Решение по иску прокурора об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства



Дело № 2-36(2011 г.)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Быстрый Исток 07 февраля 2011 года

Быстроистокский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Шапорева А.В.,

при секретаре Медведевой Н.И.,

с участием помощника прокурора Быстроистокского района Рогожина А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Быстроистокского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новопокровского сельсовета Быстроистокского района Алтайского края об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Быстроистокского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Новопокровского сельсовета Быстроистокского района Алтайского края о признании незаконным бездействия вышеуказанной администрации по ненадлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов в с. Новопокровское, обязании администрации Новопокровского сельсовета: организовать сбор и вывоз бытовых отходов в с. Новопокровское в срок до 01.04.2011 г.; назначить должностное лицо, ответственное за осуществление сбора и вывоза мусора в муниципальном образовании в срок до 01.03.2011 г.; организовать в муниципальном образовании Новопокровкий сельсовет - место для вывоза бытовых отходов, отвечающее требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до 01.07.2011 г.

В обоснование заявленных требований прокурор указывает, что прокуратурой Быстроистокского района проведена проверка соблюдения администрацией Новопокровского сельсовета требований законодательства об отходах производства и потребления (экологического и санитарного законодательства) и установлено.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Кроме того, в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения также относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Так, статьей 8 от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.

Согласно статье 3 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к одному из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами относится охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия.

Статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся размещение отходов производства и потребления.

В статье 8 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Требования к содержанию территорий населенных мест изложены в Санитарных правилах и нормах СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 г. №4690-88.

В соответствии с п. 1.2. указанных Правил, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта.

Вывоз твердых и жидких бытовых отходов непосредственно на поля и огороды запрещается (п. 1.13. вышеуказанных Правил).

В соответствии с п. 3.3. вышеуказанных Правил, на земельные участки, отведенные для организации полигонов твердых бытовых отходов (усовершенствованные свалки), должно быть согласование местных учреждений санитарно-эпидемиологической службы.

Согласно статье 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Статей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В ходе проведенной проверки деятельности администрации Новопокровского сельсовета установлено что, никак не организован сбор и вывоз бытовых отходов – не определено конкретное должностное лицо ответственное за осуществление данной деятельности, не принято мер по установке на улицах в с.Новопокровское контейнеров для сбора мусора, не осуществляется сбор и вывоз бытовых отходов каким-либо транспортом.

Перечисленные нарушения затрагивают интересы муниципального образования в области охраны окружающей среды, а также ущемляют права неопределенного круга лиц, постоянно либо временно проживающих в муниципальном образовании Новопокровский сельсовет, на благоприятную окружающую среду, а также на охрану здоровья.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме, уточнив в части требований срока устранения: организовать сбор и вывоз бытовых отходов в с.Новопокровское в срок до 01 июля 2011 года; назначить должностное лицо, ответственное за осуществление сбора и вывоза мусора в муниципальном образовании в срок до 15 апреля 2011 года.

Ответчик администрация Новопокровского сельсовета Быстроистокского района Алтайского края в лице и.о.главы поселения Данилевской Л.А. исковые требования признает, указывая, что нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, указанные в иске, имеют место быть, что связано с отсутствием финансирования на указанные цели, а также просит требование по пункту 1 предоставить срок по 01 июля 2011 года и по 2 пункту до 15 апреля 2011 года, в связи с выборами главы поселения 13 марта 2011 года.

Исследовав письменные материалы дела, выслушав процессуального истца, ответчика, заключение прокурора полагавшего возможным удовлетворить требования в полном объеме, суд приходит к следующим выводам.

Прокурор Быстроистокского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Новопокровского сельсовета Быстроистокского района Алтайского края о признании незаконным бездействия вышеуказанной администрации по ненадлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов в с.Новопокровка, обязании администрации Новопокровского сельсовета: организовать сбор и вывоз бытовых отходов в с.Новопокровка в срок до 01 июля 2011 г. (с учетом уточненного иска в суде); назначить должностное лицо, ответственное за осуществление сбора и вывоза мусора в муниципальном образовании в срок до 15 апреля 2011 г. (с учетом уточненного иска); организовать в муниципальном образовании Новопокровский сельсовет - место для вывоза бытовых отходов, отвечающее требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до 01 июля 2011 г.

Как установлено материалами дела, прокуратурой Быстроистокского района проведена проверка соблюдения администрацией Новопокровского сельсовета требований законодательства об отходах производства и потребления (экологического и санитарного законодательства) и установлено.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Кроме того, в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения также относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Так, статьей 8 от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.

Согласно статье 3 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к одному из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами относится охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия.

Статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся размещение отходов производства и потребления.

В статье 8 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Требования к содержанию территорий населенных мест изложены в Санитарных правилах и нормах СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 г. №4690-88.

В соответствии с п. 1.2. указанных Правил, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта.

Вывоз твердых и жидких бытовых отходов непосредственно на поля и огороды запрещается (п. 1.13. вышеуказанных Правил).

В соответствии с п. 3.3. вышеуказанных Правил, на земельные участки, отведенные для организации полигонов твердых бытовых отходов (усовершенствованные свалки), должно быть согласование местных учреждений санитарно-эпидемиологической службы.

Согласно статье 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Статей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В ходе проведенной проверки деятельности администрации Новопокровского сельсовета установлено что, никак не организован сбор и вывоз бытовых отходов - не определено конкретное должностное лицо ответственное за осуществление данной деятельности, не принято мер по установке на улицах в с.Новопокровка контейнеров для сбора мусора, не осуществляется сбор и вывоз бытовых отходов каким-либо транспортом.

Перечисленные нарушения затрагивают интересы муниципального образования в области охраны окружающей среды, а также ущемляют права неопределенного круга лиц, постоянно либо временно проживающих в муниципальном образовании Новопокровский сельсовет, на благоприятную окружающую среду, а также на охрану здоровья.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что исковые требования прокурора законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.

Суд считает возможным освободить ответчика от взыскания расходов по оплате государственной пошлины в доход местного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Быстроистокского района Алтайского края удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным бездействие администрации Новопокровского сельсовета Быстроистокского района Алтайского края по ненадлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов в с.Новопокровка Быстроистокского района Алтайского края.

Обязать администрацию Новопокровского сельсовета Быстроистокского района Алтайского края:

организовать сбор и вывоз бытовых отходов в с.Новопокровка в срок до 01 июля 2011 года;

назначить должностное лицо, ответственное за осуществление сбора и вывоза мусора в муниципальном образовании в срок до 15 апреля 2011 года;

организовать в муниципальном образовании Новопокровский сельсовет - место для вывоза бытовых отходов, отвечающее требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до 01 июля 2011 года.

На решение может быть подана кассационная жалоба или кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Быстроистокский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий А.В. Шапорев