Решение о возложении обязанности по выплате среднего месячного заработка за третий месяц после увольнения



Дело № 2-145/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Быстрый Исток 23 июня 2011 года

Быстроистокский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Илларионова С.А.,

при секретаре Матыцыной Е.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Астанина Н.Д. к администрации Быстроистокского района Алтайского края о возложении обязанности по выплате среднего месячного заработка за третий месяц после наступившего увольнения

У С Т А Н О В И Л :

Астанин Н.Д. обратился в Быстроистоксий районный суд Алтайского края с иском к администрации Быстроистокского района Алтайского края о возложении обязанности по выплате среднего месячного заработка за третий месяц после наступившего увольнения.

В обоснование заявленных требований указал, что 10.03.2009 года между ним и администрацией Быстроистокского района Алтайского края был заключен трудовой договор . Согласно распоряжению от 10.03.2009 года -л он был принят на высшую муниципальную должность муниципальной службы, первым заместителем главы района.

На основании распоряжения от 26.11.2011 года Астанину Н.Д было направлено уведомление от 26.11.2010 года о сокращении штатов, согласно которому ему в течение двух месяцев с момента уведомления должна была быть предложена вакантная должность, соответствующая его квалификации. С уведомлением он ознакомился 30.11.2010 года. До истечения двухмесячного срока иной должности ему предложено не было.

Распоряжением о прекращении (расторжении) трудового договора от 17.02.2011 года -л Астанин Н.Д. был уволен с должности 31.01.2011 года. С данным распоряжением он ознакомлен не был. Запись в трудовой книжке об увольнении была произведена 17.01.2011 года и исправлена ответчиком на 17.02.2011 года 26.03.2011 года.

При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Астанин Н.Д. обратился в службу занятости г. Барнаула по вопросу постановки на учет в качестве гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы для трудоустройства и получения среднего месячного заработка за третий месяц (апрель 2011 года). Однако ему было отказано в устной форме в связи с тем, что администрация Быстроистокского района не направила данные службы уведомление о его сокращении, а также в связи с пропуском срока для обращения по данному вопросу.

Указанный отказ стал возможным в связи с тем, что он был уволен ответчиком с 31.01.2011 года. Распоряжение об увольнении Астанина Н.Д. было вынесено ответчиком 17.02.2011 год, запись в трудовой книжке об увольнении сделана 17.01.2011 года, до издания распоряжения, а исправление описки в месяце было произведено работодателем 26.03.2011 года. В связи с допущенными администрацией Быстроистокского района нарушениями при его увольнении он обратился в службу занятости населения по г. Барнаулу только после 17.02.2011 года, по истечении двухнедельного срока, установленного ч. 2 ст. 178 ТК РФ после увольнения.

Просит признать действия администрации Быстроистокского района Алтайского края в части непредоставления в службу занятости населения сведений о его увольнении в связи с сокращением численности штатов и по нарушению срока издания распоряжения от 17.02.2011 года -л о его увольнении с 31.01.2011 года незаконными, как повлекшими нарушение его прав и социальных гарантий и возложить на администрацию Быстроистокского района Алтайского края обязанность выплатить ему средний месячный заработок за апрель 2011 года как третий месяц после наступившего увольнения.

В предварительное и основное судебное заседание Астанин Н.Д. не явился, направив в суд сообщение, содержащее просьбу о рассмотрении дела в его отсутствие, а также пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении. О времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается телефонограммой, в которой также просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, приняв во внимание, направленные им в адрес суда письменные объяснения.

Представитель КГУ «Центр занятости населения Быстроистокского района» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика Смоленцева Т.Н., действующая на основании доверенности исковые требования Астанина А.Д. не признала и просила суд отказать в удовлетворении иска указав, что Астанин Н.Д. после увольнения в органы службы занятости как в с. Быстрый Исток, так и в г. Барнауле Алтайского края не обращался, на учет в качестве безработного не становился, в связи с чем у данных учреждений не имелось оснований для принятия решения о выплате ему выходного пособия за третий месяц после увольнения. Кроме того, с 26.04.2011 года Астанин Н.Д. состоит в трудовых отношениях с МУЗ «Городская больница г. Барнаула», в связи с чем он реализовал свое право на труд. С заявлением к ответчику об изменении даты увольнения не обращался.

Суд, с учетом мнения лиц участвующих в деле находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца, просившего рассмотреть дело в его отсутствие, а также третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

Исследовав письменные доказательства по делу, выслушав представителя ответчика Смоленцеву Т.Н., суд приходит к следующему.

В силу положений ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд рассматривает дело в пределах заявленных истцом требований.

Как установлено в судебном заседании Астанин Н.Д. 10.03.2009 года был принят на работу на высшую муниципальную должность муниципальной службы первым заместителем главы администрации Быстроистокского района Алтайского края. Указанное обстоятельство подтверждается имеющимся в деле трудовым договором , заключенным между Астаниным Н.Д. и администрацией Быстроистокского района Алтайского края 10.03.2009 года, а также распоряжением главы администрации Быстроистокского района Алтайского края от 10.03.2009 года -л (л.д.5, 12).

На основании распоряжения главы администрации Быстроистокского района Алтайского края от 26.11.2010 года -л «О сокращении штатных единиц штатного расписания Администрации района» Астанину Н.Д. было направлено уведомление от 26.11.2010 года о сокращении штата, с которым он ознакомился и поставил свою подпись 30.11.2010 года.

На основании распоряжения главы администрации Быстроистокского района Алтайского края о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) -л от 17.02.2011 года Астанин Н.Д. был уволен с должности первого заместителя главы администрации Быстроистокского района Алтайского края в связи с сокращением штата работников (п. 2 ст. 81 ТК РФ) с 31.01.2011 года.

В период времени с 28.02.2011 года по 18.03.2011 года работодатель произвел с ним окончательный расчет и выплатил компенсацию за неиспользованный отпуск, а также выходное пособие в размере среднего месячного заработка, предусмотренного ч. 1 ст. 178 ТК РФ за первый и второй месяц, что подтверждается справкой, предоставленной работодателем о перечислении на вклады международных банковских карт в Смоленское ОСБ 2328 (зарплатная карта) Астанина Н.Д. в общей сумме 111081 руб. 12 коп. 03.03.2011 года Астанину Н.Д. работодателем была выдана справка о средней заработной плате для предъявления в органы службы занятости, на что им также указано и в поданных в суд объяснениях.

В соответствии с ч. 3 ст. 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с Трудовым кодексом или иным федеральным законом сохранялось место работы (должность).

Как установлено в судебном заседании на 31.01.2011 года Астанин Н.Д. находился в отпуске, в связи с чем у работодателя в силу положений части 6 ст. 81 ТК РФ не имелось правовых оснований для его увольнения с данного числа. Распоряжение о прекращении трудового договора (увольнении) Астанина Н.Д. с 31.01.2011 года было издано работодателем только 17.02.2011 года. Однако действующее трудовое законодательство не предусматривает возможностей увольнения работника задним числом, так как статьей 84.1 ТК РФ установлен общий порядок оформления прекращения трудового договора.

Между тем, Астаниным Н.Д. законность его увольнения не оспаривается, истцом в рамках настоящего дела не ставится вопрос о его восстановлении на работе, либо изменения даты увольнения. Из направленных в суд Астаниным Н.Д. объяснений по существу заявленных требований, а также из поданного в суд искового заявления усматривается, что предметом настоящего спора является лишь взыскание с ответчика среднего месячного заработка за третий месяц после увольнения (апрель 2011 года) в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 178 ТК РФ, а требования о признании действий администрации в части непредоставления в службу занятости населения сведений о его увольнении в связи с сокращением численности штатов и по нарушению срока издания распоряжения от 17.02.2011 года -л о его увольнении с 31.01.2011 года незаконными, как повлекшими нарушение его прав, являются основанием иска.

Согласно ч. 6 ст. 84.1 ТК РФ в случае, когда в день прекращения трудового договора выдать трудовую книжку работнику невозможно в связи с его отсутствием либо отказом от ее получения, работодатель обязан направить работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте. Со дня направления указанного уведомления работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки.

Из пояснений представителя ответчика Смоленцевой Т.Н., данных в судебном заседании следует, что Астанин Н.Д. уведомлялся по телефону об издании распоряжения -л от 17.02.2011 года и необходимости получения трудовой книжки, однако соответствующих телефонограмм, подтверждающих данное обстоятельство работником кадровой службы администрации Быстроистокского района составлено не было. Из ответа, представленного ответчиком также следует, что распоряжение -л от 17.02.2011 года было вручено Астанину Н.Д. через служащего администрации Быстроистокского района Н. после 17.02.2011 года, однако конкретной даты вручения зафиксировано не было. Также пояснила, что указанные документы были переданы Астанину Н.Д. в период с 17.02.2011 года по 25.02.2011 года.

Факт получения Астаниным Н.Д. трудовой книжки, а также распоряжения -л от 17.02.2011 года о его увольнении по п. 2 ст. 81 ТК РФ им не оспаривается. При этом суд принимает во внимание, что истцом при подаче иска была приложена копия трудовой книжки, содержащая отметку о его увольнении из администрации Быстроистокского района Алтайского края с 31.01.2011 года и копия приказа -л от 17.02.2011 года.

Согласно ч. 2 ст. 25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 года при принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее чем за два месяца, а работодатель - индивидуальный предприниматель не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

Таким образом, по смыслу вышеуказанного положения закона работодатель обязан поставить в известность орган службы занятости по месту проведения данных мероприятий, поскольку сокращается не конкретный работник, а штатная единица, отвечающая определенным квалификационным требованиям.

Поскольку администрация Быстроистокского района Алтайского края направила в адрес Центра занятости населения по Быстроистокскому району сведения о предстоящем сокращении штата, то доводы Астанина Н.Д. о том, что ответчик не направил данные сведения по месту его жительства в г. Барнаул, чем нарушил его право не могут быть приняты во внимание.

В силу требований ч. 2 ст. 178 ТК РФ в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Из пояснений Астанина Н.Д., изложенных в исковом заявлении, а также письме, поступившем в суда до рассмотрения дела по существу следует, что он обращался в 2011 году в центр занятости населения по г. Барнаулу по вопросу его постановки на учет в качестве гражданина, зарегистрированного в целях поиска работы для трудоустройства и получения среднего месячного заработка за третий месяц (апрель 2011 года), однако ему было отказано в устной форме по тому основанию, что администрация Быстроистокского района не направила в данную службу уведомление о его сокращении, а также в связи с пропуском срока обращения по данному вопросу.

Как установлено в судебном заседании Астанин Н.Д. узнал о наличии распоряжения об увольнении -л от 17.02.2011 года после вышеуказанной даты. При этом суд принимает во внимание, что на лицевой счет (зарплатную карту) Астанина Н.Д. бухгалтерией администрации Быстроистокского района в период с 28.02.2011 года по 18.03.2011 года был произведен окончательный расчет при увольнении в порядке, предусмотренном ст. 140 ТК РФ, а также направлена справка о размере средней заработной платы от 03.03.2011 года.

Таки образом, суд исходит из того, что с 28.02.2011 года Астанин Н.Д. знал о своем нарушенном праве, в части издания приказа об увольнении -л от 17.02.2011 года, которым он был уволен с должности первого заместителя главы администрации Быстроистокского района с 31.01.2011 года.

В силу положений ст. 9 ГК РФ граждане по своему усмотрению распоряжаются принадлежащими им правами.

Между тем, Астанин Н.Д. не воспользовался своим правом на обращение к работодателю или в суд об изменении даты увольнения с 31.01.2011 года на 17.02.2011 года.

Из сообщения КГУ «Центр занятости населения г. Барнаула», направленного по запросу суда следует, что Астанин Н.Д. в КГУ ЦЗН г. Барнаула в период с 31.01.2011 года по время исполнения запроса (06.06.2011 года) не обращался. Аналогичные сведения по запросу суда поступили и из ГКУ ЦЗН в Быстроистокском районе Алтайского края. Аналогичный ответ дан указанным учреждением и по запросу ответчика.

Также, ответчиком представлен ответ и.о. начальника отдела кадров МУЗ «Городская больница » г. Барнаула от 09.06.2011 года согласно которому, Астанин Н.Д. с 26.04.2011 года на основании приказа -л принят на работу сторожем в приемное отделение данного муниципального учреждения здравоохранения и работает по настоящее время.

Поскольку органом службы занятости в установленном законом порядке не принималось решение о сохранении среднего месячного заработка за Астаниным Н.Д. в течение третьего месяца со дня увольнения, то суд находит необоснованными требования истца в части взыскания в его пользу с администрации Быстроистокского района Алтайского края среднего месячного заработка за третий месяц после увольнения – апрель 2011 года.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Астаниным Н.Д. не представлено суду доказательств, подтверждающих наличия решения органа службы занятости о постановке его на учет в качестве гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы для трудоустройства и отказа в получения среднего месячного заработка за третий месяц (апрель 2011 года). При этом его пояснения, содержащиеся в исковом заявлении и поданном в суд заявлении об его обращении в Центр занятости г. Барнаула по вышеуказанному вопросу опровергаются собранными по делу доказательствами.

С учетом вышеизложенного, суд исходит из того, что Астанин Н.Д. самостоятельно избирает способ защиты своих прав (ст. 12 ГК РФ), а требования истца о признании действий администрации Быстроистокского района Алтайского края в части непредоставления в службу занятости населения сведений о его увольнении в связи с сокращением численности штатов и по нарушению срока издания распоряжения от 17.02.2011 года -л о его увольнении с 31.01.2011 года незаконными, как повлекшими нарушение его прав, являются основанием заявленного требования о выплате средней месячной заработной платы за третий месяц после увольнения, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Астанина Н.Д.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-199 ТК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Астанину Н.Д. отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня вынесения решения суда через Быстроистокский районный суд Алтайского края.

Судья: С.А. Илларионов