Решение об установлении долей, признании права собственности



Дело № 2-270/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 декабря 2011 года Быстроистокский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Илларионова С.А.

при секретаре Матыцыной Е.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Перова В.Н. к администрации с. Хлеборобное Быстроистокского района Алтайского края об установлении факта принятия наследства и признании права собственности в порядке приватизации

У С Т А Н О В И Л :

Перова В.Н. обратилась в суд с иском к администрации с. Хлеборобное Быстроистокского района Алтайского края об установлении факта принятия наследства и признания права собственности в порядке приватизации.

В обоснование заявленного требования указала, что ДД.ММ.ГГГГ она заключила договор на передачу квартиры по <адрес> в с. Хлеборобное, Быстроистокского района Алтайского края в собственность с АО «Хлеборобное». В связи с уточнением адресного хозяйства, согласно справке администрации с. Хлеборобное, Быстроистокского района Алтайского края, указанное в договоре приватизации жилое помещение является квартирой <адрес> в с. Хлеборобное.

На момент приватизации в квартире проживали и являлись членами семьи кроме Перовой В.Н. ее муж – Перов И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ее сын – Перов В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Согласно положений ст.ст. 2, 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 года, действующего на момент заключения договора приватизации, граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе и долевую. В силу положений ст. 53 ЖК РСФСР все участники имели равные права на приватизацию вышеуказанной квартиры.

ДД.ММ.ГГГГ умер Перов И.В. После его смерти в указанной квартире остались проживать Перова В.Н. и Перов В.И.

ДД.ММ.ГГГГ умер Перов В.И.

В соответствии со ст. 244 ГК РФ по соглашению участников совместной собственности на общее имущество может быть установлено долевая собственность. Такое соглашение при жизни Перова И.В. и Перова В.И. заключено не было.

В силу ст. 3.1 Закона РФ «О приватизации жилого фонда в РФ», в случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до ДД.ММ.ГГГГ, определяются доли участников общей собственности, в том числе и доля умершего.

Таким образом, доля каждого из участников приватизации в данном случае составляет 1/3 части вышеуказанной квартиры. При этом доля умерших Перова И.В. и Перова В.И. должна быть включена в наследственную массу.

Поскольку после смерти вышеуказанных лиц законная наследница первой очереди Перова В.Н. осталась проживать в <адрес> в с. Хлеборобное, Быстроистокского района Алтайского края, то в силу ст. 1153 ГК РФ она фактически приняла наследство.

Перова В.Н. просила установить факт принятия наследства открывшегося после смерти ее мужа – Перова И.В. и сына Перова В.И. на вышеуказанную квартиру.

Также, Перова В.Н. просила установить за ней право собственности <адрес> по адресу: <адрес> в с. Хлеборобное, Быстроистокского района Алтайского края

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, не возражали против удовлетворения иска, о чем имеется уведомление поступившее в суд до рассмотрения дела по существу.

Перова В.Н. в судебное заседание не явилась, просила дела рассмотреть в ее отсутствие, о чем имеется ее письменное заявление.

Выслушав пояснения свидетеля Филоненко С.И., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» от 04 июля 1991 год, в редакции, действовавшей на момент заключения договора о передаче (квартиры) дома в собственность от 22.09.1992 года граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную, долевую, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РСФСР и республик в составе РСФСР.

Согласно разъяснениям, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»» - в случае бесплатной приватизации занимаемого помещения несовершеннолетние наравне с совершеннолетними пользователями вправе участвовать в установлении общей собственности на это помещение.

В силу ч. 1 ст. 53 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на период приватизации квартиры, следует, что «члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения», - иными словами, права совершеннолетних и несовершеннолетних пользователей государственным и муниципальным жильем на приватизацию занимаемого помещения равны.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела Перова В.Н., Перов И.В. и их несовершеннолетний сын Перов В.И. на момент приватизации <адрес> в с. Хлеборобное, Быстроистокского района Алтайского края проживали в этой квартире, были зарегистрированы в ней постоянно, и следовательно имели равные права на участие в приватизации данного жилого помещения.

ДД.ММ.ГГГГ между АО «Хлеборобное» и Перовой В.Н. был заключен договор на передачу (квартиры) дома в собственность, согласно которому Перовой В.Н. на состав семьи из трех человек была передана в порядке приватизации квартира по <адрес> в с. Хлеборобное, Быстроистокского района Алтайского края.

В связи с переменой адресного хозяйства квартира, принадлежащая Перовой В.И. по договору на передачу (квартиры) дома в собственность от ДД.ММ.ГГГГ находится по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой выданной ДД.ММ.ГГГГ зам. главы администрации Хлеборобного сельсовета.

Согласно положений, содержащихся в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.

При указанных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу, что сделка по приобретению <адрес> в с. Хлеборобное, Быстроистокского района Алтайского края в результате приватизации была совершена в установленном законом порядке и право совместной собственности на данное жилое помещение возникло у Перовой В.Н., ее мужа Перовой И.В. их совершеннолетнего сына Перова В.И., проживавших на момент приватизации в указанном жилом помещении, что в свою очередь подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной зам. главы администрации Хлеборобного сельсовета Быстроистокского района Алтайского края.

Согласно свидетельства о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ Жилина В.Н. заключила брак с Перовым И.В., супругам присвоена фамилия Перовы. Перов И.В. и Перова В.Н. являются родителями Перова В.И., родившегося ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о рождении, имеющимися в материалах дела.

В соответствии со ст. 244 ГК РФ имущество может находится в общей совместной собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).

В данном случае, поскольку договором доли участников приватизации не были установлены, следует считать, что жилое помещение было передано в совместную собственность всех вышеуказанных лиц.

На основании ст. 254 ГК РФ, установлено, что раздел общего имущества между участниками совместной собственности может быть осуществлен после предварительного определения доли каждого из участников в праве на общее имущество.

При разделе общего имущества и выделе из него доли, если иное не предусмотрено законом или соглашением участников, их доли признаются равными.

Как следует из материалов дела, Перов И.В. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти, выданным администрацией Хлеборобного сельсовета Быстроистокского района Алтайского края ДД.ММ.ГГГГ.

Перов В.И. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти, выданным администрацией Хлеборобного сельсовета Быстроистокского района Алтайского края ДД.ММ.ГГГГ.

В силу требований ст. 3.1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до ДД.ММ.ГГГГ, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.

Таким образом, доли участников приватизации в праве общей совместной собственности на жилое помещение в настоящем случае должны быть установлены в виде 1/3 доли каждому участнику совместной собственности.

Согласно п. 2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно не заключалось, и где бы оно не находилось.

В силу п. 1 ст. 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Поскольку судом из пояснения истца, содержащихся в исковом заявлении, представленных документов – свидетельства о заключении брака и свидетельства о рождении, установлено, что Перова В.Н. состояла в зарегистрированном браке с Перовым И.В. и является матерью Перова В.И., следовательно, она является наследником первой очереди после смерти вышеуказанных лиц.

После смерти Перова И.В. и Перова В.И. открылось наследство.

Фактически Перова В.Н. приняла наследство, то есть после смерти своего мужа Перова И.В. осталась проживать в <адрес> в с. Хлеборобное, Быстроистокского района Алтайского края, приняла меры по сохранению наследственного имущества. Указанные обстоятельства подтвердила в судебном заседании и свидетели Филоненко С.И.

Согласно ч. 2 ст. ст. 1153 ГК РФ, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.

При указанных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Перова В.Н. в соответствии со ст. 1153 ГК РФ фактически приняла наследство, открывшееся после смерти ее мужа Перова И.В. и его доля в праве собственности на <адрес> в с. Хлеборобное, Быстроистокского района Алтайского края подлежит включению в наследственную массу.

Следовательно, оставшаяся после смерти Перова И.В. 1/3 доля в праве собственности на вышеуказанное жилое помещение переходит к Перовой В.Н.

Как следует из положений п. 1 ст. 1152 ГК РФ для принятия наследства наследник должен его принять, а соответствии с п. 2 указанной статьи принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чём бы оно ни заключалось и где бы оно не находилось.

В соответствии с п. 1 ст. 1153 ГК РФ следует, что принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Согласно сообщению нотариуса Быстроистокского нотариального круга Колбина В.А. от ДД.ММ.ГГГГ им заведено наследственное дело к имуществу Перова В.И., умершего ДД.ММ.ГГГГ Из представленного в суд ответа следует, что заявление о принятии наследства поступило от Перовой В.Н., являющейся матерью вышеуказанного лица (наследодателя). Сведения о других наследниках в материалах наследственных дел отсутствуют.

Из указанного следует, что Перова В.Н. приняла наследство в установленном законом порядке после смерти своего и сына Перова В.И. Спора о наследственном имуществе не имеется.

В силу п. 1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Исходя из чего, Перовой В.И. было принято всё наследство принадлежащее наследодателю Перову В.И., в том числе и принадлежащее им право собственности на спорную квартиру.

В связи с чем, суд считает не подлежащими удовлетворению требование Перовой В.Н. об установлении факта принятия наследства на спорную квартиру после смерти ее сына Перова В.И. по тем основаниям, что факт принятия наследства не подлежит установлению судом в силу ст. 1153 ГК РФ приняла наследство после смерти своего сына Перова В.И., данный факт подтвержден сообщением нотариуса о том, что им заведено наследственное дело после смерти вышеуказанного лица по заявлению наследника первой очереди Перовой В.Н. Следовательно вынесение судебного решения об установлении факта принятия наследства в данном случае не требуется.

Истцом при подаче иска в суд были понесены расходы на уплату государственной пошлины в размере <данные изъяты>. но, учитывая, что со стороны ответчика не было совершено каких-либо виновных действий, послуживших основанием для обращения истца в суд с указанным иском, расходы по оплате государственной пошлины взысканию с ответчика в пользу истца не подлежат.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Перова В.Н. удовлетворить частично.

Установить факт принятия наследства Перова В.Н., открывшегося после смерти П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.

Признать за Перова В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения право собственности на <адрес> в с. Хлеборобное, Быстроистокского района Алтайского края.

В удовлетворении требований об установлении факта принятия наследства Перова В.Н. после смерти ее сына Перова В.И. отказать в связи с отсутствием необходимости установления данного факта.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня вынесения решения суда через Быстроистокский районный суд Алтайского края.

Судья: С.А. Илларионов