Решение о признании права на внеочередное получение жилья



Дело № 2-115(2011г.)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Быстрый Исток 11 мая 2011 года

Быстроистокский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Шапорева А.В.,

при секретаре Медведевой Н.И.,

с участием помощника прокурора Быстроистокского района Рогожина А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Быстроистокского района Алтайского края в интересах З. к отделу опеки и попечительства Быстроистокского района Алтайского края, Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи о признании права на внеочередное получение жилья,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Быстроистокского района в интересах З. обратился в суд с иском к отделу опеки и попечительства Быстроистокского района Алтайского края, Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи о признании права на внеочередное получение жилья, а именно: признать за З., оставшегося без попечения родителей, право на внеочередное получения жилья; признать за З. право на включение в банк данных о лицах, не достигших 23-летнего возраста, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья на праве собственности или по договору жилищного найма, на приобретение жилья.

В обосновании иска прокурор указывает, что прокуратурой Быстроистокского района в ходе проведения проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что постановлением администрации Локтевского района Алтайского края № от 10.06.1996 года в Горняцкий детский дом был помещен несовершеннолетний З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родители которого лишены родительских прав (решением Локтевского районного суда ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ)

27.08.1996 года Администрацией города Горняка Локтевского района Алтайского края издано распоряжение № о сохранении жилого помещения по <адрес> течение всего времени пребывания ребенка в детском доме.

Постановлением № 315 Администрации Локтевского района Алтайского края от 04.09.1996 года за несовершеннолетним З. закреплена жилплощадь по адресу: г. ФИО6, <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ за № Администрация Сычевского детского дома, куда ДД.ММ.ГГГГ был помещен несовершеннолетний З., направила запрос о состоянии жилплощади по адресу: г. ФИО6, <адрес> главе администрации <адрес>, на что был дан ответ за подписью зам. главы администрации г. ФИО6 Журбы о тру что жилье не отвечает техническому и санитарному состоянию и физический износ строения превышает 65%.

Постановлением администрации г. ФИО6 <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ З. поставлен на регистрационный учет для обеспечения жилой площадью за №.

Согласно решения Локтевского районного суда от 07.04.2008 года пользование жилым помещением по адресу: Алтайский край, Локтевский район, г. Горняк, <адрес>, Ю., ДД.ММ.ГГГГг.р. и З. признано прекращенным.

В силу ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Федеральным законом № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. внесены изменения в ст. 5 указанного закона, касающегося финансового обеспечения дополнительных гарантий по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств бюджетов субъектов РФ.

В соответствии п. 4.3, 4.4. ч. 4 Постановление Администрации Алтайского края от 15.01.2008 N 8 "Об утверждении Положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края" структурное подразделение или комиссия органа местного самоуправле­ния, отвечающие за учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при участии специалиста по охране детства органов, осуществляющих управление в сфере образования, рассматривают заявление, изучают докумен­ты, подтверждающие, что лицо имеет статус сироты или лица, оставшегося без попечения родителей, отсутствие жилья, регистрацию (прописку) по месту подачи заявления, факт постановки в органах местного самоуправления на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и выносят заключение о возможности или невозможности предоставления субсидии.

Формирование сводного списка граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, а также подготовка проекта правового акта Администрации края о распределении безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья для граждан из указанной категории между муниципальными образованиями осуществляется управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи.

Заявка органа местного самоуправления на предоставление субсидии, заключение, анкета лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направляются в управление Алтайского края по образованию и делам молодежи для создания банка данных о лицах, не достигших 23-летнего возраста, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья на праве собственности или по договору жилищного найма.

Субсидии направляются управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи в бюджеты муниципальных образований, которые затем перечисляют их продавцу жилья на основании предварительного договора купли-продажи жилья или застройщику жилья на основании договора.

Согласно выписки из протокола № от 23.04.2010г. заседания обществен­ной жилищной комиссии при администрации района З. признан нуждающимся в жилом помещении и постановки его на учет.

В связи с тем, что в учетном деле З. имеется постановление администрации Локтевского района о закреплении за ним жилья, расположен­ного по адресу: Алтайский край, Локтевский район, г. ФИО6, <адрес>, которое вышло из права пользования З. по решению Локтевского районного суда от 07.04.2008 года, комитет по образованию и делам молодежи Алтайского края ему было отказано о включении в банк данных о лицах, не достигших 23-летнего возраста, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья на праве собственности или по договору жилищного найма.

Таким образом, З. не имеющий закрепленного за ним жилья, должен быть признан нуждающимся в жилом помещении и имеющим право на получение субсидии на приобретения жилья.

В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования по тем же основаниям.

Материальный истец З. исковые требования прокурора поддержал по тем же основаниям. Так же дополнил, что по настоящее время он ни в собственности ни по договору социального найма жилого помещения не имеет, в приватизации жилья не участвовал.

Ответчик орган опеки и попечительства администрации Быстроистокского района в лице Гостевой Е.А. в суде исковые требования признает в полном объеме.

Ответчик Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав письменные доказательства по делу, выслушав процессуального истца и его заключение об удовлетворении иска, стороны, суд находит иск подлежащим полному удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено материалами дела, прокуратурой Быстроистокского района в ходе проведения проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что постановлением администрации Локтевского района Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ в Горняцкий детский дом был помещен несовершеннолетний З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родители которого лишены родительских прав (решением Локтевского районного суда ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ)

27.08.1996 года Администрацией города Горняка Локтевского района Алтайского края издано распоряжение № о сохранении жилого помещения по <адрес> течение всего времени пребывания ребенка в детском доме.

Постановлением № № Администрации Локтевского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетним З. закреплена жилплощадь по адресу: г. <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ за № Администрация Сычевского детского дома, куда ДД.ММ.ГГГГ был помещен несовершеннолетний З., направила запрос о состоянии жилплощади по адресу: г. <адрес> главе администрации Локтевского района, на что был дан ответ за подписью зам. главы администрации г. Горняка Ж. о тру что жилье не отвечает техническому и санитарному состоянию и физический износ строения превышает 65%.

Постановлением администрации г. Горняка Локтевского района Алтайского края № от 26 мая 2004 года З. поставлен на регистрационный учет для обеспечения жилой площадью за №.

Согласно решения Локтевского районного суда от 07.04.2008 года пользование жилым помещением по адресу: Алтайский край, Локтевский район, г. <адрес>, Ю., ДД.ММ.ГГГГг.р. и З. признано прекращенным.

В силу ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Федеральным законом № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. внесены изменения в ст. 5 указанного закона, касающегося финансового обеспечения дополнительных гарантий по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств бюджетов субъектов РФ.

В соответствии п. 4.3, 4.4. ч. 4 Постановление Администрации Алтайского края от 15.01.2008 N 8 "Об утверждении Положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края" структурное подразделение или комиссия органа местного самоуправле­ния, отвечающие за учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при участии специалиста по охране детства органов, осуществляющих управление в сфере образования, рассматривают заявление, изучают докумен­ты, подтверждающие, что лицо имеет статус сироты или лица, оставшегося без попечения родителей, отсутствие жилья, регистрацию (прописку) по месту подачи заявления, факт постановки в органах местного самоуправления на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и выносят заключение о возможности или невозможности предоставления субсидии.

Формирование сводного списка граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, а также подготовка проекта правового акта Администрации края о распределении безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья для граждан из указанной категории между муниципальными образованиями осуществляется управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи.

Заявка органа местного самоуправления на предоставление субсидии, заключение, анкета лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направляются в управление Алтайского края по образованию и делам молодежи для создания банка данных о лицах, не достигших 23-летнего возраста, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья на праве собственности или по договору жилищного найма.

Субсидии направляются управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи в бюджеты муниципальных образований, которые затем перечисляют их продавцу жилья на основании предварительного договора купли-продажи жилья или застройщику жилья на основании договора.

Согласно выписки из протокола № от 23.04.2010г. заседания обществен­ной жилищной комиссии при администрации района З. признан нуждающимся в жилом помещении и постановки его на учет.

В связи с тем, что в учетном деле З. имеется постановление администрации Локтевского района о закреплении за ним жилья, расположен­ного по адресу: Алтайский край, Локтевский район, г. <адрес>, которое вышло из права пользования З. по решению Локтевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, комитет по образованию и делам молодежи Алтайского края ему было отказано о включении в банк данных о лицах, не достигших 23-летнего возраста, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья на праве собственности или по договору жилищного найма.

Таким образом, З. не имеющий закрепленного за ним жилья, должен быть признан нуждающимся в жилом помещении и имеющим право на получение субсидии на приобретения жилья.

Суд, исходя из характера заявленного иска, отсутствие у органа опеки и попечительства расчетного счета полагает возможным освободить от взыскания расходов по оплате госпошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194–198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Быстроистокского района удовлетворить в полном объеме.

Признать за З., родившимся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, оставшегося без попечения родителей, право на внеочередное получения жилья.

Признать за З. право на включение в банк данных о лицах, не достигших 23-летнего возраста, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья на праве собственности или по договору жилищного найма, на приобретение жилья.

На решение может быть подана кассационная жалоба или кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Быстроистокский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий А.В.Шапорев