Решение о понуждении к совершению действий



Дело № 2-251/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Быстрый Исток 24 ноября 2011 года

Быстроистокский районный суд Алтайского края в составе судьи Илларионова С.А.,

при секретаре Матыцыной Е.Л.,

с участием заместителя прокурора Быстроистокского района Чешель В.Н.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Быстроистокского района Алтайского края в защиту прав неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к муниципальному образованию сельское поселение «Хлеборобный сельсовет» Быстроистокского района Алтайского края в лице администрации Хлеборобного сельсовета Быстроистокского района Алтайского края о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Быстроистокского района в интересах неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации обратился в Быстроистокский районный суд Алтайского края суд с иском к муниципальному образованию сельское поселение «Хлеборобный сельсовет» Быстроистокского района Алтайского края в лице администрации Хлеборобный сельсовета Быстроистокского района Алтайского края о возложении обязанности разработать и утвердить в установленном порядке дислокацию дорожных знаков в муниципальном образовании «Хлеборобный сельсовет» Быстроистокского района Алтайского края.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в соответствии с действующим законодательством дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к вопросам местного значения поселения. Бездействие органов местного самоуправления, выразившееся в отсутствии утвержденной в установленном порядке дислокации дорожных знаков, нарушает права граждан на безопасность дорожного движения на территории муниципального образования, представляет угрозу их жизни, здоровью и имуществу, а также противоречит интересам общества и государства, так как провоцирует аварийные ситуации на дорогах.

В соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона № 131-Ф3 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Статья 3 указанного закона устанавливает, что дорожная деятельность - есть деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Ссылаясь также на положения Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Указ Президента РФ от 15.06.1998 года № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», Закон Алтайского края от 16.07.1996 года № 32-3C «О безопасности дорожного движения в Алтайском крае», ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», Приказ МВД РФ от 08.06.1999 № 410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», прокурор полагает, что автомобильные дороги, а также улицы населенных пунктов, находящиеся в ведении органов местного самоуправления, должны быть оборудованы дорожными знаками, которые размещаются на территории муниципального образования в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией, которая в свою очередь должна быть утверждена (согласована) с органом, осуществляющим государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения - ГИБДД.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей муниципального образования на безопасность дорожного движения.

В судебном заседании заместитель прокурора Чешель В.Н. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям изложенным в иске. Просила обязать ответчика в срок не позднее 30.03.2010 года разработать и утвердить в установленном порядке дислокацию дорожных знаков на территории муниципального образования «Хлеборобный сельсовет» Быстроистокского района Алтайского края.

Представитель администрации с. Хлеборобное, Быстроистокского района Алтайского края в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом. До рассмотрения дела по существу от и.о. главы Хлеборобного сельсовета Стародубовой Е.И. в суд поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя администрации, содержащее сведения о том, что ответчик исковые требования признает в полном объеме.

Представитель третьего лица ОГБДД МО МВД «Петропавловский» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования прокурора поддержал в полном объеме.

Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона № 131-Ф3 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в частности, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Статья 3 указанного закона определяет понятие дорожной деятельности - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с положениями Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке (статья 21).

Согласно статье 30 данного закона государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения организуются и осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Государственный надзор и контроль осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с положениями Указа Президента РФ от 15.06.1998 года № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее именуются - граждане) законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм (далее именуются - нормативные правовые акты) по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

В соответствии со статьей 3 Закона Алтайского края от 16.07.1996 года № 32-3C «О безопасности дорожного движения в Алтайском крае» органы местного самоуправления, обеспечивают, в частности, разработку в населенных пунктах комплексных схем организации дорожного движения, осуществляют мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог, находящихся в их ведении.

Исходя из положений Федерального закона «О безопасности дорожного движения», согласно которым законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 4), к данным правоотношениям применяются требования государственных стандартов.

В разделе 1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» указано, что настоящий стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.

Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Пункт 4.1.1 указанного государственного стандарта предусматривает, что автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размешенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.

Приказом МВД РФ от 08.06.1999 года № 410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» установлено, что заместитель начальника управления, отдела, отделения ГИБДД МВД, ГУВД, УВД, управления (отдела) внутренних дел района, города, округа, района в городе, курирующий деятельность службы дорожной инспекции и организации движения организует контроль за разработкой дислокаций дорожных знаков на дороги, утверждает их и дает предписания дорожным, коммунальным и другим организациям об установке (снятии) дорожных знаков (пункт 22).

Исходя из вышеприведённых норм права, можно сделать вывод о том, что автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов, находящиеся в ведении органов местного самоуправления, должны быть оборудованы дорожными знаками, которые размещаются на территории муниципального образования в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией, которая в свою очередь должна быть утверждена (согласована) с органом, осуществляющим государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения - ГИБДД.

Как установлено в судебном заседании, на территории муниципального образования Хлеборобный сельсовет Быстроистокского района Алтайского края имеются дорожные знаки, однако их дислокация в установленном порядке не разработана и не утверждена.

Согласно Уставу муниципального образования сельское поселение «Хлеборобный сельсовет» Быстроистокского района Алтайского края администрация Хлеборобного сельсовета является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом поселения, к полномочиям которого отнесено содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и краевого значения.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством обязанность по разработке схемы дислокации дорожных знаков на дорогах муниципального образования сельское поселение «Хлеборобный сельсовет» возлагается на администрацию, как орган местного самоуправления, уполномоченный осуществлять в силу пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ дорожную деятельность, к которой относится деятельность по содержанию автомобильных дорог, включающую в себя работы по разработке схем дислокации дорожных знаков (пункт 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подпункт 1 пункта 15 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной приказом Министерства транспорта РФ от 12.11.2007 года № 160).

С учетом вышеизложенного, требования прокурора являются обоснованными, направлены на обеспечение реализации органом местного самоуправления полномочий, возложенных на него федеральным законом, и на защиту права неопределённого круга лиц на безопасность дорожного движения.

Суд принимает во внимание мнение представителя прокуратуры относительно срока, который следует в соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ предоставить ответчику, - до 30.03.2012 года, поскольку данное мнение представителем ответчика не оспорено, и суд находит указанный срок достаточным для исполнения заявленного прокурором требования.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Быстроистокского района Алтайского края удовлетворить в полном объеме.

Возложить на администрацию Хлеборобного сельсовета Быстроистокского района Алтайского края в срок до 30 марта 2012 года разработать и утвердить в установленном порядке дислокацию дорожных знаков на территории муниципального образования сельское поселение «Хлеборобный сельсовет» Быстроистокского района Алтайского края.

Взыскать с администрации Хлеборобного сельсовета Быстроистокского района Алтайского края государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме <данные изъяты>.

На решение может быть подана кассационная жалоба или кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Быстроистокский районный суд Алтайского края в течение 10 дней.

Судья С.А. Илларионов