составляет в совокупности 17 лет 3 месяца 1 день (15 лет 2 месяцев 16 дней + 2 года 16 дней).

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность …, утвержденных Постановлением Правительства РФ 29.10.2002 года № 781 периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

Как усматривается из материалов дела, истица в период с 01.01.2001 года и по день обращения с заявлением к ответчику (10.02.2010 года) работала в должности педагога М ... Алтайского края.

Факт выполнения МН нормы рабочего времени (педагогической, учебной) нагрузки, установленной за ставку заработной платы подтверждается представленной М в ... справкой об особом характере работы истицы для досрочного назначения трудовой пенсии за период с 01.01.2001 года по 10.02.2010 года.

Выполняемая МН работа в вышеуказанном учреждении в период с 01.01.2001 года по 10.02.2010 года входит в перечень должностей Списка (пункт 2), утвержденного вышеуказанным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В силу требований п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность …, утвержденных Постановлением Правительства РФ 29.10.2002 года № 781 работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

Совокупность указанных условий нашла свое подтверждение в судебном заседании, так как стаж работы в должностях в учреждении указанном в Списке у МН на 01.01.2001 года составляет 17 лет 3 месяца 1 день и она выполняла работу в должности педагога дополнительного образования в период с 01.11.1999 года по 31.12.2000 года.

С учетом вышеизложенного, у ответчика не имелось правовых оснований для отказа во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» периода работы МНв должности ПД за период с 01.01.2001 года по 10.02.2010 года, что составляет 9 лет 2 месяца и 10 дней.

Таким образом, трудовой стаж МН, дающий право на досрочное назначение пенсии, с учетом включения периода работы с 15.08.1986 года по 01.09.1988 года в должности Х, и с 01.01.2001 года по 10.02.2010 года в должности ПД, а так же признанного ответчиком педагогического стажа истицы на 01.01.2001 года в размере 15 лет 2 месяцев 16 дней, составляет более 25 лет, что является основанием для назначения ей досрочной пенсии по старости, а отказ ГУ Алтайского края в назначении МН досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью является незаконным.

В следствие изложенного, суд полагает, что требования истицы подлежат удовлетворению.

В силу положений ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истицы подлежит взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования МН к ГУ Алтайского края о признании незаконным решения от 03 марта 2010 года об отказе в установлении пенсии удовлетворить.

Возложить на ГУ Алтайского края обязанность засчитать в стаж МН, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы в должности Х с 15 августа 1986 года по 01 сентября 1988 года, а также в должности педагога дополнительного образования с 01 января 2001 года по 10 февраля 2010 года.

Возложить на ГУ Алтайского края обязанность назначить МН досрочную трудовую пенсию с 10 февраля 2010 года.

Взыскать с ГУ Алтайского края в пользу МН государственную пошлину в возврат в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Быстроистокский районный суд в течение 10 дней с момента вынесения решения суда.

Судья: С.А. Илларионов